Сценарий в стиле Болливуда: как петрозаводчане будут жить через десять лет
Сегодня в 15.00 в администрации Петрозаводска состоятся общественные слушания, которые будут посвящены одному из самых значимых документов грядущего десятилетия – Стратегии социально-экономического развития Петрозаводска на период до 2025 года. Газета «П» внимательно прочитала все 66 страниц Стратегии и попыталась разобраться, что планирует сделать городская администрация для того, чтобы переломить-таки сложившуюся сейчас ситуацию.
А ситуация, как ни прискорбно, почти патовая. В самой стратегии указано, что доходы города сократились. И в последние пять лет «наблюдается негативная тенденция в изменении структуры доходов бюджета». Сократилась обеспеченность расходных обязательств бюджета собственными доходами. Проще говоря, мы обязаны тратить больше, чем можем себе позволить. Бюджет становится все более дотационным – безвозмездных поступлений из бюджетов разных уровней становится больше. В 2009 году этот показатель был на уровне 1,645 миллиарда рублей. В 2013 – уже на уровне 2,560 миллиарда. Меньше стало неналоговых поступлений в бюджет, а объемы налоговых не изменяются.
В связи со всем этим авторы документа отмечают, что «назрела необходимость смены стратегического курса бюджетной политики на повышение самодостаточности городского бюджета, мобилизацию доходов и повышение эффективности и отдачи от использования муниципального имущества».
Ложка меда…
В Стратегии дотошно и подробно изложены все сильные стороны города. Выгодное географическое положение, которое может «сыграть» не только в туристической отрасли, но и в налаживании международных связей, и во многих других аспектах. Значительный кадровый потенциал (что, на наш взгляд, немного странно выглядит, если учесть, что все специалисты от образования сходятся во мнении, что уровень образования серьезно упал и у школьников, и у выпускников ВУЗов, и соответственно, у специалистов. А также налицо ощутимый дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
Кстати, чуть ниже в тексте документа «ухудшение качества трудовых ресурсов» также отмечено). К нашим сильным сторонам отнесли составители документа и значительный промышленный потенциал. Почему-то речь идет о «богатой промышленной истории». Не очень понятно, как заслуги прошлого помогут в будущем, тем не менее. Среди прочих достоинств – быстро развивающийся сектор пищевой и легкой промышленности и наличие судостроительных мощностей. И, конечно же, международные связи. Связи, как известно, лишними не бывают.
…в цистерне дегтя
А за скоромным, хотя и многообещающим перечнем наших сильных сторон идет почти бесконечное перечисление наших проблем. Это и низкая эффективность использования пространства – уплотнительная застройка, не грамотное пространственное планирование, низкий уровень задействованности потенциала ближайших территорий. И отсутствие транспортной логистики. И слабая внешняя информационно-маркетинговая политика. Имидж Петрозаводска довольно невыразителен (особенно для города, претендующего на статус популярного для отдыха).
У столицы республики своего бренда, как такового, нет. Хотя разговоры о том, что этот самый бренд нам нужен, идут давно. В разговорах охотно участвуют и специалисты из других регионов России, и из зарубежья. Но пока дальше разговоров дело так и не пошло.
У нас есть очень неплохой человеческий потенциал, но его всерьез прежде не рассматривали. Целостности городского сообщества в Петрозаводске тоже нет. Нет инфраструктурных объектов – коворкингов, общественных центров, творческих пространств. Вместо всего этого – бизнес-инкубатор. Который выдает не слишком впечатляющие результаты.
Да и событий, которые могли бы заставить горожан слиться в едином порыве, не так много, как нужно.
Мелочь, а неприятно
Помимо комплексных проблем есть и проблемы частные. Но от этого не менее значимые. Радует уже то, что власть имущие трезво смотрят на действительность. И видят, к примеру, что хотя число эмигрантов растет, численность населения Петрозаводска сокращается. И проблема качества и доступности медицинских услуг для населения тоже не решена – врачей не хватает, оснащенность всяческой техникой многих лечебных учреждений оставляет желать лучшего. В сферах соцобслуживания, физкультуры и спорта тоже есть свои недостатки.
О неудовлетворительном состоянии транспортной инфраструктуры города и ее ограниченности в развитии в Стратегии тоже сказано. Как и о том, в каком состоянии находятся коммунальные сети Петрозаводска – изношенные, постоянно выходящие из строя (При этом, напомним, суммы, которые входят в так называемую «инвестиционную составляющую» постоянно растут, да и прочие платежи не уменьшаются).
К проблемам отнесены и трудности с обеспечением жильем – цены на квартиры в новостройках запредельны для большей части горожан, социального жилья всем нуждающимся не хватает, а доля ветхого и аварийного «метража» неуклонно растет.
Не многим лучше обстоят дела и в сфере налогов и финансов. У нас низкий налоговый потенциал («А как же быстро идущие вверх показатели легкой и пищевой промышленности?», - хочется спросить у составителей Концепции), муниципальный долг растет, ряд расходных обязательств не обеспечен. К тому же рост стоимости жизни выше, чем рост реальных доходов населения.
Уровень инвестиционной привлекательности – а на кого еще надеяться, как не на инвестора? – невысок. Потому что площадок с готовой инфраструктурой у нас мало, энергомощностей на всех не хватает, как и кадров. Да и емкость потребительского рынка невысока.
Малый и средний бизнес, которые могли бы как-то если не потянуть, то приободрить наш бюджет, ограничены в развитии в областях финансов и ресурсной базы. Уровень поддержки субъектов предпринимательства оставляет желать лучшего.
Даже свои возможности международного сотрудничества Петрозаводск использует не полностью. На то, чтобы сотрудничать с многочисленными городами-побратимами и обзаводиться новыми друзьями и «родней» нужны деньги. А откуда они возьмутся в нашей не слишком наполненной казне?
Большие амбиции
Впрочем, потенциал Петрозаводска, полагают составители Стратегии, велик. И недооценен. И человеческий, и инфраструктурный. При этом некоторые объекты и системы инфраструктуры изношены. Поэтому в документе корректно сказано, что состояние и существующий уровень развития основных жизнеобеспечивающих инфраструктур следует рассматривать как «лимитирующий развитие фактор».
Финансово-экономический потенциал тоже значителен. У нас все хорошо складывается с поддержкой малого и среднего бизнеса,оказывается. А вот инвестиционный потенциал используется не полно.
По мнению авторов Стратегии, Петрозаводск должен позиционироваться как город, «комфортный для проживания и самореализации личности, значимый научно-образовательный и инновационный центр на Северо-Западе».
Мало того, столице Карелии отводится роль «полюса экономического роста на Северо-Западе», и как сообщество с высокой степенью социального взаимодействия , активности и доверия. С мощным социальным капиталом. Даже несмотря на то, что активистов среди горожан становится меньше, а доверие ко многим социальным институтам утрачено.
Главной стратегической целью предлагается считать повышение качества жизни за счет улучшения городской среды и создания широкого взаимодействия для роста благосостояния и самореализации личности.
Однако как осуществить все эти амбициозные планы?
Делай раз, делай два
Во-первых, нужно создать условия для развития человеческого потенциала. Например, сохранить и укрепить здоровье, усилить защиту детства и материнства, пропагандировать здоровый образ жизни и семейные ценности. По всем этим направлениям предлагается целый ряд мер – от проведения профилактических бесед с молодежью до обеспечения мест в детсадах и содействия в решении проблем с жильем молодым семьям.
Во-вторых, необходимо развивать городскую инфраструктуру – повышать эффективность использования территории.
Кроме всего прочего, предполагается повысить привлекательность исторического центра города, создать многофункциональные центры в районах (в том числе, для получения госуслуг). Также в планах – сохранение зеленых насаждений не только в центре, а во всем Петрозаводске.
Для решения проблем с жильем предлагается действовать, что называется, по всем фронтам – поощрять малоэтажное строительство на основе деревянных заводских конструкций, расширить муниципальный жилой фонд и внедрить институт найма жилья. До 2025 года планируется ликвидировать ветхий жилой фонд как класс.
Транспортную инфраструктуру тоже ждут большие изменения. В частности, панируется упорядочить транспортный грузовой поток, заменить, наконец, понтонный мост в Соломенное на постоянную конструкцию, организовать рациональные схемы дорожного движения в центре города – с парковками, односторонним движением, отдельными полосами для общественного транспорта, подземными пешеходными переходами и сетью велодорожек.
Финансово-экономический потенциал Петрозаводска будут укреплять, создавая условия для появления новых точек роста.
В сфере экономики планируется усовершенствовать систему предоставления налоговых льгот, привлекать крупные компании-налогоплательщики – с помощью промышленных парков и инвестиционных площадок, задействования промышленных зон. Намечены и другие планы – стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение эффективности управления имеющимся муниципальным имуществом.
Еще одним крайне значимым пунктом является повышение гражданской ответственности. В Стратегии даже указано, что в городе будут выявлены сообщества горожан.
Два кластера и одна агломерация
Конкурентоспособность в сложившихся условиях – это если не все, то многое. Если у города есть, что предложить, он будет интересен. Даже если его история не так интересна, как у нас, и нет такой красивой набережной.
Чтобы оставаться в строю, разработано сразу несколько комплексных проектов, цель которых – повысить конкурентоспособность карельской столицы.
Один из проектов предполагает развитие промышленного производства. Для того, чтобы заманить инвестора, нам нужны готовые инвестиционные площадки с хорошей инфраструктурой. К 2025 году предлагается увеличить площадь под объекты промышленного назначения до 1482 гектаров. Большое внимание уделяется Южной и Северной промзонам. В северной части города предполагается разместить промышленный парк (площадь – от 40 до 150 гектаров).
Другой проект предполагает создание научно-образовательного и инновационного кластера. К 2025 году число городских инновационных компаний должно вырасти в 2,5 раза, налоговых поступлений от инновационных производств должно стать больше в четыре раза. Инвестиции в основной капитал должны увеличиться в три раза.
Еще один проект связан с формированием петрозаводской агломерации. То есть Кондопога, Прионежье и Пряжинский район должны объединить усилия, чтобы получить «значительный рост объема инвестиций». Кроме того, объединив силы, администрации смогут «загустить» транспортную инфраструктуру и увеличить количество предлагаемых инвестиционных площадок.
Еще один кластер, который предлагается создать - водный межотраслевой. Мы расположены очень выгодно – вдоль Онежского озера, с выходом в моря и океаны. Это дает городу возможности и в туризме, и в транзите, и в судостроительной отрасли, и в рыболовстве. Отчасти этот проект предполагает возврат к традиционным для города отраслям.
Также разработано еще два проекта. Один из них касается культуры, другой предлагает сделать из Петрозаводска модельную территорию развития гражданского общества и реализации гражданских инициатив (впрочем, не очень понятно, как это благое начинание будет коррелировать с утверждением о снижении инициативности и утратой доверия к социальным институтам).
Мы пойдем другим путем
Для того чтобы выстроить модели того, как будет жить Петрозаводск, выбрав тот или иной путь развития, было составлено три сценария, которые завершают Стратегию.
Если мы выберем инерционную «карьеру» территории ресурсно-сырьевого характера, то ничего не выиграем. Потому что со временем пути развития будут диктоваться из-за пределов города. Мы ничего не приобретем, пойдя инерционным путем, мало того, считают составители документа, потеряем те преимущества, которые имеем. Этакая постапокалиптическая драма.
Второй сценарий – селективный индустриально-транзитный. То есть, во главу угла будут поставлены какие-то определенные точечные производства. Они развиваться и будут. То есть, экономика будет развиваться не комплексно, соответственно, и территория Петрозаводска будет «раскручиваться» не равномерно. Сценарий кино о трудовых буднях, малоинтересное.
Третий сценарий – активный инновационный предполагает как раз комплексное развитие. Возможно это будет в том случае, если удастся реализовать все задуманное, объединив усилия общества, власти, бизнеса и производственников, и создав кластеры и агломерацию. Тогда Петрозаводск станет, наконец, серьезным конкурентом в борьбе за инвестиции, налоги и прибыль.
А в перспективе – даже крупным инновационным и экономическим центром Северо-Запада, имеющим важное межрегиональное и даже международное значение. Это, пожалуй, сценарий в стиле Болливуда. Все сначала упорно трудятся, а в конце обязательно радуются и танцуют – на ровных дорогах, в новых квартирах.
А для того, чтобы наглядно представить все преимущества третьего сценария перед двумя оставшимися, создатели Стратегии сравнили показатели качества жизни для каждого варианта.
Пунктов сравнительного анализа множество. Однако мы приведем всего несколько.
Станут ли эти прогнозные цифры (а прогнозы сейчас делать рискованно даже на год вперед) реальностью, или им, как и всем планам, заложенным в Стратегию, суждено остаться «бумажными», мы узнаем только через 10 лет. Когда будем оценивать итоги реализации этого значимого и весьма амбициозного документа.