Родители учеников одной из школ Петрозаводска написали мэру воззвание

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 8 июня в 1998 году.

В конце учебного года 20 лет назад появилась мысль присвоить петрозаводской школе № 17 статус гимназии (забегая вперед скажем, что спустя какое-то время это было сделано). К идее, которая принадлежала тогдашнему директору школы Елене Антошко, тогда многие отнеслись неоднозначно. У родителей, да и у некоторых учителей были основания не соглашаться с ней. Елена Анатольевна недоумевала:

Вот сейчас мне ставят в вину, что это нужно только мне одной, директору школы. Об этом пишут в газете, об этом говорят родители. И я понимаю, что педагогический коллектив-то тоже меня не поддерживает так активно, как это нужно бы. Мы не объединились.

Мнения по поводу того, будет ли 17-ая все той же школой или станет гимназией — были разные даже у учителей. Единого решения в недрах педколлектива 17-ой не созрело. Что касается родителей, то большинство из них были настолько против, что они даже составили коллективное письмо к мэру города. Их тревогу можно было понять. Во-первых, родителей печалила перспектива платного образования на базе, кстати, все той же муниципальной средней школы, а во-вторых, тревожила утрата старых традиций, которыми всегда была сильна 17-ая. Насчет финансов все было туманно, и разговор с учителями не прояснил вопроса, зато они обнадежили, что традиции 30-летней давности останутся неизменны. Преподаватель английского языка Людмила Карловна успокоила:

Те люди, которые здесь годами уже, они являются гарантом того, что то лучшее, что в этой школе было, оно останется. Потому что в принципе мы все сейчас не станем другими. Мы все то лучшее, что наработано годами, мы понесем в эту новую гимназию. А костяк коллектива, даже может быть 90% коллектива — это старые кадры. Это люди, которые очень дорожат традициями, тем, что мы накопили, тем, чем мы были в городе всегда ценны. И мы это в эту новую школу обязательно понесем.

Дело осложнялось только тем, что проект обычной школы в полтора раза дешевле гимназии. Новые затраты, разумеется, должны были лечь на плечи родителей. Директор Антошко пояснила:

Реально мы все понимаем — этих денег нет. Мы не надеемся на то, что у нас будет полное финансирование по гимназии. По сути у нас даже положения нет по республике, что такое гимназия, и что такое лицей.

17-ая школа не успела в начале 90-х наряду со многими другими стать гимназией или лицеем. И если ранее это было проще с финансовой точки зрения, то нынче гораздо труднее.

А то, что мы давно гимназия, все в этом городе знают. Что и 35 лет назад давали самое лучшее образование здесь,

- заявила директор. Но теперь и сами педагоги не всегда были в этом уверены. В городе появились языковые школы, которые по своему уровню могли поспорить с некогда особенно престижной 17-ой.

Если раньше на олимпиадах нашим детям вообще не было равных, то теперь проводят олимпиады для тех, кто изучает английских язык углубленно, как наша школа. И уже даже на выпуске есть конкуренты нашим детям,

- отметила Людмила Карловна. Конкурентноспособность — одна из веских причин, почему некоторые учителя не отвергли столь категорично новый статус.

Важно то, что мы все равно должны меняться. Гимназия — она просто открывает новые возможности. В том числе и финансирования. Возможности дифференцированного обучения, профильных классов, внутрипоточных дифференциаций. Работы преподавателей университета в рамках школы и оплаты их соответствующим образом, и многое другое,

- поясняли учителя. Преимущества гимназии, однако, не могли заставить забыть родителей об оплате: один только учебный план повышался на 144 часа в неделю! То есть на 700 тысяч рублей больше каждый месяц, не считая пресловутых хозяйственных затрат. Из-за этого многие были обеспокоены возможным отсевом учащихся в другие учебные заведения, потому, что тяжело в учении станет не только школьникам, но и родителям.

А на все педагогов города в целом навалилась еще одна напасть. Им предлагалось повышать уровень своего педагогического мастерства, получая от государства не методическую литературу, а полки под нее.

Кому рамы оконные, кому блоки бетонные. Подходи, педагог, заказывай!

Все это богатство можно было приобрести в счет долга за методическую литературу. Напомним, что в конце 90-х это был просто бич в сфере образования. И вот такое предложение сделали учителям Петрозаводска. Еще в ноябре 1997 года управление образования получило разрешение погасить долг за методическую литературу частью долга преподавателей по квартплате и коммунальным услугам. Но поскольку учителя — народ законопослушный и государству доставлять хлопоты не желает, то и квартплату они исправно платили, отдавая за нее последние копейки. А посему таких должников отыскалось немного. Ну и чиновники, не долго думая и помня, что скоро лето, а наш российский учитель Канарам явно предпочтет родную дачу, решили помочь, предложив рамы, блоки и прочую утварь — полезную и бесполезную. Заместитель директора 30-ой школы О.Н.Старшова поделилась своими переживаниями:

Методической литературы очень не хватает учителям. Мы сегодня работаем с детьми, вы их видели, и даже у них есть возможность покупать уникальные экземпляры, книги. А у нас такой возможности… не у всех она есть. Хотя стараемся. Никоим образом не хотим сказать, что нам так туго живется, просто не очень популярным стал этот шаг. Остается только надеяться, что учителя очень умный народ, очень тактичный народ. И воспринимают все... Те, кто постарше, у кого есть дачи — они предоставленную возможность использовали. А те, кто помоложе, насколько я знаю, ждут все же выплат денег. Пусть они будут поздно, но лучше все-таки деньгами.

Таким было 8 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности