31 января 2018, 08:00

Глава предприятия Карелии усмотрел подлог в предвыборной кампании

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 31 января в 1998 году.

Не далее, как вчера в нашей рубрике «Хроника телерепортеров» мы рассказывали про то, как депутаты пытались привлечь к себе внимание и симпатии избирателей во время предвыборной кампании 1998 года. Мы рассказывали, что 20 лет назад еще не было принято пользоваться «грязными технологиями», выкручивать оппоненту руки, заказывать заведомо лживые публикации в СМИ. Короче, не выборы, а рай. Однако, не обходилось и без неприятностей. В рамках предвыборной кампании главы республики в январе 1998 года возник первый скандал. В те дни группа поддержки Виктора Степанова опубликовала свое обращение к жителям республики. Под этим документом значились подписи руководителей крупнейших предприятий республики. Однако, почти сразу возникли сомнения в том, что некоторые из этих людей действительно обращение в поддержку Степанова подписывали.

Например, генеральный директор АО «Карельский окатыш» Николай Вяткин на заседании круглого стола в Костомукше на прямой вопрос по этому поводу ответил следующее:

Мне сказали так: Вяткин, вы еще услышите много и увидите, и будете читать того, чего сами не писали. Я уже с этим столкнулся, да. Когда я был в командировке в Череповце, в это время я вроде бы оказывался где-то в другом месте. Такое было. То есть от моего имени сегодня уже очень многое и многое говорят.

А вот этот репортаж свидетельствует о том, что реформа образования, которая прошла в последние годы и оставила многих недовольных, назревала уже давно. И начали о ней задумываться как раз ровно 20 лет назад. В конце 90-х система российского образования переживала кризис. Исходя из этого комитет Государственной Думы по образованию и науке решил внести свою лепту в дело реформирования системы народного образования России. Было разработано два проекта. Первый — министром образования, второй — его заместителем. В октябре 1997 года обе концепции были слиты воедино и выдвинуты на парламентские слушания. И тем не менее, проект был отвергнут всеми — и в Москве, и в провинциях.

Лейтмотив документа следующий: во-первых, реформы без денег не бывает. Во-вторых, денег правительство в образование не вкладывает. И в третьих, - как же нам все-таки провести реформу без денег? Если бы этот проект приняли, итоги были бы печальны. Изменения грозили резким сокращением выплаты стипендий в вузах, денежные пособия начислялись бы только студентам из малообеспеченных семей. Все ремонты и коммунальные услуги школы и вузы были бы вынуждены оплачивать сами. Что касается учебников, то на их обновление в 90-е годы денег катастрофически не хватало, а стало бы еще меньше. И тем не менее, реформа была необходима, в этом были убеждены даже депутаты, причем, понимали, что желательно начать с увеличения финансирования образования. Реформа не должна быть ведомственной — а только с учетом общественного мнения. Необходимо принять ряд экстренных мер, и только потом приступать к преобразованиям. Все это было нужно, дабы совсем не угробить российское образование, так как под угрозой утраты находился весь его отечественный опыт. Анатолий Кармазин в парламенте заявил:

Я считаю, что у молодежи просто нет реальных других путей для того, чтобы себя реализовать в жизни. Количество рабочих мест отнюдь не растет, а наоборот — уменьшается, возможность заняться собственной деятельностью — ее реализовать очень сложно. Что остается? Остается именно продолжение образования.

Таким было 31 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности