Петрозаводск является крупным потребителем наркотиков
Наркотическая ситуация в России — одна из сложнейших проблем последнего десятилетия. Наркотики сегодня убивают тысячи людей, разрушая человеческие судьбы. В большей или меньшей степени эти процессы характерны и для нашего региона. Накануне одиннадцатилетия со дня образования Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков наш корреспондент встретился с руководителем карельского управления ФСКН России генерал-майором полиции Александром Пшеницыным.
— Александр Николаевич, ваша служба изо дня в день ведет борьбу с таким злом, как наркотики. Для наркопреступлений заповедных территорий не существует. Какую роль в карельском наркотрафике играет Петрозаводск?
— Петрозаводск является потребителем наркотиков. Сказать, что столица Карелии — перевалочная база, будет неправильно. Потому что потребители, которые везут наркотики из Санкт-Петербурга (по-прежнему к нам наркотики в значительной степени попадают из города на Неве), не обращаются к дилерам или посредникам, а работают напрямую. И напрямую наркотик идет из Питера в Сортавалу, Костомукшу, Сегежу и Беломорск. А Петрозаводск, учитывая население столицы, это один из основных потребителей наркотиков.
— Каков средний возраст наркопотребителей в нашем регионе? И сколько среди них несовершеннолетних?
— Где-то от 18 до 35 лет. И если взять последние три года, то количество несовершеннолетних, которые нами замечены в употреблении наркотиков, становится все больше и больше. Правда, речь не идет о сотнях. В прошлом году их было 15. В позапрошлом 13. Был период, когда за три года было всего 7 человек. К сожалению, несовершеннолетние наркопотребители все чаще участвуют в незаконном наркообороте. Количество лиц, уличенных нами в наркосбыте и проходящих фигурантами по уголовным делам, тоже увеличивается год от года. Пусть не значительно, но увеличение есть.
— Не останавливает даже то, что за сбыт наркотиков дают большие сроки? Многих удивляет столь суровое наказание.
— Наказание суровое, потому что сбыт наркотиков — это, как правило, или тяжкое, или особо тяжкое преступление. В сбыте практически нет преступлений средней тяжести. А законодатель так установил, что чем тяжелее преступление, тем больше за него срок. В любом случае, вынося приговор, суд учитывает все обстоятельства дела, данные о личности и степень вины каждого из подсудимых. Ведь наказание, кроме всего, несет еще и профилактическую составляющую. И человек, который знает, что, продав дозу, может на несколько лет лишиться свободы, задумается, стоит ли заниматься наркобизнесом.
— Александр Николаевич, а какие категории населения в нашем регионе являются потребителями наркотиков?
— Спектр достаточно широкий. Есть в списке наркопотребителей и безработные, и учащиеся, и служащие, и рабочие. Как пример приведу одно из профилактических мероприятий, которое мы провели в ноябре прошлого года совместно с управлением ФСБ на одной из туристических баз. 27 человек, отмечавших за городом день рождения, были освидетельствованы и 24 из них замечены в употреблении наркотиков, причем нескольких — от двух до четырех видов. И ведь эти люди вполне состоявшиеся и обеспеченные.
— Насколько часто проводятся такие рейды?
— Рейды проходят регулярно, но мы не так уж часто выявляем такое количество лиц одномоментно. В какой-то мере это для нас звонок, что успокаиваться нельзя, что у людей есть желание собраться и отметить праздник не совсем обычным способом.
— Где чаще всего употребляют наркотики? В барах, клубах, на квартирах или тусовках?
— Для нашей республики не характерно употребление наркотических средств в барах или на дискотечных тусовках, потому что профилактические мероприятия мы проводим достаточно часто. Более того, у нас с конца прошлого года по инициативе исполкома регионального объединения партии «Единая Россия» совместно с рядом руководителей и владельцев досуговых заведений начата акция «Территория без опасности». Выводы делать еще рано, но это мероприятие показало, что руководители тех центров, где отдыхают люди, готовы к тому, чтобы досуг в их заведениях был цивилизованным.
— А притоны? Как много выявлено их в нашем городе?
— Выявление притонов — одно из важнейших направлений нашей деятельности, потому как они аккумулируют в себе практически весь спектр наркопреступлений. В таких местах не только употребляют наркотики, но и изготавливают, сбывают. Вовлекают в наркопреступление новых лиц, формируя тем самым основу наркобизнеса — устойчивый спрос на наркотики. В прошлом году управлением выявлено 14 притонов, почти половина из них в Петрозаводске.
— Александр Николаевич, любой из нас может столкнуться с тем, что в его доме появился притон. Что тогда делать?
— Как правило, притоны и появляются в обычных квартирах в обычных жилых домах. Иногда в съемных. Их организаторы просто обращаются к какому-то человеку, как правило, это опустившаяся личность. А такие люди, кому все равно, кто и как им приносит деньги на спиртное, с легкостью отдают комнату под притон. При этом хозяин квартиры может даже там же и находиться. Хотелось бы, чтобы жители нашей республики не оставались равнодушными и сообщали нам о подобных фактах. Информацию можно дать по круглосуточному телефону доверия управления 799-799.
— Есть ли крупные изъятия наркотиков уже в этом году?
В самом начале февраля мы пресекли канал поставки в Петрозаводск крупной партии гашиша. В ходе операции изъято более одного килограмма этого наркотика. Нечасто у нас такое происходит. Ориентировочно, такого количества вполне могло быть достаточно для изготовления 10 тысяч разовых доз.
— Выявляются ли сегодня новые виды наркотиков? Спайсы, соли, смеси?
— В прошлом году три или четыре новых вида синтетических наркотиков мы выявили на территории Карелии. Есть так называемые дизайнерские наркотики, которые постоянно появляются на «рынке». Преступный мир не стоит на месте, расширяя этот список. И этому бизнесу противостоять непросто. После появления нового наркотического вещества он не сразу попадает в список запрещенных. И пока идет процесс причисления его к запретным, а это 3-4 месяца, новым наркотиком торгуют. Наркоторговцы чувствуют себя безопасно, потому что не подвергаются в это время уголовному наказанию.
— Неужели нельзя остановить опасную продажу?
— Вопрос решается. Директор ФСКН Виктор Петрович Иванов еще два года назад вышел с инициативой и активно ее продвигает. Суть ее в том, что если мы выявляем новое психоактивное вещество, то могли бы и временно накладывать запрет на его распространение.
— Александр Николаевич, успех любого дела зависит от того, каким людям оно доверено. Можно ли сделать наш регион непривлекательным для наркоторговцев?
— Мы стараемся сделать нашу республику непривлекательной для наркоторговцев, но, к сожалению, процесс этот длительный. Пока есть наркопотребитель, будет сбыт. А значит, будут и те, кто захочет на этом заработать. Другое дело, каковы масштабы всего этого. Если сравнивать с другими субъектами, наши масштабы не велики. И если исходить из медицинской статистики, то у нас все обстоит очень и очень неплохо. А если оценивать ситуацию в целом, то я бы не стал хлопать в ладоши и говорить, что это зло мы победили.
— А как мы выглядим на фоне России и Северо-Запада?
— У нас обстановка намного спокойнее. В Карелии количество наркопотребителей и наркозависимых значительно меньше, в разы меньше. Но это ни в коем случае не позволяет нам успокаиваться.
Сегодня, 11 марта сотрудники карельского управления ФСКН России отмечают День работника органов наркоконроля, газета «П» присоединяется к поздравлениям.