06 августа 2014, 10:18

Как царский дом Романовых Тулмозерский завод строил

Неизвестные факты о новом бренде Карелии рассказал историк из Петрозаводска.

Как мы уже писали, в минувшие выходные недалеко от Колатсельги в Пряжинском районе  открылся  новый музей под открытым небом «Туомозерье». Как и обещали, возвращаемся к этой теме и предлагаем вам рассказ об истории этого удивительного места. Наш собеседник историк, научный сотрудник Национального музея Михаил Данков.


Два завода
– Появился этот новый музейный объект совершенно не случайно.  Несколько лет назад начался  международный проект Mining Road («Дорога горных промыслов»). Его цель — возвратить  общественности  заброшенные памятники  на территории южной Карелии и южной Финляндии.  В финском городе  Аотокумпу   на месте шахты, где когда-то добывали медную руду,  и прекратившего существование  горно-обогатительного комбината  открыли музей. У нас, в поселке Рускеала  недалеко от  Сортавалы  на месте мраморного карьера уже несколько лет  действует горный парк. Связать их одним маршрутом и продолжить его до интересных исторических промышленных  объектов в Пряжинском районе  и Петрозаводске и призван этот проект.


Тулмозерский завод  – его  отдельная  самостоятельная часть. Мы, это Институт геологии  Карельского научного центра, который выиграл грант, и наш музей, привлеченный  к этой работе,   завершили первый цикл.  Если  будут хорошие результаты, то последует продолжение.


 – Что значит «хорошие результаты»?
– Сделать зону тулмозерского завода  удобной  для туристов, адаптировать  руины уникального завода к современному показу.


– Чем же он уникален?
– Вообще, то, что Карелия богата гематитовыми рудами, из которых  можно выплавлять чугун, было известно давно. И первый  тулмозерский металлургический завод   был построен еще во времена Екатерины II, в 1762 году.  Купец Иван Бармин взялся развивать железоделательную работу.  Однако он влез в долги и через 15 лет завод прекратил свое существование.  На долгое время эта  заповедная зона оказалась  вне интереса промышленников. И лишь  в 30-40-е годы   XIX века  Роман Армстронг, управляющий Александровским заводом и руководитель горного округа   послал геологическую партию  в район завода Бармина, чтобы оценить рудные  запасы.   Оказалось, что тулмозерская руда очень хорошего качества, ее много, очень много. И тогда он предложил  восстановить завод, но его инициатива не была поддержана.

Завод в начале XX века


Царское дело
В 1851 году руда экспонировалась на  Первой  Лондонской   промышленной  выставке.  Тогда Россия жила  предчувствием Крымской войны, стране нужен был чугун для пушек и ядер,  но и тут   не нашлось финансовых средств и инициативных людей, чтобы  сдвинуть ситуацию с мертвой точки.


– Знакомая ситуация...
– Однако в этой истории через некоторое время  произошел фантастический  переворот. Делом заинтересовался  Дом Романовых. Великий князь Николай Николаевич, сын императора Николая I, скупил 42 тысячи десятин земли  у тулмозеорских крестьян.  Чтобы найти деньги, он заложил  Николаевский дворец в Санкт-Петербурге.
Процесс пошел, но  ни шатко, ни валко, потому что в деле не хватало крупных финансистов.  В 1895 году Николай Николаевич скончался, и дела перешли  по наследству его сыну, Великому князю Петру Николаевичу. Тот продлил все контракты  сначала до 1931 года, потом до 1991 года.  В это же время было создано мощное акционерное общество «Сталь», акционером которого и стал Петр Николаевич. В него вошел и банк Санкт-Петербурга, появились очень большие средства, сравнимые с половиной бюджета России. Дело сдвинулось с мертвой точки, в 1897 году  началось строительство    завода.

Площадка была  выбрана не там, где когда-то   находился завод Бармина,  а недалеко от впадения реки Колос в Тулмозеро. Завод строили по самой передовой технологии того времени. Для строительства корпусов использовался кирпич, который выписали из Англии, паровые машины пришли из Германии, оборудование из Франции, Америки.  Такого технического оснащения не имели даже Путиловский и Мариупольские  заводы –  крупнейшие металлургические предприятия страны.
Одновременно с корпусами строились большая домна и рабочий поселок, тянули телефонную линию на Сердоболь, был разработан проект  дороги, соединяющей завод с Салми на  Ладожском озере, чтобы удобнее было вывозить продукцию. Для такого предприятия нужны были рабочие руки. Инженеры, мастера  приехали  из Литвы, работники –    из  центральных губерний России.
Российское раздолбайство
 
 – В общем, план был мощный и долговременный, под крылом царской семьи...  Что же случилось, ведь о таком большом  предприятии  на  территории Карелии  большинству практически ничего не известно...
– Потому что возникли проблемы  с нашим русским раздолбайством и инженерными просчетами.  Малая домна, которую купил Петр Николаевич в Швеции, не была достроена, потому что  деньги решили  переориентировать  на строительство большой доменной печи. Она п должна была выдавать 3 тысячи  пудов чугуна в сутки. Но это мощное сооружение  из-за многих нестыковок и ошибок в проекте, хоть и заработало, но с большим трудом: чугун выходил  со шлаком.   Было принято решение строить третью печь – меньших размеров, а большую домну демонтировать.  Таким образом завод с 1899 по 1990  год  оказался в простое.


Третья домна проработала до 1902 года, то есть  всего два года, и была остановлена на плановый ремонт. Но  тут  в Европе начался экономический кризис, и бесславный конец Тулмозерского завода стал очевиден:  тогда закрылись многие предприятия на Урале,  победил дешевый чугун Мариуполя.  

 


В 1905-1906 годах большая часть  оборудования   была продана  финнам (Финляндское  княжество тогда входило в состав России)  и увезено на ближайший завод в Питкяранте.  В1919 году во время оккупации была вывезена еще я часть  оборудования, самого современного на тот момент.


– И попытки возродить завод не предпринимались, ведь руда-то никуда не делась?
–Почему же, в 1929-1930 годах  руководитель карельской республики Эдвард Гюллинг высказал  идею реанимировать завод. Были проведены дополнительные геологические исследования, они показали что запасов руды здесь еще больше. Но опять проблемы, нестыковки не дали возродиться металлургическому предприятию.  А потом была Великая Отечественная война. 60-метровую трубу взорвали, затем  территория оказалась в зоне оккупации финнов, которые за три года  вывезли последнее, что еще оставалось в заводских корпусах.

 Есть на что посмотреть
 – Так что же теперь там показывать туристам?
– Еще в 1980-1990 годы  питерские исследователи-историки  вывозили  в  Тулмозерье туристов. Очень необычное место: в глухом лесу вдруг появляются какие-то стены, словно  руины английского замка... Нетронутое прошлое.
Когда возник  проект  Mining Road, идея включить в него Тулмозерский  завод  оказалась оправданной: удивительной красоты  ландшафт, история, в которой есть и  царский дом, и достижения техники... Но надо было что-то сделать, чтобы  можно было показать  людям.

В результате отсыпана  дорога от Колатсельги до Тулмозера, пока грунтовая, но по ней прекрасно может проехать большой автобус, сделана парковка,  оборудован «лесной» концертный зал, установлены скамейки, разбиты клумбы, разработан  экскурсионный маршрут, размещены  стенды.... По сохранившимся планам и кирпичам  мне  пришлось разбираться, где что находилось, но  теперь  красивые таблички, изготовленные из современного материала, объясняют,что скрывают живописные руины.  
Составной частью проекта стало создание  первой в Карелии GPS-экскурсии по всему маршруту Дороги горных промыслов. С  помощью смартфонов, компьютеров  можно получить полную информацию о объекте, у которого  находишься, в том числе и  видео.  И таких точек–  более 60,  от границы с Финляндией до Тулмозера


Этот проект для Карелии   –  большой прорыв, своеобразное окно в Европу.  В Финляндии, например, сейчас большой интерес к подобным объектам.  У них тоже много предприятий, которые были закрыты в начале прошлого века в связи с кризисом, и стали привлекательными туристическими объектами в начале этого. Тулмозерье может стать жемчужиной  в карельском ожерелье, но теперь ему  нужен хозяин.