16 сентября 2011, 12:17

Масельгская: царская, красная и белая

«ТВР-Панорама» предлагает очередной рассказ из рубрики «По следам царского фотографа». На этот раз речь пойдет о станции Масельгской.

Станция с желтыми домиками
За Медвежьей Горой путешественников поджидала еще одна большая станция, где согласно предписанию паровозная бригада меняла локомотив (это полагалось сделать в Петрозаводске, в Масельгской и в Сороке). По архивным документам именно в Масельской на 1 мая 1916 г. имелось паровозное здание на три стойла, то есть с виду обычный дощатый сарай с подведенным к нему рельсовым путем. Примерно такое, как на одном из снимков Прокудина-Горского, где запечатлен момент замены паровоза у неказистого дощатого здания.

Если внимательно проследить всё фотопутешествие Прокудина-Горского, то можно обнаружить, что первую часть пути их состав тянул русский паровоз типа известной «овечки», а потом до Сороки вёз локомотив американского типа, предположительно системы Портер. Кроме сведений насчет смены паровоза, тот же архивный документ поведал, что от Петрозаводска до Медгоры бригада трижды делала технические остановки для набора воды и пополнения запаса дров. Воду брали возле моста через р. Суну, р. Лижму, р. Уницу на разъезде № 9; дрова набирали на станциях Кивач, Лижма и Медгора.

 

Вокзальное здание в Масельгской. 1916 г.


Что представляла собой станция Масельгская в 1916 г.? Равнинная местность на большом участке пути с легким в основном песчаным грунтом, поросшая хорошим строевым сосняком. Поэтому здесь и развернули строительство большой станции с тремя путями и добротными рублеными домами. Это были типовые здания, разработанные специально для Мурманки. Они сохранились, например, в Петрозаводске на ул. Шотмана. Срубленные около 100 лет тому назад, они и сейчас щеголяют резными украшениями фронтонов и наличников и ничуть не сгорбились, не покосились от времени. Хорошо бы их сохранить как памятники промышленной архитектуры начала ХХ века.

Ряд таких зданий, стоявших буквально в десятке саженей от главного пути, Сергей Михайлович и сфотографировал.

Англо-американская Масельгская
Англичанам, наступавшим по Мурманке с севера, Масельгская тоже приглянулась. Они отбили станцию у красных как раз на 1 мая 1919 г. Конечно, она выглядела уже далеко не так, как во времена Прокудина-Горского. Строевой лес вокруг станции был уже нещадно вырублен в основном на дрова для локомотивов. Правда, зданий для размещения всех союзных служб оказалось более чем достаточно. Дрова и всё более-менее ценное со станции красные успели вывезти в Петроград и Петрозаводск, понимая, что Масельгскую удержать никак не удастся.

 

Американцы после боя за станцию. 1 мая 1919 г.


Но англичане, сербы и русские белогвардейцы не кинулись тотчас же в наступление на оборонявших дорогу партизан-спиридоновцев и красных финнов. Несколько мостов севернее Медгоры уже оказались взорванными красными партизанами. Поэтому в дело сначала вступили специальные бригады восстановителей. Английские и американские работяги в военной форме, чертыхаясь на русских «болшей» (большевиков), стучали топорами, укладывая бревна по своей технологии. И восстанавливать им пришлось не одни мосты, так как партизаны из отряда М. Романова не только рвали железнодорожные преправы, например, через р. Уницу, но и разбирали пути, увозили рельсы. Это было сделано около Уросозера и в других местах дороги.

Французы готовятся к захвату станции
Уросозерская станция не удостоилась внимания царского фотографа, но интервенты сделали настоящую фотосессию на уросозерском участке пути Мурманской дороги. Следует уточнить, что вместе с белыми на Петрозаводск двигались не только англичане, но также итальянцы, канадцы, американцы. В архиве Исторической библиотеки университета штата Мичиган хранятся снимки Франка Дж. Макграфа, офицера 167 американского транспортного корпуса в Мурманске.

В задачу корпуса входило восстановление, ремонт и охрана железной дороги на участке Мурманск - Сорока. Макграф отснял многие сюжеты с видами и событиями захвата Масельгской. Англичане также фотографировали события, связанные с подготовкой к атаке на станцию. В Уросозере были сделаны качественные снимки солдат из сербского батальона, а также французских артиллеристов на импровизированном «бронепоезде». Орудия для установки на железнодорожные платформы снимали с военных судов еще в Мурманске. Платформы и грузовые вагоны укрепляли бревенчатыми стенками и мешками с песком.

 

Французские артиллеристы готовятся к захвату Масельгской на ст. Уросозеро. Конец апреля 1919 г.


Почему я уверен, что снимки сделаны на ст. Уросозеро? Сами авторы снимков не особенно стремились к точности в подписях и комментариях к фотографиям. Это нам, жителям Карелии, интересно и важно определить место съемки, а иностранцам пейзажи наших станций и разъездов были все на одно лицо. Наверняка их раздражали труднопроизносимые и диковинные названия наших географических пунктов, поэтому чаще всего они ограничивались неконкретными комментариями «Русский паровоз набирает воду» без указания места действия. Нельзя также полагаться и на современную дешифровку и атрибуцию английской и американской фотоколлекций. Иногда время фотографии отнесено к лету 1918 г., а на снимке – явно остатки снега на земле и люди облачены в теплую одежду.

Но на фото с французскими канонирами имеется верстовой столб (большая редкость на мурманских снимках, между прочим). Там очень хорошо видны цифры, обозначающее, по всей видимости, расстояние от Петрозаводска: 217 в. Но сверху приколочена главная табличка с ясно читаемыми цифрами 483. Исследователи на все лады (то есть, ведя отсчет от Кеми, от Мурманска и т.п.) пытались связать эти числа с различными пунктами на дороге. Архивные документы помогли расшифровать и эту загадку. Оказалось, что дорога на Мурманск с 1918 г. официально стала отсчитываться двояко: от ст. Петрозаводск и от разъезда Дубовики на линии Петроград – Вологда. От Дубовиков до Петрозаводска расстояние 266 верст. Как раз 483 и получается, если приплюсовать число  266 к числу на «петрозаводской» табличке. Так что сомнений быть не может: снимки конца апреля 1919 г. и сделаны они на ст. Уросозеро. И описание этой станции тоже совпадает: наличие трех путей, водокачки и болотистая местность в окрестностях. Сюжеты фотографий раскрывают моменты подготовки интервентов и белых к захвату станции Масельгская.