11 января 2025, 08:00

Начинающий железнодорожник Петрозаводска проявил особую бдительность

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 11 января в 2005 году

Осенью 2004 года Октябрьская железная дорога учредила свою награду – медаль за безопасность движения. И вот – награда нашла героя! Приятно, что первым ее удостоился житель Петрозаводска.

Журналисты отправились познакомиться с ним. И вот история, благодаря которой награда ОЖД досталась именно ему – Георгию Барченко. Как обычно на вокзал в 19.30 прибыл поезд сообщением Мурманск-Москва. При встрече поезда у последнего вагона осмотрщик-ремонтник Барченко услышал едва уловимый шум.

«Колесико чуть-чуть стучало. И при осмотре уже было выявлено – откол от обода колеса по поверхности катания. По инструкции я сообщил старшему по смене, старший сообщил мастеру, дальше – по цепочке. Отцепили вагон. И отправили в ремонтный тупик. Поменяли колесный парк», - рассказал Георгий.

В ремонтном тупике выяснилось, что длина и глубина этой трещины составила больше 200 миллиметров. Примечательно, что каждый день Георгий Барченко проверял более 800 колес. А работал он к тому моменту не более полугода. Даже опытные профессионалы удивлялись – как ему удалось заметить неисправность. «Бывалые работники говорят, что такое раз в двадцать лет случается. А то и реже», - уточнил Георгий.

Его коллеги были рады поприветствовать его в торжественной обстановке. Помимо нагрудного знака Барченко получил и премию в размере трех окладов. Его наставники с содроганием сердца представляли, что могло произойти, если бы неполадка осталась незамеченной.

«Одно только то, что это был пассажирский поезд, говорит о том, что последствия могли быть очень серьезными. Произносить вслух такие слова, как «авария», «крушение», мне просто бы не хотелось», - серьезно отметил Владислав Гарбузов, инженер по безопасности движения.

...

Некоторые жители Петрозаводска считали, что городская администрация (а именно те люди, которые работают в мэрии) ущемляет их права. По распоряжению главы местного самоуправления было запрещено пользоваться подвалами и пролетами в межэтажных пролетах. В Петрозаводске было более 1200 многоквартирных домов, почти на каждом из лестничных пролетов кладовка имелась. Эти руколепные чуланчики когда-то строили сами жильцы из того, что попалось под руку.

Например, кладовка у Нины Николаевны служила ей уже 19 лет. Когда ее семья решила ее построить, они получили разрешение от ЖЭУ, правда, только в устной форме. «Нам было тогда сказано так: кирпичная кладка и дверь или металлическая, или оббитая металлом, никакого дерева! И в кладовке чтобы был ящик с песком. Он у нас стоял несколько лет, но потом мы его выкинули», – рассказала Нина Каречевская.

Предписания пожарных, запрещающие использовать это очень удобное для хранения заготовок и дачного инвентаря помещение, возмутили жильцов. Подобные предписания пришли ко всем владельцам кладовок.

«Раньше этим делом, видимо, просто не занимались, - отметил начальник Управления жилищного хозяйства Геннадий Федоров. – А на сегодняшний день все это идет под контролем. И мы можем дать согласование, как согласование перевода жилого помещения в нежилое. То есть нужно согласие жильцов подъезда, разрешение пожарной части – и тогда можно будет устанавливать там кладовую».

Но пожарные честно признавались – разрешение на обустройство кладовок они не дадут. В 2004 году сгорело пять подобных чуланчиков. «Любой человек – со злым умыслом или без злого умысла – может в эти кладовки заронить огонь. Или огонь сам может там возникнуть, допустим, если кто-то там провел свет. Получится замыкание проводки – и пошло дальше гулять», - объяснил Олег Мошников, начальник информационного отдела УГПС. К тому же, построенные без разрешения кладовки оставались собственностью города, и отвечать за них, если что, придется городским властям. И властям было легче запретить, чем следить за этим неспокойным хозяйством. Поэтому жильцам повелели все кладовки очистить и разобрать. Радости это жильцам не доставило.

Зато навести порядок решили в подвалах домов! В большинстве жилых домов в центре Петрозаводска, построенных после войны, в подвальных клетушках, пока было не проведено центральное отопление, хранились дрова. Потом – все, что угодно. Лидия Сергеевна жила в доме №35 на проспекте Ленина 28 лет, и сарай в подвале ей не был нужен. Но отдавать его неведомо кому она не соглашалась. Мастер ЖЭУ№1 Наталья Никифорова пыталась объяснить, что на месте клетушек может расположиться магазин, что владельцы будут отвечать за выделенное пространство, в котором будет чистота и порядок. Но Лидия Сергеевна в такое развитие событий не верила. Она боялась, что на месте подвала устроят склад.

Жители начали жаловаться в мэрию, но у чиновников был на все один ответ: антитеррористическая безопасность. «Допустим, я владелец приватизированной квартиры и сдам ее человеку, приехавшему с другого региона, и он получает ключ в том числе в подвальное помещение. И как он ее будет использовать? Одному Богу известно», - задался вопросом Геннадий Федоров, намекая, что все это очень опасно. Так что действия администрации Петрозаводска были законными. Несмотря на это, некоторые граждане решили отстаивать свое право пользоваться подвалами в суде. Та же история с кладовками – построенные чуланчики владельцы обещали до конца.

Таким было 11 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

// фото freepik.com