03 октября 2011, 15:46

Не повторит ли "Победа" судьбу "Сампо"? 

Здание кинотеатра, расположенного в самом центре Петрозаводска, надо признать памятником культуры.  Об истории строительства "Победы", мифах и легендах вокруг кинотеатра рассказывает главный краевед газеты "П" Николай Кутьков

«Диверсия» 

Кинотеатр «Победа» начали строить в 1948 году, а в эксплуатацию сдали в 1951-м. Его появление в городе (как и его единственного собрата в другом регионе России) было овеяно любопытной легендой. В народе считали, что немецкие военно-пленные, строившие кинотеатр, смонтировали кровлю таким образом, что при взгляде с самолета коньковые выступы складываются в некое подобие свастики.

По поводу того, почему им было позволено это сделать, ходило несколько версий. Одна из них утверждала, что военно-пленные строили кинотеатр по довоенному (немецкому) проекту. Другая, что имел место банальный обман: немецкий инженер показывал русскому контролю один чертеж, а строил по другому, объясняя свои нововведения технологическими улучшениями. Приводили даже фото из космоса в доказательство возможности такого злодейства со стороны побежденных в послевоенные времена. Впрочем, как я ни напрягал свою фантазию, так и не смог разглядеть в изломах крыши ничего похожего на упомянутый «фашистский знак». А его предполагаемое наличие, на мой взгляд, объясняется просто. Подобные параноидальные предположения широко бытовали в 50-е годы, во времена борьбы с «безродными космополитами».

Ревностные борцы с тайными масонами выискивали свастику в узорах тканей, в виньетках школьных тетрадей или детских журналов. Почему бы не усмотреть ее и в деле рук бывших солдат вермахта?

Близнецы

Только вот проект кинотеатра был, что называется, сугубо отечественный, советский. Московский архитектор Семен Якшин создал его в 1946 году для города Уфы (Башкирия), а через два года повторил в Петрозаводске. Причем в Уфе здание было целиком построено руками военнопленных, а в столице КФССР немцы участвовали только в начальном цикле строительства (в апреле 1949 года их, как известно, отправили на родину).

Кинотеатр "Победа", наши дни

Кинотеатр в Уфе

Достраивали и подводили под крышу уже наши фабзайцы (учащиеся фабрично-заводских училищ) под руководством кадровых мастеров и прорабов. Стоит отметить, что наш кинотеатр только в первые дни походил на все сто процентов на своего уфимского собрата. Чуть позже он немного поменял свой облик. Дело в том, что потолок зрительного зала был украшен кессонами (вереницей квадратных «колодцев») по обеим сторонам для лучшей акустики или просто для красоты. Вот эти кессоны были ненадежно прикреплены к потолку, и в одном из городов подобная конструкция обрушилась на зрителей крайних рядов. Чтобы избежать жертв, в городе срочно создали комиссию из архитекторов (руководитель Ф. И. Рехмуков) и конструкторов (руководитель Л. Д. Катанандов).

О том, как спасали кинотеатр, нам рассказал Александр Иванович Мошин, который входил в архитектурную группу:

- Первый и второй этажи были подперты временными деревянными «колоннами», кессоны сняли, а потолок зрительного зала дополнительно подвесили к прочным железобетонным балкам. Все эти работы заняли всего лишь месяц, после чего «Победа» вновь приняла зрителей. 

На пр. Ленина готовится место для будущего кинотеатра (слева от здания пединститута). 1947 г. Фото Г. Анкудинова.

Чуть позже возникла легенда, что в остальных советских городах и поселках типовой проект кинотеатра «Победа» не был скорректирован и по сей причине десятки таких зданий не дожили до наших дней. Что ж, проверим это.

Типовой проект

К сожалению, кинотеатрам, подобным «Победе», не суждено было распространиться по всему СССР. Все тот же С. И. Якшин в  1949 году презентовал проект нового, еще более роскошного кинотеатра «Ударник». Его построили в центре Сталинграда, а в дальнейшем с небольшими изменениями повторили в той же Уфе под именем к/т «Родина». Вот он-то в небольшом количестве и был тиражирован в крупных городах, а со временем получил статус памятника архитектуры. Почему этой чести не удостоилась «Победа»? Скорее всего, дело в его дороговизне для российской глубинки. В качестве типового был создан более дешевый вариант, но только с Победой его уже не связали. Напомню, в начале 50-х власти всерьез надеялись, что стране в самом скором времени уготованы еще более великие победы и грандиозные достижения. И некоторые основания для этого имелись. В СССР стремительно шла в гору экономика, кипело строительство, побежденные государства исправно выплачивали немалые репарационные суммы. Мирные победы обретали очертания. Казалось, еще рывок — и мы обойдем, догоним и перегоним не только промышленность, но и американское фермерство: «Держись, корова из штата Айова!» Потому и в названиях типовых кинотеатров чаще отражалась эйфория от созидательных успехов советского народа: «Родина», «Октябрь», «Мир», «Луч», «Дружба», «Искра»…

У нас в Петрозаводске первой ласточкой такого типового проекта стала именно «Искра». Кинотеатр для небольших городов и рабочих поселков. Рассчитанный на 338 мест, с галереей в фойе и колоннадой с фасадной стороны. Ладно скроенный и крепко сшитый. Его автор — Зоя Иосифовна Брод — работала вместе с упомянутым С. И. Якшиным над восстановлением центра Сталинграда. И первые ее типовые проекты были воплощены в Сибири и в поселке Салават (Башкирия). Скоро вся страна была застроена аналогичными типовыми зданиями. Их, по подсчетам историков- любителей, в настоящее время в России и сопредельных государствах из доброй сотни сохранилось не менее 73. Небольшая доля в руинированном состоянии, часть превращена в развлекательные центры и клубы, в гостиницы и ресторанчики. Некоторые перестроены в православные храмы, а на юге — в мечети. Но только малая часть продолжает оставаться верной первоначальному назначению. И по крайней мере один из таких кинотеатров признан памятником архитектуры. Это сделали в г. Владимир-Волынский (Украина) в 1960 году.

А что мешает нам признать та- ковым бывший кинотеатр «Искра»? Это действительно настоящий памятник эпохи. Памятником архитектуры также не мешало бы признать единственный на всю северо-западную половинку России кинотеатр «Победа», чтобы сохранить его как памятник истории, как символ Победы, а то вдруг окажется, что это здание не нужно нашей власти, как кинотеатр «Сампо», на месте которого в ближайшее время собираются возвести очередные многоэтажки. 

Вид центра города с лесов строящейся "Победы", 1948 г.