12 ноября 2019, 08:00

В сфере оборота алкоголя рост правонарушений в Карелии составил 60%

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 12 ноября в 1999 году

Налоговая инспекция с поддержкой силовиков дружно отправилась в магазин. Причем, за алкоголем. Было это ровно 20 лет назад. Оптовой торговлей алкогольной продукцией занимались тогда в Карелии 16 предприятий. С середины сентября жизнь их особенно осложнилась, поскольку налоговые органы республики стали проводить ежедневные проверки организаций, занятых в этом бизнесе. Журналистов тоже пригласили местные налоговые службы принять участие в очередном рейде.

Визиту не слишком желанных гостей подвергся небольшой магазинчик, имевший неосторожность располагаться недалеко от штаб-квартиры налоговиков. Впрочем, в любом случае избежать проверки ему вряд ли удалось бы. Подобные рейды с 15 сентября стали ежедневными. За это время налоговые службы республики при поддержке милиции произвели 289 проверок. Было выявлено 88 нарушений, что привело к составлению 60 протоколов и конфискации алкоголя и табака на общую сумму 77 тысяч рублей. Руководитель пресс-службы УМНС РФ по РК С.М.Громова заявила: «В Карелии не такая неблагополучная обстановка, как в республиках Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Воронежская, Саратовская, Новосибирская области. Но и у нас есть рост количества нарушений в сфере оборота алкогольной и табачной продукции. За 9 месяцев 1999 года, по сравнению с предыдущим, рост количества нарушений в этой сфере более 60%».

По мнению представителей налоговых служб, эта цифра свидетельствовала о том, что они проводят свои проверки чаще и с большей эффективностью. В том, насколько тщательно изучается выставленный на витрины товар, журналисты смогли убедиться на месте. Специальные машинки для проверки акцизных марок, которые ввели в марте 1999 года, пищали, подтверждая их подлинность. Тем не менее, владельцев магазина не миновала горькая чаша налоговых санкций. Оказалось, что площадь их предприятия всего 45 квадратных метров. По федеральному же закону магазин, где торгуют алкоголем, должен был быть гораздо просторнее — не менее 50-ти.

С ноября 1999 года над должниками по квартплате навис дамоклов меч. Во всяком случае, так думали в мэрии, еще летом решив выселять должников в «деревяшки». Администрация Петрозаводска утвердила постановление об упорядочении сбора платежей с населения за жилищные и коммунальные услуги. И с тех пор несвоевременная оплата повлекла за собой начисление пени. А при задолженности за 6 месяцев граждане в судебном порядке рисковали быть выселенными в другое жилое помещение. Суровость решения объяснялась тем, что на тот момент горожане были должны коммунальным службам Петрозаводска почти 28 миллионов рублей. Причем, примерно каждый шестой житель города не платил за квартиру уже более трех месяцев. То есть злостными неплательщиками в Петрозаводске была четверть горожан. Директор учреждения «Служба единого заказчика» В.И.Загребин, к которому у коммунальщиков тоже было немало претензий, так как это учреждение занималось сбором денег с населения, сообщил:

«Основная масса этих долгов идут по таким крупным районам, как Древлянка, Кукковка (порядка 10 миллионов долгов). Начисление по оплате за техническое обслуживание составляет там бОльшую долю». Неплатежи влекли за собой и другую проблему. Вот уже три месяца работники коммунальных служб не получали заработную плату. Долг им составлял около 8 миллионов рублей (на акции протеста то и дело выходили дворники, сотрудники ГорДЭУ или Спецтранса). То есть суммы всей задолженностей хватило бы на несколько месяцев стабильного финансирования. В этих условиях администрация города решилась на экстраординарные меры. В мэрии утвердили положение, по которому вводилось не только дифференцированная система оплаты коммунальных услуг, в зависимости от уровня дохода горожан, но и устанавливались жесткие меры воздействия на должников, вплоть до выселения.

«На сегодня предоставлено право жилищно-эксплуатационным предприятиям по нашей доверенности обращаться в суд к тем гражданам, кто долгое время не платит за жилье. И не хочет возмещать этот долг. К таким гражданам будет применяться меры по выселению из этого жилья», - заявил Загребин. До этого к подобным мерам коммунальные службы не прибегали. Хотя пугали их реальностью. Хотя и пытались найти другие способы выхода из проблемы. Например, с использованием взаимозачетов с предприятиями, Службой занятости, предоставление субсидий.

И еще немного о деньгах. Министр финансов Карелии Александр Колесов заявил, что после того, как были решены проблемы с выплатой пенсий и зарплат бюджетникам, главная забота — своевременный расчет по детским пособиям. Кроме того, он пояснил некоторые положения проекта бюджета республики на 2000 год, который был утвержден в правительстве. В проекте бюджета по сравнению с прошлым годом увеличились расходы по всем статьям. Другое дело, что сделано это было неравномерно. «Например, министерство здравоохранение имеет наибольшее число так называемых защищенных статей. Кроме зарплаты это медикаменты, питание и так далее. Поэтому там рост больше. Министерство, скажем, культуры, где кроме зарплаты других защищенных статей нет, там рост меньше», - отметил Колесов.

Кроме того шло планомерное сокращение размеров внутренней и внешней задолженности Карелии. Если еще в 1998 году она по размеру примерно равнялась бюджету республики, то к осени 1999-го сократилась на 20%. Если так пойдет дальше, то через четыре года ее не будет вовсе — оптимистично заявил министр. После того, как правительству удалось решить проблему долгов по зп, на повестке дня остались детские пособия: «У нас максимально была по ним задолженность 158 миллионов рублей. Только в этом месяце мы перечислили около 50-ти».

Неминуемо на пресс-конференции возникла скандальная тема последних дней — ситуация в Олонецком районе (напомним, что там активисты стали собирать подписи, чтобы провести референдум и отправить в отставку главу района Василия Попова). А по взаимной договоренности ведь 1999 год в Олонце проводился эксперимент, согласно которому все доходы оставались в местном бюджете, но прекращалась дотация из Петрозаводска. При составлении бюджета на 2000 год правительство от эксперимента отказалось вопреки желанию мэра Олонца Василия Попова.

По мнению министра финансов, Олонецкая администрация не оправдала доверия: «Вероятно, мы переоценили желание и главное — понимание ответственности руководителя, который взялся за этот эксперимент». Обещали, что выводы по результатам эксперимента сделает специальная комиссия. Однако Олонецкая мэрия повела себя странно. «Мы столкнулись с беспрецедентным — не только в истории финансов Карелии, но и России — фактом, когда проверяющая комиссия, которая отправилась в Олонецкий район, больше двух недель не допускалась к проверке главой местного самоуправления. Почему не пускают? Наверное, там есть что прятать — у меня такое предположение возникает. Если бы там было все хорошо, какой смысл тогда не пускать проверяющих», - рассказал Александр Колесов.

Таким было 12 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.