14 марта 2016, 19:29

Размер имеет значение. Врачей - мало, зато попасть к ним проще. Ответы главврача "железки"

О доступной среде, платных и бесплатных анализах, а также о возрасте медиков портал говорил с главным врачом железнодорожной отделенческой больницы Александром Макаровым.

Перед вами последний выпуск «Паспорта поликлиники»: ответ главврача железнодорожной поликлиники на все претензии и пожелания читателей, высказаные к нашему обзору. Мы просим прощения за задержку этого материала: ведомственные учреждения должны многое согласовывать с вышестоящими инстанциями.

Напомним, речь о поликлинике, где, помимо работников и ветеранов железной дороги, обслуживаются и жители города. Ее главный врач - Александр Макаров.

Как мы уже писали, железнодорожная поликлиника – одна из самых маленьких в городе. Медицинское обслуживание здесь получают порядка 25 тысяч человек. Из них половина – в районе 12 тысяч – это петрозаводчане, лечащиеся здесь по месту прописки. Как нам рассказал Александр Макаров, в основном это жители Пятого поселка, где в советское время получали жилье работники железной дороги. Постепенно железнодорожники разъехались по разным районам, но жители продолжают получать медицинскую помощь в рамках полиса медстрахования.

Эти цифры объясняют то, почему в поликлинике нет всего ассортимента врачей. Как рассказал главный врач больницы, от объема приписного населения напрямую зависит наличие определенных специалистов. В частности, по нормативам, один аллерголог работает на 100 тысяч человек. То есть на 25 тысяч пациентов «железки» этого специалиста можно взять только на 0,25 ставки, что довольно трудно, учитывая малочисленность врачей данного направления.

Однако нас приятно удивил подход поликлиники к работе с пациентами. В отличие от своих коллег из госсектора, здесь прямая запись к врачам открыта к наиболее востребованным специалистам. Эпопею с номерком от терапевта нужно проходить только к наркологу, психиатру, онкологу и еще нескольким специалистам.

- Накоплена большая статистика по контингенту, который у нас постоянно обслуживается. Учитывая основные потребности и принималось решение, к каким специалистам будет прямой доступ, а к каким – через терапевта. В нашем учреждении стабильная укомплектованность штата выше 90 процентов. Практически все узкие специалисты у нас присутствуют не в одном лице. Например, у меня работают три невролога в поликлинике, еще есть неврологи в стационаре, которые в случае чего готовы подменить своих коллег на время отпуска или больничного, - отметил главврач.

Заинтересовал нас вопрос, связанный с электронной регистратурой. В городе все активнее внедряют это новшество, а в железнодорожной поликлинике мы встретили пациентов молодого возраста, кто даже не знал о возможности получить номерок через интернет. Как выяснилось, новый сайт с возможностью онлайн записи появился у «железки» относительно недавно.

- Ввиду того, что мы начали эту работу позже, конечно, далеко не все наши пациенты об этой возможности знают, хотя информацию стараемся распространять, - заметил Александр Макаров.

Сейчас, по словам руководителя учреждения, электронной регистратурой пользуется примерно половина пациентов. Для записи в электронной регистратуре выкладывается  до 40% всех номерков.

Главврач согласился с замечанием читателя, что электронная регистратура в начале года барахлила. Это было связано с заменой серверного оборудования. По словам главного врача, сейчас все проблемы устранены.

Что касается доступной для инвалидов среды, главный врач больницы подтвердил, что в здании поликлиники она практически отсутствует. Связано это с тем, что 2004-2005 годах учреждение получило статус негосударственного и автоматически перестало иметь доступ ко многим федеральным программам, на деньги которых, в том числе, создаются условия для людей с ограниченными возможностями. По словам Александра Сергеевича, их больница вместе с поликлиникой живут на средства учредителя, а также на те деньги, что зарабатываются на платных услугах.

- У нас, действительно нет специализированного санузла. Не знаю, с каких времен остались рельсы у входа в стационар. Я отлично знаю эти проблемы и весьма озадачен ими.

До сих пор наше финансовое состояние не позволяло принять какие-то радикальные меры. По итогам первого квартала будем смотреть, что можно сделать летом. На мой взгляд, в первую очередь нужно создать условия для колясочников.

- Почему ваша поликлиника так сосредоточена на платных услугах?

- Дело в том, что больше нас по площади только четвертая поликлиника и первая со времени присоединения к ней пятой. То есть немалое количество финансовых средств уходит на содержание здания. Больница и поликлиника – единое юридическое лицо. Из одного источника идет финансирование и всех  пунктов предрейсового осмотра для железнодорожников, а также медпункта нашего вокзала. Учитывая изношенность инфраструктуры и невозможность претендовать на средства федеральной программы модернизации, мы все деньги на ремонт изыскиваем чаще всего самостоятельно, за счет собственного заработка.

Завершая тему доступной среды, замечу, что сейчас люди, передвигающиеся на коляске, как мы и предположили во время ревизии, могут воспользоваться рельсами в приемный покой, который находится по соседству со входом в здание поликлиники. Там пациентам помогут разобраться, как через оборудованный переход попасть, куда им нужно. Никаких предварительных звонков в регистратуру делать для этого не требуется.

Вопросы читателей

«Как пациент данной клиники, хочу поблагодарить за прекрасных врачей. Но запись к стоматологу на месяц вперед. Очередь (при этом, я заранее взяла номерок) нереальная. Записываюсь на время своего обеда, например в 13:10, попаду к врачу только к 15:00, потому что многие "я без номерка", да и по номерку очередь сильно растягивается».

Как пояснил Александр Макаров, стоматологи как раз относятся к тому разряду специалистов, которых в поликлинике не хватает. Поэтому врачи элементарно не справляются с нагрузкой, которая на них ложится. По словам главного врача, в их медучреждении внимательно отслеживают освободившихся хороших специалистов, но многие из них предпочитают работу в чисто частных стоматологиях. Выход из сложившейся проблемы руководство видит в расширении зоны поисков.

- Пока попытки укомплектовать штат не увенчались большим успехом. Мы ищем сотрудников даже за пределами Карелии. Этот опыт мы переняли у коллег из детской стоматологической поликлиники, где это успешно работает на определенных условиях: это субсидирование аренды жилья, например, - рассказал Александр Макаров.

«Как и везде, наверное, стало хуже. Реально все заточено на платные услуги. Не вспоминая даже советского периода, я могу сказать, что примерно до начала нового тысячелетия меня сами врачи оформляли на лечение в стационаре, где я получал полный спектр процедур, а в последние годы амбулаторно и из процедур одну назначат бесплатно, а дальше - за все плати. Старые врачи поуходили, набрали малолеток. Они уже научены не лечить, а оказывать услуги. Есть заболевание, например не поддающееся лечению, но требующее ежегодного контроля УЗИ, поскольку если "болячка" вдруг начнет расти, потребуется оперативное вмешательство. Нынешние доктора могут задать вопрос: "А зачем вы пришли? У вас же сейчас не болит"».

Про «советские времена» Александр Сергеевич говорить отказался, так как кроме детских воспоминаний от них у руководителя ничего не осталось. Что же касается наших дней, то ситуация с платными услугами в корне изменилась после перевода учреждения в разряд негосударственных.

- До этого у нас все было под копирку, так же как и у коллег, которые по сей день работают в государственном секторе. Как только нас вывели оттуда, все изменилось.  Наше учреждение не получает никаких дотаций и ассигнований, существует исключительно за счет тех средств, которые заработало. Законодательство на сегодняшний день позволяет оказывать платные медицинские услуги, - заявил Александр Макаров.

Не согласился Александр Сергеевич и с замечанием читателя об ушедших старых врачах. По словам руководителям, коллектив железнодорожной больницы славится своей сплоченностью, а многих опытных специалистов в возрасте пытаются до последнего уговорить не выходить на заслуженный отдых.

- У меня есть сотрудники, которые на одном месте проработали уже больше 40 лет. Но где-то во второй половине 2000-х наступил момент, когда эти люди стали массово уходить. Всеми правдами и неправдами пытаешься уговорить задержаться еще на какое-то время, но человеку уже физически тяжело добираться до работы. Сейчас пошло обновление, и это нормальный процесс, который будет происходить.

Нынешний коллектив больницы состоит на 35-40 процентов из сотрудников до 35 лет. Сюда входят не только врачи, но и медперсонал.

«Почему через электронную регистратуру невозможно записаться к эндокринологу? К данному специалисту необходимо обращаться каждые полгода, а звонить по пятницам неудобно. Кроме того, запись то в 11 часов, то в 9».

Эндокринологи также относятся к редким специалистам, дефицит которых сказывается на их доступности. В «железке» их двое, и, по словам главного врача, пока они не найдут третьего специалиста прямой записи через регистратуру ждать не стоит. Александр Макаров отметил, что в то же время востребованность эндокринолога в Карелии колоссальна. Пациентов с проблемами щитовидной железы, эндокринной системы в целом достаточно. Поэтому, по примеру государственных поликлиник, регулировать прием к этому специалисту, скорее всего, будут терапевты, чтобы разумно распределять нагрузку медика.

Тем не менее главврач добавил, что в случае срочной необходимости выписать рецепт, пациенты порой обращаются напрямую к нему. Такие вопросы руководство старается решать оперативно.

«Почему, делая платный анализ, взимается плата не только за сам анализ, но и за забор крови (я приписана к данной поликлинике). Разве сотрудники не обязаны взять кровь у меня бесплатно? (анализ приходится делать каждые полгода)».

Раздельная плата за работу медсестры и персонала лаборатории – обычная практика, - считает Александр Макаров. Разделять эту процедуру на платную и бесплатную части, по мнению врача, странно. Если же затрагивать тему платных/бесплатных анализов, то случай нужно рассматривать конкретно. Отметим, что на товарно-денежные отношения в здравоохранении в том числе влияет и система ОМС.

- Страхование у нас работает не за оказанную услугу. В тарифном соглашении нет позиции «забор крови из вены – 50 рублей», например. Там есть финансирование за посещение, то есть включены все услуги, которые врач назначает пациенту. Если человек, приписанный к нашей поликлинике, у терапевта не появился, не получил от него направления на этот анализ, то этот случай не будет подан в рамках ОМС, следовательно и оплачен он не будет, - заметил руководитель железнодорожной отделенческой больницы.

Напоследок, главный врач больницы дал традиционный совет читателям «Петрозаводск говорит» - тщательно следить за своим самочувствием и при подозрительных изменениях обращаться к медикам.

- Врачи, несмотря на все образование и диагностические возможности, не могут почувствовать за вас. Пациент порой чего-то не рассказывает, хотя он должен сам за собой активно следить. Это касается и посещения залов, и здоровья психологического. Докторам будет легче заботиться о таких пациентах.

Уважаемые читатели! Благодарим вас за вопросы и пожелания в рамках проекта «Паспорт поликлиники». Главные врачи наши городских поликлиник  дали нам ответы на все наши и ваши вопросы. И многое пообещали. Расскажите в комментариях, насколько эти обещания сбылись. Может быть это станет поводом для еще одной статьи.

Обзор всех поликлиник. Что мы видели и что врачи нам обещали исправить - смотрите здесь.