22 июля 2024, 19:28

Смена мобильного тарифа могла обойтись петрозаводчанке в 2 млн рублей

Телефонные мошенники устроили "допрос следователя" по видеосвязи в мессенджере

Текст: Марина Бедорфас

Технологии телефонного мошенничества развиваются быстрее науки и любой другой отрасли. Поймать тех, кто вымогает деньги у телефонных жертв, довольно сложно. И несмотря на все предупреждения полиции и СМИ, жители Карелии продолжают дарить свои сбережения и кредиты тем, кто научился грабить онлайн.

Как нашему изданию сообщили в пресс-службе МВД Карелии, только за прошедшие полгода жители республики перевели мошенникам 300 миллионов рублей. И очень часто это не только личные сбережения, но и навязанные кредиты, и прибыль от продажи недвижимости. В полицию обратились за это время 1300 обманутых граждан. И среди них, отмечают правоохранители, не только пенсионеры, но и студенты, педагоги, медсестры, люди творческих профессий, чиновники, слесари и даже дети, которые играют в онлайн-игры.

Пополнить многомиллионную копилку мошенников могла и 67-летняя петрозаводчанка. Она уже вызывала такси и была готова ехать в банк, но «дело» злоумышленников испортил ее 10-летний внук. Он забил тревогу, что бабушка очень долго в закрытой комнате разговаривает с кем-то по телефону, пишет заявления, отправляет коды, а потом он увидел допрос следователя по видеосвязи. И забил тревогу.

Схема обмана на этот раз была такая. Женщине позвонил «оператор» сотовой связи и предложил сменить старый тариф на более выгодный. Для того чтобы рассмотреть несколько вариантов, необходимо было авторизоваться — проверить данные, кому действительно принадлежит номер телефона. Он продиктовал адрес и данные паспорта. Все совпадало. Тогда лжеоператор направил код в смс для подтверждения авторизации. И петрозаводчанка этот код ему продиктовала.

После этого сразу пришло сообщение якобы от портала Госуслуг, в котором сообщалось, что в личный кабинет совершен вход с чужого устройства и, если вы этого не делали, срочно позвоните на горячую линию. И, конечно, тут же был сообщен номер той самой очень горячей линии.

Пенсионерка набрала этот номер. И разговор по горячей линии портала Госуслуг занял в итоге почти 4 часа. За это время мошенники разыграли настоящий спектакль с разными ролями.

«Сначала мне сказали, что мошенники уже вошли в мой личный кабинет на портале Госуслуг и теперь у них есть доступ ко всем моим данным, они могут набрать кредиты, могут продать мой дом, списать со счетов все мои деньги.

Потом меня попросили написать заявление под диктовку на имя руководителя портала, в котором указать, что я сама по невнимательности передала данные мошенникам и прошу помощи разобраться в ситуации. Я его написала и сфотографировала, отправила этой Анне Александровне, которая якобы очень за меня переживала и хотела помочь»,

- рассказала женщина.

Очень важный момент в работе таких преступников: они не разрешают отключать телефон, держат человека в постоянном стрессе, как бы на крючке, просят вести диалог только наедине, уйти в отдельную комнату и самое главное — не общаться с родными, никому ничего не сообщать, поскольку информация очень конфиденциальная.

«Я постоянно смотрю и читаю новости, в том числе видела сюжеты про таких мошенников, о разных способах обмана мне рассказывают дети и внуки.

И не так давно был звонок, когда мне рыдающая дама представилась моей дочерью и сообщила, что сбила пешехода, что она в больнице и ей нужны деньги. Голос был очень похож. Но я сразу перезвонила дочери, и стало понятно, что это мошенники.

Здесь же происходил какой-то гипноз, дочь звонила внуку и очень просила прекратить это общение, она сразу сказала, что это мошенники. Но я была так вовлечена в процесс и, можно сказать, запугана, что ее не слушала, а продолжала с ними общаться», - продолжает петрозаводчанка.

 

Далее спектакль уже продолжался по видеосвязи в одном из мессенджеров. Анна Александровна — добрая женщина с портала Госуслуг нашла для потерпевшей следователя ФСБ. Он на фоне портрета президента России, в форме и при погонах начал вести допрос. И сообщил, что от имени петрозаводчанки мошенники перевели 2 миллиона рублей террористам ВСУ. И теперь она предстанет перед судом как соучастница, пособница терроризма.

«На мой возглас, что у меня нет таких денег на счетах, следователь сказал, что деньги были не ее, а вот перевод от ее имени. И им, как правоохранителям, это совершенно неважно, никто не будет разбираться, были у меня такие сбережения или нет. Мне грозит огромный срок. Но ситуацию можно еще исправить»,

- продолжает женщина.

И тут начался следующий этап истории. Когда пенсионерка должна была очень быстро, до приезда дочери и зятя домой, успеть съездить в банк. Она уже оделась и собралась ехать. На момент вызова такси мошенники разрешили отключить телефон. И тогда женщина по просьбе внука позвонила дочке. И та ей запретила куда-либо ехать, запретила отвечать на звонки, а внук после этого заблокировал номера и отключил мобильный интернет.

 

«Во время общения с ними были моменты, которые начинали меня напрягать, и возникали сомнения, но они тут же переключали внимание на «мое преступление», и бдительность притуплялась. Они меня так раскрутили, что я никогда бы и представить этого не могла. Постоянно торопили, чтобы я успела до приезда родных домой, просили выгнать из комнаты внука, прежде спросили, сколько ему лет. И когда услышали, что ему 10, сказали, нет, ему уже это слушать нельзя. Потом у "следователя" были ужасно неопрятно приклеены волосы, как в плохом театре, я подумала, он, наверное, быстро меняет роли. Разговаривал он вальяжно, даже по-хамски, как бы давая мне понять, что я сама во всем виновата», - поделилась горожанка.

Через пару часов телефон пенсионерки снова включили, оказалось, что мошенница звонила еще 6 раз, а потом написала сообщение, почему их жертва перестала выходить на связь. Большой куш сорвался в тот день.

«И когда поняла, что это мошенники, благодаря внуку, мне стало так плохо, начался озноб, тошнота, слабость, я боялась, что во время этих переговоров у меня случится инфаркт. Отходила я от этого два дня. И это при том, что я не успела отправить им деньги. А ведь что потом происходит с людьми, которые лишаются накоплений или еще берут кредиты?!»

 

Сотрудники полиции напоминают, будьте внимательными, не передавайте незнакомым людям свои данные, не вступайте с ними в диалог. И если у вас есть пожилые родственники, с ними необходимо провести беседу. А тариф сотового оператора можно поменять в личном кабинете самостоятельно или обратиться в офис оператора. // Фото: пресс-служба МВД Карелии.