Славное дитя семи нянек
В этом году портал «Петрозаводск говорит» затеял уникальный проект: создать книгу, которую бы по цепочке писали читатели и писатели. Проект безусловно авантюрный: не сговариваясь, не прорабатывая единой идеи, читатели и писатели подхватывали то, что придумал предыдущий автор и смело шли дальше вслед за исключительно своей фантазией.
И вот, на прошлой неделе наша книга о Кариспарте дописана!
Удалась книга или нет? Безусловно – да. Но в большей степени она состоялась как кладезь самых разнообразных идей и как пример того, как могли бы сочетаться спрос на популярную литературу с предложением местной тематики.
Впрочем, мнение авторов нашей книги о Кариспарте разное. Портал «Петрозаводск говорит» также попросил карельских писателей оценить уходящий год литературы, поинтересовался ощущают ли они кризис в этой сфере, чем живет литература карельская, какая книга в этом году потрясла их воображение и может ли Россия по-прежнему считаться самой читающей страной в мире.
Яна Жемойтелите, прозаик, переводчик, председатель Союза молодых писателей Карелии
- К книге о Кариспарте с самого начала относилась с иронией, к финалу отношение не изменилось. У меня каждый год - литературы, так что ничего особенно замечательного не случилось, то же и в карельской литературе. Книга года... Так, чтобы пробрала до мозга костей - такой книги в этом году не случилось. Россия давно не самая читающая страна. Читает она что попало в магазине "Буквоед".
Олег Целебровский, автор сборника фантастических рассказов «Забег с драконом» и детского произведения «Невероятные приключения Маргариты и ее друзей», признанной лучшей книгой 2008 года.
- Книга о Кариспарте? Веселый ни к чему не обязывающий бред. Который так же неожиданно закончился, как и начался. Самое главное в этом проекте то, что авторы согласились потратить время и похулиганить! Честь и хвала им за это. Для меня лично очень важно, что есть еще люди, которые готовы просто так, не за деньги, призы или рейтинги что-то делать не для себя, а для других. И именно этот проект как-то напомнил, что у нас год литературы. Иначе, не почувствовал бы. О карельской литературе вообще ничего не знаю. Позор мне, но это так. Кризис в литературе? Я не ощущаю. Что за кризис? Читать, да, стали меньше. В литературе стали выживать сильнейшие. Стопроцентно интересные и коммерчески успешные. Какую книгу я объявил бы...
Кроме Кариспарта новинок не читал. Вот её бы и объявил. Она как раз в стиле клипового мышления и по-хорошему дурацкая. С потугами на философию и местами наукообразность.
Россия самая читающая... Не знаю, сколько и что читают в других странах, поэтому насчет "самая" - ничего сказать не могу. Насчет - "читающая". Кто-то в России что-то еще читает! Можно провести простейший эксперимент. Набираю в поиске: "книга", и что вываливается? Цитирую: книга перемен толкование гексограмм, книга перемен гадание на монетах, книга судеб, книга рекордов Гинесса, книга фанфиков (что это?!), книга зеленые страницы 3 класс, книга Илая, книга памяти Великой Отечественной войны...
Владимир Софиенко, член союза молодых писателей Карелии, организатор международного литературного фестиваля «Петроглиф», автор книг «Ожидание в 2000 лет», «Под солнцем цвета Киновари».
- Что-то в книге о Кариспарте мне понравилось, что-то нет. Но проект интересный, с удовольствием поучаствовал, приобрел опыт. Уходящий год литературы был для меня значимый - в Карелии прошёл очередной фестиваль Петроглиф, выходит моя новая книга «Смотритель реки» по итогам конкурса минкульта, вышло много публикаций моих рассказов в разных изданиях страны. Отсюда вытекает мой не скромный ответ на вопрос о лучшем издании года... А если говорить в целом, кризис есть везде, наблюдается он и в литературе. Вряд ли нынешнюю Россию можно назвать самой читающей страной в мире. Люди потребляют легкое, невдумчивое чтиво. Возможно, это диктуется самой нынешней жизнью, общей культурой.
Александр Ершов, член Союза журналистов России, автор книги "Городские истории. Путевые заметки" (2009 г.), постоянный автор журнала "Север".
- Книгу о Кариспарте читать было интересно. Какие-то главы более интересно, какие-то менее. Какие-то просто позабавили. Но всех коллег обязательно надо поблагодарить за такой эксперимент. Я читаю книги вне зависимости от того в Год литературы это происходит, или нет. Поэтому для меня в Год литературы с литературой было все как обычно. Кризиса в литературе не ощущаю. Ни в российской, ни в мировой. Как всегда, есть во вновь появляющемся тягомотина с претензией на оригинальность и гениальность, есть просто хорошие книги, есть очень интересные. Думаю, что каждый сейчас найти может все, что ему на душу ляжет. И, как всегда старые добрые книги: недавно перечитал Даррела, каждый год прикасаюсь к "Мастеру и Маргарите", обожаю и по многу раз перечитываю Брэдбери. Без этого не прожить, мир был бы серым.
Для меня книгой года (книгами, точнее) стал литературный сериал Ю. Несбё. Обожаю хорошо написанные детективы. Я не сноб и в любви к этому жанру признаюсь без стеснения.
Александр Фукс, журналист и писатель, автор книги "Верхом на уходящем троллейбусе"
- Книгу я оцениваю ужасно. На мой взгляд этот проект имел бы право на славное существование, если бы походил на письмо Дяди Федора родителям. То есть, когда все авторы пишут в своей уникальной манере. Тогда бы и угадывать их, наверное, было бы интересно. То есть, такой юмористический проект. А так получилось, что первые, наверное, четыре куска были неотличимы. Причем, серьезны. А, если учесть, что жанр фантастики (или фэнтэзи, или как это называется?) близок не всем, но все честно попытались его примерить, получалось что-то совершенно мне чуждое, сложное и не интересное.
Того, что год был годом литературы, я не почувствовал. Год войны да. Год посадок тоже да. Год кризиса. Но только не литературы.
По поводу карельской литературы ничего сказать не могу. В начале века я прочитал "Муху в янтаре" и больше никаких книг карельских авторов никогда не читал. Ну, разве что, Гусарова в школе. Так что, я слышал, что некоторые мои знакомые стали карельскими писателями, но, увы, не читал их. Да и не карельских писателей я тоже не читаю. Перечитываю Довлатова и все. Ну у Акунина что-то новое прочитал. В общем, не назову я книгу года. И кризиса в литературе не чувствую, так как не знаю, с чем сравнивать.
Но по общению с 20-30 летними я замечаю, что они не читали даже того, что я читал в их возрасте. Моя американская дочь прочла раз в 1000 больше. Делаю сверхлогичный вывод: Россия не самая читающая страна.
Вениамин Слепков, член Союза писателей России, автор семи книг и редактор отдела очерка и публицистики журнала «Север»
- Попытка создать коллективными усилиями книгу была забавной. Не думаю, что в итоге получился текст, который мы будем перечитывать долгими зимними вечерами, но сам процесс удовольствие доставил, спасибо сайту "Петрозаводск говорит", а также активным читателям, принявшим участие в проекте. Год литературы, на мой взгляд, ничем особенным не отличался от обычных лет. Для карельской литературы, на мой взгляд, он тоже резко не отличался. Мы отметили юбилей журнала "Север", прочли несколько новых хороших книг карельских авторов. Полагаю, все это произошло бы и без Года литературы.
Количество книжных магазинов и библиотек сокращается, объявление 2015 года годом литературы этому не помешало. Кризис в литературе очевиден, причем в литературе мировой.
Думаю, он связан с общемировым мировоззренческим кризисом, проблемы в экономике или в литературе - только отдельные его проявления. Я воздержусь от объявления книги года, даже личной. Не уверен, что Россия - самая читающая страна. К счастью, она все же читает, в том числе и классику.
Анна Романова, член Союза молодых писателей и журналистов Карелии, автор книги «Ведовские сказки»
- Поучаствовать в коллективном проекте было весело. Очень приятно, что пригласили принять участие. Получилась довольно потешная белиберда. Если честно, я и забыла, что сейчас год литературы, спасибо, что напомнили. Хотя, по-моему, ничего особенного в этом году нет. За карельской литературой слежу мало и вяло. Просто не хватает времени, к сожалению. Всегда рада за коллег, когда кто-то из них издается. Писатели должны печататься. Насчет книги года воздержусь. Трудно назвать что-либо конкретное.
Сергей Филенко, плотник, Член союза молодых писателей Карелии, путешественник, автор книги «Одинокий странник»
- Книгу о Кариспарте хорошо оцениваю. Есть остроумные повороты, ирония, эрудиция. «Почему бы и нет?» - как говорят французы. Само по себе то, что удалось это сделать – очень хорошо. Не какие-то мы там лебедь, рак и щука… Поставили запятую дедушке Крылову.
В прошлую среду был в Национальной библиотеке Республики Карелия на встрече с писателями. Встреча в рамках «Всероссийского литературного марафона по городам боевой славы», посвященного 70-летию Победы, была организована… аккуратно. Побазарили ни о чем, избегая всего важного, было немножко стихов. Но. Чуточку после встречи поговорили с прекрасным Александром Покровским. Купил и уже прочитал с огромным удовольствием еще одну его книгу. А в книге – автограф. Прекрасный писатель и редкого качества человек.
Да еще недавно приехали с напарником делать временные кровли на далекую частную стройку, а там классный писатель Александр Бушковский вдвоем с напарником огромный камин возводят. Послушал его рассказ о книжной выставке в Хельсинки.
Вот и всё, чем задел меня лично год литературы.
А 2012 был годом российской истории: я специально искал возможности поучаствовать со своей многолетней экспедицией путями средневековых торговцев пушниной. Вообще ничего полезного не нашел.
Про карельскую литературу… не легкий, думаю, год. Раз вся страна по неуправляемой траектории валится по направлению к катастрофе, то и всё остальное и все остальные – туда же.
Литература – это не оркестр, играющий на палубе уходящего под воду «Титаника» - книги будут постепенно написаны выжившими очевидцами позже.
Иногда сильно позже. А может, и пронесет нас дуриком мимо летальной передряги: нынче ведь не 1914, не 1917, не 1937, не 1941…
В этом году из наших авторов прочитал «Высоко-высоко» Яны Жемойтелите, «Железный фарфор» Татьяны Мешко и «Охота на удачу» Олега Кожина. Хорошо и очень по-разному пишут.
Кризис в литературе да, есть. Мы больше не «самая читающая в мире страна» и читаем ерунду – ибо серьезное чтение это нелегкий труд. И купол всеобщего среднего образования, который хранил всех нас – в аварийном состоянии. И экономические сложности издателей-писателей-покупателей. И такая фаза развития культуры и прогресса вообще и в отдельной России… Но все еще, полагаю, наша культура литературоцентрична. Читаем и научно-популярную литературу, и хорошую документальную и художественную прозу. Ну, или стремимся к этому: стопки прочитанных и непрочитанных книг на моем столе одинаковой высоты, и книги в них постепенно добавляются.
Дмитрий Быков однажды примерно так сказал: «В нашей стране нужно писать книги. Все остальное легко отнять». Это правильный вектор: думать, понимать, и писать книги – по возможности, честные, умные и хорошие книги.
Книга этого года… «Время сэконд хэнд» Светланы Алексиевич. Книги лично ко мне, да и к любому рядовому читателю, идут непрямыми, прихотливыми путями. «Время сэконд хэнд» Светланы Алексиевич купил и прочитал год назад. Недавно перечитал, и медлю поставить на полку. А издана она в 2013 году. Цикл «Голоса Утопии» Светлана Алексиевич задумала почти тридцать лет назад… И эта книга, и предыдущие четыре не прочитаны, тем более не поняты российским читателем даже после присуждения автору Нобелевской премии по литературе: слишком больно, слишком страшно, слишком это тяжкая и медленная работа.