16 июня 2015, 08:30

Кеми – порт, Петрозаводску – мосты. Что построят в Карелии до 2020 года

<p>Что ждать жителям Карелии от федеральной целевой программы?</p>

9 июня 2015 года федеральная целевая программа развития Карелии до 2020 года обрела статус официального документа, утвержденного российским правительством. Разработчики программы ожидают, что к своему 100-летнему юбилею Республика Карелия улучшит инвестиционный климат, инвестиции в основной капитал увеличатся в 1,5 раза (по сравнению с 2013 годом), будет создано 18 тысяч новых рабочих мест.

Путь к этим будущим достижениям республика начинает, что называется, с низкого старта. В документе зафиксировано печальное социально-экономическое состояние региона, которое с 2001 года «характеризуется отставанием от среднероссийского уровня, а также от уровня Северо-Западного федерального округа».

Предусмотрено два сценария развития ситуации. По первому, более реалистичному, в ближайшие 5 лет Карелия получит в виде инвестиций 135 миллиардов рублей, из которых 15 миллиардов рублей выделит федеральный бюджет. Согласно второму сценарию, приток инвестиций в карельскую экономику составит 228,7 миллиарда рублей, из которых на долю федеральной казны придется 26 миллиардов рублей.

В качестве приоритетных направлений развития экономики названы горнопромышленный комплекс, где планируется создание новых щебеночных производств, строительство горно-обогатительного комбината на месторождении молибдена в Беломорском районе и торфодобывающего предприятия в Костомукше. Лесопромышленный комплекс планируют «поднять с колен» традиционно: «за счет реконструкции, модернизации и расширения производства действующих организаций». 

В Беломорске намечено строительство нефтеперерабатывающего завода. В трех районах республики должны быть реконструированы 4 малые гидроэлектростанции. В Кондопожском районе обещают модернизировать две птицефабрики - «Сунскую» и «Карельскую». В Петрозаводске, Кондопоге, Вяртсиля и Костомукше предполагается построить 4 индустриальные площадки.

Развитию приграничных связей с Евросоюзом должна помочь реконструкция железнодорожной станции Вяртсиля, которая обещает превратиться в международный пассажирский пункт пропуска. В будущем, планируют авторы программы, можно будет на поезде добраться из Петрозаводска в Йоэнсуу, в Оулу (через Костомукшу), а в более отдаленной перспективе – в Хельсинки. В планах развития Приладожья – строительство автомобильного международного пункта пропуска Сювяоро, который должен активизировать въездной туризм на юг Карелии.

Позитивные перемены, судя по документу, ждут автомобильные трассы. Запланирована реконструкция трассы Кочкома — Тикша — Ледмозеро — Костомукша — госграница, дороги Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа — Больничный, участка автотрассы Олонец — Вяртсиля, а также строительство 12 мостов.

 

В программу попали злополучный Гоголевский мост и понтонный мост в Соломенном, которые планируют отстроить заново. Первый планируют начать строить в 2016 году и закончат к 2020 году. На него будет выделено из федерального бюджета 1 млрд. 100 млн рублей. Второй мост, в Соломенном, планируется начать возводить в 2019 году. Новый мост обойдется в 1,4 миллиарда рублей. В программу удалось включить и автовокзал в Петрозаводске, где запланировано провести реконструкцию. 

Авиасообщение будут развивать за счет строительства объектов в аэропорту «Петрозаводск» и, как туманно сказано в документе, путем «реконструкции посадочных площадок в других городах региона».

Не отказались авторы программы и от старой идеи строительства морского порта «Кемь» на Белом море. Причем в качестве инвестора супердорогостоящего морского объекта названа финская компания «Karelia Today Oy».

К социально значимым объектам можно добавить строительство второй воздушной линии Ондская - Петрозаводск, которая позволит улучшить электроснабжение карельской столицы, и выделение 2,4 миллиарда рублей на строительство в Петрозаводске инфраструктуры земельных участков, которые бесплатно выделяются многодетным семьям.