28 ноября 2014, 07:25

Царевна-лягушка и серый волк. Приключения джиперов в Пегреме

<p>О нереальных машинах, настоящих мужчинах, еловых макушках и царевнах-лягушках. В общем, о том, как мы снова в Пегрему ездили</p>

– Что б я еще раз в эту Пегрему? В следующем году точно не поедем, – главный «Авиатор» Сергей Кирилловский смахивает со лба тающие снежинки.

– Так ведь и год назад так говорил, Геннадич…

– Говорил…

Каждый год, начиная с 2012 года, в ноябре группа отчаянных джиперов отправляется ломать в хлам свои машины. Вот и сейчас в начале ноября планы не поменялись. Это сумасшествие, организованное off-road командой "Авиатор", называется вполне прилично «Экспедиция Пегрема: от язычества до православия». И есть в этом шаманском танце металла, грязи и человеческих тел вполне классический сказочный сюжет: языческая до дикости дорога заканчивается самой что ни на есть православной часовней Варлаама Хутынского. Герой проходит все преграды и встречает-таки свою царевну-лягушку, а потом вместе с ней идет под венец в старинный храм. Ну а ТВР-Life, как обычно, в информационных партнерах этого безобразия.

Классику не берем
В этом году добирались мы и до церкви этой, и до лягушки, как обычно, с приключениями. Для начала принято волевое решение: серийные внедорожники с собой не брать. И не важно – есть лебедка или нет. Там дорог нет, а без дорог – лебедись не лебедись, толку мало. Есть там один могильничек, точнее, болотце, километра за четыре до Пегремы. Все классические джипы там тонут по самые боковые зеркала. Вот и решили заранее – ну ее, классику автопрома. Забегая вперед, просочились-таки в экспедицию «Нива» с «УАЗиком». Зря. Там и сгинули на болоте этом. Да вы не волнуйтесь, когда обратно ехали, вытащили их.


Итак, знакомьтесь. В бой пошли два авточудовища, собранные по рецептам внедорожных гуру. Как их только не называют. Чаще котлеты. Но кличут и булками и прочими боевыми. Эти двое – секретные разработки лаборатории «Авиатор».

Красная, та, что понаряднее и с задним пассажирским местом, управляемая сначала главным пилотом Сергеем Кирилловским, а потом его старпомом Антоном Тидором.

И зеленая – короткая двухместная каракатица. Последнюю всю дорогу вел мастер по преодолению болот и выталкиванию авто в одно лицо Степан Мишур.

Было и еще одно чудовище. Серый автомонстр на базе УАЗа петербуржца Максима Васильченко, победителя, к слову, «Гирваса-2014» (правда, тогда он управлял квадроциклом). Его УАЗ-оборотень оказался в итоге самым проходимым. Настоящий серый волк, не боящийся никакого бездорожья. Но зато добрый, да еще и спасатель и надежда слабых и тонущих.


Другие участники – с десяток квадроциклов. Вот уж проходимая техника! Если сядет по уши в грязь – достать не так трудно. Либо в раскачку, либо цепляешь лебедку (а на квадрах она имеется), и вперед.

Особо отметим еще одно чудо техники – американский болотоход «Мах». Шестиколесный коротышка, похожий на гусеницу. Ну, думали мы, сейчас задаст всем жару. Не задал. Это чудо болотоходной мысли в итоге безвольно сникло в самом неожиданном месте – на болоте. И уже потом его на буксире, как хороший рыбацкий воблер, тащил тот самый серый УАЗик.

«Максимка» бился об деревья, скрябал по пням, разбил себе лобовуху, еще что-то поломал, растерял вещи какие-то. В общем, страдал, плакал и, как и положено нынче всему американскому, позорился. И так бы, возможно, и был брошен на болотах Пегремы, если бы не его ценный пассажир – глава администрации Кондопожского района Олег Панов. В общем, американца с главой в придачу (а точнее, наоборот) спасли.

 

Точка жизни
Не каждому дается она, эта Пегрема. Многие не добираются. В 2012 году из 27 джипов дошли только восемь. Недаром говорят, что здесь место силы. Его бы на канал РЕН-ТВ в истории о сверхестественном, там бы точно нашли какие-нибудь признаки других миров, воронки и прочие черные дыры. Если бы, конечно, добрались сюда телевизионщики. А это только если на лодке.

Мы добрались на четырехколесной технике. На последние восемь километров ушло около пяти часов – неплохо. Даже несчастных пассажиров УАЗа и «Нивы», сгинувших в топях, привезли в итоге в эту деревню.
Да что там, нет уже деревни. Название одно. Даже за два года изменилась Пегрема. Черные скособоченные бревна, оставшиеся от домов, еще глубже в землю ушли, трава сухая, замерзшая, еще выше стала. Съедает земля деревню, почти уже съела. А не земля так люди съедают. Последний рыбацкий дом недавно сожгли зачем-то.

Но есть в Пегреме чудо, которое борется со временем, которое держит ее от окончательного усыпания в земле. Часовня Варлаама Хутынского. Удивительно, но это единственная сохранившаяся здесь постройка. Возведена в конце XVIII века, а все стоит. Никто ее не охраняет, следов ремонта особых не видно, а она держится. Все дома вокруг полегли. А ее не трогает старуха с косой. Вот и сейчас только накренилась малость, разве что. Такая вот точка жизни в мертвой деревне.

Заходим в часовню, шапки снимаем. Молчим. Внутри все чисто, иконки стоят простенькие. Кто-то все же приходит. Да и у бандитов онежских руки не поднимаются гадить здесь. Что-то человеческое осталось, видать. «Держись уж как-нибудь», – желаем ей.

Кто сказал «Ква»?
И вот кульминация. Стрела нашего путешествия вонзилась, куда ей и положено. Рядом с лягушкой. В двух километрах от Пегремы есть языческая поляна. А на ней живность всякая живет. Ну, или просто камни случайные, но больно на живность похожие. Самая похожая – как раз лягушка. Есть еще утка, черепаха и прочие твари божьи.

Их ученый Анатолий Журавлев открыл еще в 1980-х годах. Рассказывал, что пожар был на поляне, вот камни и появились. Сами себя показали. Уверяет, что обряды здесь всякие проводились, колдовское место было, театр древний. С тех пор Журавлев каждое лето в Пегреме живет, изучает все, ангелом-хранителем ее стал. Много чего нашел – от костей предков до утвари всякой дивной. Выкопал всякого аж их четырех эпох. Доказал, что не фантазии это его, а история человечества.

К лягушке этой языческой привязался. Царевной ее сделал. А маршрут этот от поляны идолов до часовенки пегремской – от язычества до православия – теперь называется проспектом Журавлева. Вот и мы по нему прошлись. В душе много всего перевернулось от чудес лесных. Тихо там, красиво, деревья словно живые, шепчутся о чем-то, а нам не говорят. А порой жутко, если один окажется. Место силы.

Ну а на следующий день было испытание зимой. Ночевка в Пегреме была холодная, за ночь лужи замерзли, грязь превратилась в камни. А потом повалил белый пух с неба. Накрыл землю. По нему мы и погнали обратно.

Одно хорошо – ночь заморозила коварное болото. Прошли по нему куда быстрее.

Прихватив брошенные там УАЗ и «Ниву», рванули домой.

Снег падал, квадроциклы устало гудели, автомонстры ждали порции солярки и недовольно фыркали. И только американский болотоход, чужой здесь и одинокий, молчал. Но потом сумели завести и его, и обратно он шел уже своим ходом. Пегрема отпустила.

– Так что, Геннадич, на следующий год снова в Пегрему?
– Что б я еще раз в эту Пегрему! Конечно, поедем, – Сергей Кирилловский улыбается уставшей улыбкой.

И я там был, квадроциклом рулил, Пегремой любовался, с лягушкой целовался.

Другие материалы о Пегреме читате ЗДЕСЬ