17 ноября 2020, 20:39

Работодатели не поняли, почему их заставляют возить своих сотрудников

Губернатор поставил перед населением очередную невыполнимую задачу

Текст: Георгий Чентемиров

Глава Карелии Артур Парфенчиков обязал работодателей возить сотрудников на работу и домой. Так и написал в своем распоряжении: «Обеспечивать подвоз работников к месту осуществления трудовых обязанностей и обратно». Это требование вступило в силу 15 ноября. Как пояснил губернатор, это сделано, чтобы разгрузить автобусы и троллейбусы.

– Поскольку транспорт является серьезным источником заражения коронавирусом, мы уже ограничили количество пассажиров – не более 50% сидячих мест. Но работодателям необходимо позаботиться о том, чтобы их сотрудники могли вовремя добраться до места работы и потом вернуться домой, – написал руководитель региона на своей личной странице.

Сказать, что эта новость удивила предпринимателей, значит не сказать ничего. Получается, каждый, абсолютно каждый руководитель, вне зависимости от имеющихся у него ресурсов и финансового состояния компании, должен в кратчайшие сроки (вот прямо сейчас!) организовать четкую и отлаженную систему доставки работников.

Руководитель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергей Авишев сомневается, что это вообще возможно.

– Непонятно, каким образом это все организовать физически. Если крупные предприятия, имеющие собственную транспортную инфраструктуру, еще могут как-то это сделать, то малый бизнес однозначно не справится. Это дополнительная нагрузка на предпринимателей, которая просто приведет к локдауну.

Я категорический противник лишних обременений на бизнес. А нагрузка ляжет именно на малый и микробизнес: ларьки, сфера услуг. Транспортные услуги недешевы. Как эти расходы будут компенсировать?

Давайте рассмотрим конкретный пример. Если у предпринимателя 5-6 сотрудников, он им должен заказать несколько машин такси? Или микроавтобус? Далее. Некоторые на обеденный перерыв ездят домой, потому что не могут позволить себе бизнес-ланч в кафе; их тоже должен возить работодатель? А если это сеть аптек или торговых точек и у них человек сто работает по разным объектам? Ответов на эти вопросы пока нет.

Особо отмечу, что общественный транспорт в Карелии действует, пусть и с определенными ограничениями. Не очень понятно, почему тогда этим транспортом не могут пользоваться работники предприятий и организаций.

Я вижу во всем этом только дополнительную нагрузку на бизнес, который и без того находится в тяжелейшем положении, – заявил Сергей Авишев.

Фото: gubdaily.ru

Такими же безответными вопросами задаются и другие предприниматели.

– За чей счет банкет? Надо нанимать автобус, а если на это нет денег? Это будет как-то компенсировано? Кто и как будет контролировать выполнение этого требования? Наконец, для кого ходят по городу автобусы и троллейбусы, если работающие не имеют права на них ездить? – возмущается генеральный директор одного из небольших предприятий.

– С учетом всех введенных мер одни только расходы на санитарные нормы составили уже более 50 тысяч за полгода (санитайзеры, обеззараживатели, маски, очки, экраны). Я не говорю про понятные убытки из-за локдауна, введения часов для пенсионеров и так далее. Для микробизнесов это вполне серьёзно, – говорит владелица небольшого кафе в центре города. – Логично, что транспортные расходы будут покрываться из зарплаты (бонусной части, например). Если среднестатистический продавец получает 1000 в смену, то такси туда-обратно - это 30 процентов его зарплаты. И цены на такси уже нормально так поднялись!

Другой предприниматель отметил, что для самостоятельной перевозки людей надо иметь соответствующую лицензию.

Даже если коммерсанты искренне захотят выполнять губернаторское распоряжение, это может просто не получиться. Как рассказали в транспортной компании «Автопутешествие», у некоторых работодателей – например, магазинов – очень специфические графики работы и перевозчики не всегда хотят с ними работать.

К слову, удовольствие возить сотрудников – весьма недешевое. Так, аренда автобуса для перевозки десяти сотрудников два раза в день из разных районов города обойдется примерно в 2,5 тысячи рублей ежесуточно. Умножаем на количество рабочих дней – получаем 55 тысяч в месяц.

Фото: pixabay.com/ru

Вопрос цены беспокоит даже руководителей бюджетных организаций, и даже тех, где есть свой транспорт.

– У нас есть разные смены, потому что учреждение открыто десять часов, а женский рабочий день – семь часов. Люди приходят в разное время. А мы же не можем запустить автобус как рейсовый, без перерыва ездить, потому что это будет очень дорого. Мы однозначно будем обращаться в министерство с просьбой восполнить расходы на бензин, – рассказала руководитель одного из учреждений культуры.

Тему доставки работников подняли во время прямой линии главы Карелии 16 ноября. Многие ждали, что губернатор даст какие-либо пояснения, но руководитель региона просто начал учить коммерсантов жизни.

– Я удивляюсь, что мне приходится предпринимателям доказывать в этой ситуации, что они социально ответственны за тех людей, которые на них работают, – с усмешкой начал рассуждать Артур Парфенчиков. – Ну решайте эти вопросы! Вы хотите работать? Вы хотите, чтобы ваш бизнес продержался? Почему я должен убеждать, что это нужно? Нормальные предприниматели давно это делают! И экраны поставят, и средства дезинфекции, и на машине своих работников развозят!

Социальная ответственность бизнеса должна начинаться с ответственности перед своими собственными работниками! Начните с этого, уважаемые бизнесмены. Заботьтесь о тех, кто работает на вас!

– обратился глава Карелии к предпринимателям.

Вообще, это далеко не первый случай, когда власти борьбу с пандемией перепоручают коммерсантам. Взять хотя бы легендарные «каникулы за счет работодателя». Или вот еще: в августе бизнесменам Карелии разослали письмо из Роспотребнадзора, в котором их обязали организовать вакцинацию сотрудников. В частности, предписывалось «предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения специфической профилактики гриппа». Привить надо было не менее 60 процентов персонала. Свои требования надзорный орган обосновывал постановлением главного санитарного врача России; но, как выяснил «Петрозаводск говорит», в этом документе задачи по вакцинации ставили не перед бизнесом, а перед региональными властями!

Возвращаясь к свежему распоряжению: очевидно, по мнению губернатора, среднестатистический предприниматель должен обеспечить своих работников бесплатным транспортом, хоть даже под угрозой разорения. Примерно так чиновники в Карелии и понимают социальную ответственность. Не будем долго рассуждать о том, что, если компания разорится, персонал останется без зарплаты. Не будем акцентировать внимание и на том, что губернатор попросту оскорбил весь малый бизнес, уничижительно сравнив его с «нормальными предпринимателями», которые, очевидно, имеют свой транспорт для перевозки сотрудников – а малый бизнес такого транспорта не имеет. Вспомним другое.

Губернатор советует бизнесменам возить персонал на «своей машине». Между тем не так давно Артур Парфенчиков героически передал машины правительственного автопарка, в том числе свой служебный автомобиль, волонтерам и медикам. Еще раз: чиновники отдали не свои личные машины, а транспорт правительственного автопарка, который функционирует за счет бюджета. Вот это жертва, вот это социальная ответственность. Как говорится, почувствуйте разницу. // Фото: praestes.ru