29 октября 2018, 08:00

Три карельских мужика подняли рыбное хозяйство после развала завода

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 29 октября в 1998 году.

В 50-е годы прошлого века в Карелии начали появляться рыбные хозяйства, которые занимались воспроизводством разных пород рыб в местных водоемах. Один из таких рыбных заводов возник около 40 лет назад в местечке Крошнозеро, но разорился и почти исчез с началом перестройки. Крошнозеро находится примерно в часе езды от Петрозаводска. В октябре 1998 года туда отправилась съемочная группа телекомпании «Ника», чтобы сделать репортаж о возрождении. Гидросооружения уцелели от народных набегов. Хозяйство это осталось от Сямозерского рыборазводного завода, который возводился в далекие 50-е годы. На строительство были приглашены в том числе и стройотряды студентов из университета Патриса Лумумбы. Старожилы помнили труд на этих плантациях заезжих африканских братьев-студентов. В 70-е годы заводик был построен окончательно. Началось победное шествие выведенной в здешних питомниках рыбы. Карп и форель шли косяком.

Как и все хорошее, долго это у нас длится не могло. С началом перестройки заводик пришел в запустение. Рыба перестроиться не успела, а потому исчезла не только из питомников, но и с магазинных прилавков. Местные жители тоже остались внакладе. Ведь наряду с товарной рыбой завод взращивал из икры мальков рыбу для водоемов. Питомцы завода выпускались в озеро и другие ближайшие водоемы на радость местным и заезжим рыбакам. Так как с разорением завода озеро больше никто не зарыблял, отсюда выловили почти всю щуку и леща, а судак исчез вовсе. В 1996 году Карелрыбвод услышал мольбы местного населения и передал эти 132 гектара кооперативу «Резонанс», который включал руководителя Олега Алексеевича Осташкова, а также работников Владимира, Андрея и гончую Риту. Сначала они ужаснулись наследству, затем решили, что самое время собирать камни. Председатель кооператива рассказал: «Силы мы затратили гигантские.

Если сделать инженерные выкладки, то это будет большая работа. И все делали сами, своими руками, своей машиной. Вот у меня богатырь, может трубу поднять сто килограмм». Олег Алексеевич, в прошлом научный сотрудник института Рыбного хозяйства, не преувеличивал. Стокилограммовую трубу, необходимую часть для починки акведука и водного канала, Владимир и Андрей установили сами. Сами же восстановили два пруда из 33-х. Заодно проявили чудеса инженерной мысли, восстанавливая гидротехнические сооружения. «Я уже в возрасте, и планировал, конечно, не все пруды. Но благодаря их энтузиазму взялись за все пруды. И кажется, глядя на их усердие, что у нас что-то получится», - признался Осташков. Что же касается населения поселка, то оно пока на большие грабежи не отваживалось. Разве что обзывало арендаторов кулачьем и забавлялось мелкими пакостями: «Воруют, скажем, стекла. Сейчас ночи темные, за всем не уследишь. Придет кто-то тихонечко, стекло снимет и все. Крадут доски». Еще один неприятель — лесная норка, но этого врага взяла на себя Рита и успешно с задачей справлялась. Жили хозяева охотой и рыбной ловлей. Питались той же самой рыбой, которую собственноручно заселили в Крошнозеро. И помимо сохранения уникальных прудов и воспроизводства рыбы в местных водоемах хотели бы разбогатеть. В перспективе надеялись на товарооборот ценной рыбы, помня, как из этих самых мест когда-то развозили по магазинам свежую форель и карпа. «Перед нами стоит задача сохранить пруды. Как производственную мощность.

Потому что эта мощность способна давать даже на первых порах сто тонн рыбы, товара. А это уже кое-что в наше голодное время», - заявили работники кооператива. Ну-ка, кто ездит в Крошнозеро? Как там сейчас обстоят дела с рыбой? Пишите в комментариях!

А тогдашний управляющий Петрозаводским ликеро-водочным заводом Владимир Миронов объяснял генеральному консулу Великобритании, как делать водочный бизнес в России. Эта встреча в главной винно-водочной цитадели республики входила в программу визита консула. Больше всего его интересовало, как осуществляется государственная монополия на эту весьма прибыльную в России продукцию. К сожалению, порадовать консула было нечем: ситуация на предприятии складывалась в те годы непростая. Работать приходилось в половину своей мощности, так как население в большинстве предпочитало покупать не качественную фирменную водку, а дешевую, изготовленную в основном подпольно из канадского спирта. Прибыль от ее реализации полностью уходила в теневую экономику.

А легальные предприятия вынуждены были все заработанные деньги отдавать в государственную казну. Чтобы победить левых в этой конкуренции, по мнению управляющего, необходимо было уменьшить акцизы. Но это было не реально, тем более, что перед фискальными органами поставили очередную задачу — вдвое увеличить сборы налогов от реализации алкоголя.

Таким было 29 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.