14 октября 2011, 17:02

Утонувшая Майгуба

Традиционная рубрика «ТВР-Панорамы» «По следам царского фотографа» рассказывает о станции Масельгская (ФОТО).

Как правильно заметили посетители сайта «Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского» (координатор Елена Филиппова), в 1916 г. к северу от станции Масельгская крупных железнодорожных пунктов не было. Шли несколько разъездов: №18 (Уросозеро), №19, №20 (не доезжая 8 верст до р. Сегежа) и разъезд №21 на 260-й версте. От себя добавлю, что чуть дальше, на 264-й версте, когда однопутка прошла по сельге между двумя озерами, был сделан самый таинственный снимок из всего Мурманского цикла.  Начнем по порядку.

Самый таинственный снимок цикла. Майгуба, 1916 г.


Итак, поезд с фотографом приблизился к мосту через реку Сегежа (250-я верста). По низменным берегам строителям пришлось сделать высокую трехсаженную насыпь и укрепить ее фашинами. Для этого имелись несколько карьеров. Один из них, возможно, назывался Кирасским, потому что находился у грунтовки на деревню Кирасозеро (10 дворов на 1926 г.). Из карьеров силами военнопленных отправлялись платформы с песком. Прокудин-Горский снял и карьеры, и насыпной подъезд к реке и сам мост. Таково, видимо, было желание железнодорожного начальства.

Больше ничего интересного в районе Сегежи не было, по крайней мере до ближайшего населенного пункта. Таковым можно считать небольшой лесопильный завод в Майгубе, находившийся на горбушке между двумя озерами, соединенными протокой. Видимо, для владельцев очень удобно было доставлять сплавные бревна прямо к порогу завода, а железнодорожникам выгодно иметь шпалорезку непосредственно на трассе Мурманки. Как не трудно догадаться, для обслуживания производства и строительства дороги там удобно было также расположить и определенный контингент военнопленных. Вот это все и было удостоено внимания столичного фотомастера.

Фотограф назвал этот снимок «Карьер Кирасский». 1916 г.


Во-первых, был сделан общий вид Майгубы: с постройками на втором плане, с неровным путем, довольно круто поднимающимся в дальний лесной массив. Самая важная деталь снимка – единственная во всем цикле некая отметка расстояния. Справа от дороги, в нескольких саженях от объектива фотокамеры торчит шест с табличкой «856».

Участники обсуждения на приведенном сайте справедливо считают снимок «одной из самых загадочных фотографий во всей серии снимков Мурманской железной дороги». Позволю себе привести их аргументы: «Фотография помещена под названием "Ст. Сегеж. Общий вид". Вместе с тем на фотографии нет ничего похожего на железнодорожную станцию. Мало того: станция Сегежа с самого начала была разъездом (разъезды, согласно документам нацархива в 1916 г. были за 8 верст до Сегежи и через 10 верст после. Н.К.), и на фотографии должны бы быть видны хотя бы два пути.

Справа от пути стоит столб с табличкой "856". Можно подумать, что это верстовой столб. Если отсчитывать расстояние от Петрограда (иначе не получается!), то это место должно быть расположено дальше Кеми на 76 километров, между станциями Воньга и Сиг…»

Здесь надо остановиться и обратиться к документам Карельского нацархива. Ориентируясь на метки Прокудина-Горского (он последовательно и, надеюсь, безошибочно помечал все мурманские снимки) и на продольный профиль дороги, место снимка удалось вычислить. Это 856-й пикет 3-го участка пути, в 6 верстах севернее р. Сегежа. На профиле место идентифицируется с уверенностью 100 процентов. Обозначены и оба сообщающихся водоема слева и справа от дороги, и лежневая времянка, и срезанная горбушка справа от закругления пути. Забегая вперед, скажу, что этому месту было уготовано большое будущее. К 1926 г. вдоль пути в районе залива Майгуба (оз. Выгозеро) значился уже одноименный разъезд (19 домов), одноименный поселок «Желлеса» (40 жителей), поселок на 88 жителей, принадлежавший Бюро Ленинградского лесного института, пос. Майгуба-завод на 270 жителей, пос. Майгуба-Желрыба (19 жителей) и наконец, станция Майгуба (14 жителей). Место было гораздо более многолюдное, чем ст. Сегежа (187 чел.) И даже в 1916 г. видно, что строений там много, а справа от пути выстроен двухэтажный барак нового типа для размещения пленных. Прокудин-Горский  сделал отдельный снимок этого новенького сооружения.

Барак для военнопленных в Майгубе. 1916 г.


Продолжу цитирование упомянутого сайта. Эксперты поневоле оказались в тупиковой ситуации: «…по карте нам не удалось найти подходящее место с характерными поворотами пути. Не смог найти ни одной фотографии, на которой был бы виден верстовой столб! Создается впечатление, что фотографировать верстовые столбы было запрещено, и Прокудин-Горский преднамеренно фотографировал железную дорогу так, чтобы они не были видны. И вдруг на этой фотографии, сделанной в военное время, видна крупная надпись, указывающая количество верст!

Совершенно очевидно, что в данном случае мы имеем дело с дезинформацией (и притом довольно грубой), содержащейся уже не в названии фотографии, а в самом ее содержании. Ясно, что этот верстовой столб – бутафорский…».

Мы уже выяснили, что шест с табличкой – не бутафорский. Но согласен, что ни одного верстового столба на снимках нет. Хотя, к примеру, на фото кяппесельгского училища он должен стоять почти прямо перед калиткой ограды. Что можно сказать по этому поводу?

В альбоме 7-го железнодорожного батальона, который тоже строил дорогу в 1916 г., есть снимок заготовки таких столбов. Т.е. летом 1916 г. они еще не были установлены. Строители только на бумаге ставили верстовые отметки. При сооружении дороги на некоторых трудных участках приходилось делать временные обходы, которые потом ликвидировались.

Еще один барак к северу от р. Сегежа. 1916 г.


Отсутствие характерных поворотов пути  на современных картах тоже легко объяснимо. После пуска ББК и подъема Выгозера на 5-6 метров некоторые участки Мурманки попали под затопление. Дорога в 1933 г. всесильным ГУЛАГом была перенесена на протяжении 102 км. Мост через Сегежу заменили стальным. Все дома Майгубы 1916 г. и 1926 г. просто скрылись под водой! Современные станции и местечко Майгуба, что в 4 км от г. Сегежи не имеют ничего общего с фото 1916 г. Это место дачных кооперативов горожан.