В Петрозаводске отключили электричество и газ одновременно
Ровно 20 лет назад страна переживала очень тяжелый период. Наверное, многие читатели вспомнят, как в квартирах отключали одновременно и газ, и электричество, а если учесть, что и тепло поступало в ограниченном количестве, то вполне понятно, что эти воспоминания не доставят нам сегодня никакого удовольствия.
Работники «Петрозаводскмаша» в 1996 году одними из первых ощутили, каково жить без тепла и огня. Газ в общежитии отключили за неуплату. Ведь этот завод был одним из основных задолжников платы за газ. «Вчера вермишель варила полтора часа. А ребенок ждет, кушать хочет, кричит, ведь он не понимает, что газа нет», - пожаловалась одна из мам. Несмотря на то, что десятки семей с маленькими детьми ежемесячно платили за общежитские метры от 200 до 300 тысяч тысяч рублей, они оказались крайними в разборках между заводом и Горгазом.
Однако в подобной ситуации совершенно по иной причине оказывалась и добрая половина петрозаводчан, потому что газа в городе осенью 1996 года почти не осталось. Городской бюджет долгов не имел, но договоры на поставку заключал Карелгаз, который в свою очередь получил лишь половину из необходимых средств из кошелька республики.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям объявила режим повышенной готовности. В боевую готовность приводили Электросети, бани и СЭС. На всякий случай даже обсуждали места размещения походных кухонь. Начальник штаба ГО и ЧС Юрий Ивуков сообщил: «Республиканские органы — прежде всего госкомитет РК по ликвидации чрезвычайных ситуаций — контролирует положение в городе. И главное — не драматизировать ситуацию с газом, типа «что произойдет, если мы его отключим», этим вопросом мы занимаемся. А надо приложить все усилия к тому, чтобы газ был».
Если владельцы газовых плит жили в ожидании полной отключки голубого топлива, то обладатели электроплит тоже вовсе не благоденствовали. В городе в 1996 году было 40 тысяч электроплит, которые даже при знаке качества имели обыкновение ломаться. И это грозило большими проблемами. Поскольку даже при наличие денег на новые элементы, заменить их было просто нечем.
Их попросту не было в наличии. Директор муниципального предприятия «Контакт» В. Зыблев сообщил: «В данный момент сложилась такая ситуация, что у нас склад полностью пустой. Выполнить все заявки, которые у нас сделали квартиросъемщики, мы не можем. Хотя согласно договоров, мы эту работу обязаны выполнить. И в этом же договоре есть пункт, по которому ЖЭУ нам обязано производить оплату. ЖЭУ нам не оплачивает, поэтому мы уже не в состоянии делать ту работу, которую у нас по уставу и договорам. В данный момент на предприятии отсутствуют полностью все запасные части».
Но даже в эти трудные 90-е годы изыскивали возможности, чтобы построить или отремонтировать какой-то важный объект. И все это — практически при полном отсутствии денег. Например, для реконструкции бассейна Дома физкультуры вместо финансов был выделен лес. И, как говорится, лед тронулся! Даже ожидали, что в сентябре 1997 года чаша бассейна наполнится водой. Волей-неволей руководителям спорткомитета республики пришлось заняться коммерцией. 80 кубометров леса, выделенные спортсменам вместо денег, потихоньку сумели продать.
И первую очередь ремонта — пока не созидательных, а разрушительных работ — вели сотрудники ПМК-115. Директор Дома физкультуры Василий Тимаков обнадежил: «Идет детальная проработка основного проекта. Но пока сам он еще находится в сыром виде. Сейчас рабочие делают разборку, уборку мусора. И в ближайшее время наверняка начнутся какие-то конструктивные работы по перекрытию. Возможно, скоро будет заменена кровля». От себя добавим, что ремонт двигался все же менее быстрыми темпами, чем хотелось бы, и закончить его смогли далеко не в те, запланированные сроки.
Таким было 1 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1996 году?