05 июня 2020, 10:00

Названы основные тенденции цифровизации общества после пандемии

Ситуация с коронавирусом значительно ускорила развитие сферы высоких технологий, повлияла на темпы цифровизации банковского и торгового секторов и кардинально изменила привычки людей

Мир постепенно возвращается к нормальной жизни, и уже можно подвести первые итоги и посмотреть, как изменились привычки людей за время самоизоляции и удаленной работы. Пережить такое явление как пандемия в век развитых информационных технологий оказалось намного проще, чем мы могли ожидать.

Автоплатежи

Условия самоизоляции мотивировали значительное число людей более активно использовать возможности цифровизации, чтобы максимально сократить личные контакты и при этом сохранить привычный образ жизни. Из соображений безопасности россияне стали значительно чаще оплачивать коммунальные услуги, а также другие обязательные платежи и штрафы дистанционно. Все больше людей подключают услугу «Автоплатеж», которая позволяет настроить автоматическое списание средств за коммуналку, интернет или мобильную связь на определенную дату и не бояться пропустить обязательный платеж. За сутки до списания банк присылает смс - напоминание с указанием суммы, при необходимости оплату можно отменить, отправив код отказа в ответном сообщении до конца дня. Также есть возможность перенести платеж на другую дату или даже изменить сумму. Важно и то, что в любое время можно посмотреть и распечатать информацию обо всех исполненных автоплатежах, так как она будет сохранена в личном кабинете и мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». Услуга будет полезна и позволит вовремя оплачивать кредиты и штрафы ГИБДД, а также даст возможность забыть об оплате за телефон, интернет, ТВ или сотовую связь — об этом будет помнить банк.

Оплата по QR-коду и интернет - эквайринг

Особой популярностью стали пользоваться платежи по QR-коду. Эта технология существенно экономит время при оплате услуг ЖКХ, так как сканирование кода исключает необходимость ручного ввода реквизитов. Как в устройстве самообслуживания, так и через мобильное приложение банка сегодня таким образом можно заплатить за любую коммунальную услугу.

Этот вид платежа также удобен при оплате доставки, например, поскольку исключает личный контакт и контакт с наличностью и не требует дополнительного оборудования: продавцу достаточно иметь QR-код от обслуживающего банка. Сегодня активнее всего этот сервис используют рестораны быстрого обслуживания, продуктовые магазины и маркет-плейсы.

Наблюдая повышенный спрос на сервис, российские банки начали активно развивать данное направление. Уже доступны новые способы интеграции QR-кодов с различными видами продаж, например, на кассе супермаркета или в вендинговом автомате. Все чаще компании интегрируют оплату по QR-коду прямо в свои сайты.

С ростом числа безналичных платежей связано и значительное увеличение числа транзакций через интернет-эквайринг. Для поддержки и сохранения бизнеса своих клиентов некоторые российские банки даже снизили комиссию за эту услугу.

Использование государственных электронных сервисов

Для кого-то это время стало началом знакомства с многочисленными государственными и коммерческими электронными сервисами. Это подтверждает стремительный рост числа регистраций на портале госуслуг через личный кабинет Сбербанка. Сервис позволяет дистанционно зарегистрироваться или подтвердить учетную запись, чтобы получить полный доступ к возможностям портала госуслуг. В апреле этим воспользовались многие россияне, чтобы подать заявку на государственные пособия в период, когда МФЦ не работали, а Пенсионный фонд значительно ограничил количество посещений. С помощью портала госуслуг люди также оформляли больничные и заявки на возвращение из-за рубежа.

Безналичные финансовые операции

О том, что большинство финансовых операций также перешло в цифровые каналы, говорит увеличение объема безналичных платежей. Порог 50% уже был преодолен в первом квартале, показатель продолжает расти и, как считают финансовые аналитики, в 2020 г. уже не опустится ниже указанной цифры. Самый заметный рост числа безналичных операций наблюдается в так называемых «магазинах у дома», где всегда лидировала оплата наличными, и это также «последствия» пандемии. «Я теперь хожу в магазин только со смартфоном. В нем у меня все дисконтные карты и мобильный банк. Раньше и не думала, что это так просто и удобно. С наличкой страшновато стало связываться, а телефон регулярно дезинфицирую и спокойно пользуюсь», - поделилась посетительница магазина популярной в Петрозаводске торговой сети.

Развитие электронных площадок

С началом коронакризиса многие компании значительно улучшили работу своих электронных площадок. Представители Телекома сделали на время бесплатными или существенно снизили стоимость подписок на онлайн-кинотеатры и ТВ, игры, электронные книги и образовательные программы, чем значительно увеличили посещаемость. Маркет - плейсы улучшили навигацию по своим сайтам, добавив новые опции. Предприятия общепита доработали электронное меню и возможность удобного заказа онлайн. Россияне постепенно возвращаются с удаленки в офисы и теперь заказывают доставку еды уже на работу.

Все кризисы оказывают как отрицательное, так и положительное влияние на общество. Коронакризис не стал исключением. Привычки людей и перспективы развития компаний теперь в большей степени, чем раньше, связаны с цифровой средой, которая становится все более технологичной, удобной и понятной. Если эти тенденции сохранятся, то ответить на новые вызовы в будущем нам будет еще проще.

Автор: Анна Павлова