30 ноября 2010, 16:30

«Он еще долго продержался»

В карельском парламенте состоялось заседание рабочей группы по закону о ветеранском звании и порядке его присвоения.

Самый большой урон ветер нанес Кеми. Здесь обрушился пешеходный навесной вантовый металлический мост длиной 180 метров через реку Кемь, который соединял микрорайон Гайжево с административным центром города.     Предварительная причина обрушения — стечение неблагоприятных погодных условий: отрицательные температуры с сильными порывами ветра до 21 м/с. Но местные жители считают, что не обошлось и без традиционной российской безалаберности.

Наш внештатный корреспондент в Кеми Вероника Федотова сообщает: Гайжевский мост рухнул с городской стороны между 5 и 6 часами утра. Жителей прилегающих улиц разбудили сильный грохот и странные звуки. М. А. Костина фактически не спала в эту ночь. Боялась пожара: у одного ее соседа печная труба прохудилась, а у другого электрическая сеть замыкает. А тут такой ветер. В эту ночь «искрило» особенно сильно, и женщина звонила в «пожарку», чтобы оттуда вызвали электриков. (Номер их телефона в городе никто не знает).

Когда все успокоилось, и Мария Андреевна уснула, раздался сильный хлопок, за ним второй. Про мост она не подумала, а утром муж принес новость: ведь мост упал. «Господи, как упал?! Уж не были ли там люди?!»

Галина Рогова из поселка Гайжево рассказывает: «Брат пошел на работу к пяти утра. Мост еще стоял. К шести утра на работу поехал зять и увидел, что мост лежит в реке. Проходил ли кто-нибудь по нему в момент обрушения, достоверно неизвестно».

В этот день на работу не попала, наверное, половина поселка. Те, кто посмелей, решились перейти реку по тонкому льду или сделали почти 8-километровый крюк по лесу до следующего моста. Идти по реке небезопасно, кругом полыньи.

Жители Гайжево опять оказались оторваны от города. Бывший поселок сплавщиков стоит на материке, на правом берегу реки. Лишь сравнительно недавно дорога в город стала для них относительно безопасна. До декабря 2001 года все перебирались через реку по наплавным сооружениям - бонам. В период ледостава и ледохода риск увеличивался многократно.

Когда ГУП «Мост» за 24 миллиона рублей возвел навесной вантовый мост, в поселке был настоящий праздник. Поздравлять жителей приехал даже Сергей Катанандов. Мост длиной 180м и шириной 2,5 м соединил 160 метров реки между двумя берегами. Знак при въезде сообщал, что предназначен мост исключительно для пешеходного движения и проезда легкового автотранспорта. Почему власти выбрали такой вариант, местные жители не могут понять до сих пор. Как в поселок попадет спецтехника? Как доставлять дрова? Как чистить дорогу?

«Мост должен был упасть, — говорят в один голос местные жители, — он еще долго продержался. По нему постоянно гоняли большегрузную технику: КамАЗы, самосвалы, нагруженные под завязку, ведь в Гайжево строят большой дом. Сами видели, как по мосту полз на правый берег грейдер. Летом на переправе провалилась машина с дровами, так даже ГАИ приезжала».

Вантовый мост потому так и называется, что конструкцию удерживают на весу гибкие элементы (ванты). Максимум веса, который они способны выдержать — 3,5 тонны. Но всем было наплевать, что это требование постоянно нарушается. Безусловно, мост должны были периодически осматривать, составлять какие-то акты. Но пока имя обслуживающей организации узнать не удалось.

Не исключено, что мост изначально имел скрытый дефект. Сейчас, когда он рухнул, стало видно, что правый вант имеет надрыв. Видимо, появился он давно, поскольку успел заржаветь. Надо благодарить бога, что мост не рухнул в ледяную стремительную воду вместе со школьным автобусом, несчастными пешеходами и той техникой, которую по нему нещадно гоняли. Можно, конечно, все списать на сильный ветер, но у местных жителей нет сомнения что мост разрушили в том числе и грубейшие нарушения правил эксплуатации, на которые ответственные лица спокойно взирали не один год. Сейчас несчастных гайжевцев в авральном порядке спасает вся республика. На ликвидацию последствий чрезвычайно ситуации брошены все средства нищего местного бюджета. А гайжевцы опять остались без моста.

По данным МЧС на 29 ноября, в Кеми начались работы по разбору мостовых конструкций для недопущения в дальнейшем ледового затора в месте обрушения моста.

На месте происшествия находится судно с воздушной подушкой «МАРС-700» для доставки жителей Гайджево на большую землю. На расстоянии 800 метров от моста располагается несанкционированная ледовая переправа, толщина льда которой колеблется от 3 до 10 см. В понедельник начались работы по наращиванию толщины льда, для возможности передвижения не только пешеходов, но и автомобилей.

Досье «ТВР-Панорамы»

Пешеходный мост через реку Кемь

Год постройки 2001. Максимальная нагрузка 3,5 тонны. Соединяет микрокайон Гайжево с центром Кеми. Население микрорайона — 251 человек, из них 38 детей, домов — 104, из них двухэтажных — 2, остальные одноэтажные деревянные, жилищный фонд поселка неблагоустроенный — отопление печное. В Гайжево имеется фельдшерский пункт, котельных нет, водопровода нет. Мост находится в ведении Кемского городского поселения.