19 августа 2024, 08:00

Настоящим спасением стал оборонный заказ для завода Петрозаводска

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 19 августа в 2004 году

Военный корабль Балтийского флота ровно 20 лет назад начали ремонтировать на заводе «Авангард». Это был уже четвертый минный тральщик, ремонт которого Минобороны России доверило предприятию Петрозаводска. Работы должны были продлиться не менее года, и все это время экипаж корабля нес службу у нас в городе. Руководство «Авангарда» планировало ежегодно ремонтировать по два минных тральщика.

Еще в 70-е годы корабли этого класса искали и уничтожали мины военных лет в Финском заливе, а спустя десять лет – в Красном море. Тральщик должен быть готов к бою даже в мирное время. Поэтому-то они и стояли тогда на верфи «Авангарда». Два – с Балтийского, один – с Северного флота. На Северном флоте было всего семь минных тральщиков, все они носили собственные названия, и лишь один ходил под бортовым номером «466». Именно он и стоял на ремонте на нашем заводе. Поговаривали, что если главком ВМФ будет не против, то тральщик будет носить имя – «Петрозаводск».

Корабль с символикой нашего города на носу прибыл к нам 25 июля. Его команда знала, что в родной Полярный они вернутся лишь через год, а в отпуск хотелось уже сейчас. «Хочется, - подтвердил командир корабля Дмитрий Цыганенко. – Но перед нами поставлена задача, и экипаж ее выполняет». Вместе с экипажем над кораблем колдовали десятки рабочих нашего завода. Нужно было заменить дизели, поменять и отремонтировать энергетические узлы, донно-заборную арматуру. Каждый специалист был на счету. Тем более в те годы, после многолетнего кризиса.

«Во многих местах процесс идет на разрушение. И может быть, не совсем обычно, что у нас разруха остановлена, и идет созидание. Вопросы о развитии завода на сегодня уже являются необратимыми», - сообщил председатель совета директоров «Авангарда» Александр Костюнин.

Но ждать людям было тяжело. Их просили потерпеть месяца три, когда вслед за заказом придут деньги, причем, немаленькие. Но рабочие трудились прямо сейчас, и деньги хотели получать прямо сейчас. Поэтому хорошие специалисты увольнялись, а молодежь шла на производство неохотно.

«Есть проблемы дефицитных специальностей, - признал заместитель генерального директора Александр Аллилуев. – Это не только на заводе «Авангард», не только в Петрозаводске. Такие проблемы по всей России. К сожалению, мы пока пользуемся услугами людей в возрасте – под 60 и за 60». Зато не было проблем с поставками оборудования и материалов. Никто из поставщиков не смел подвести оборонный заказ стратегического значения. Иногда проблема возникала, потому что некоторое оборудование для таких тральщиков было снято с производства. Но вопросы эти были решаемы.

Через год на тральщике, который прибыл на верфь накануне, должны были пройти ходовые испытания, за которыми следил местный дивизион ремонтирующихся кораблей. Его командиру Сергею Нестеренко было не впервой принимать работу коллектива, и ни разу он не заворачивал объект: «Все всегда нормально. Завод все делает качественно и в установленные сроки в контрактах. Недоработки случаются, но их устраняют в рабочем порядке после подписания акта».

Ремонт минных тральщиков стал настоящим спасением для завода. Помимо этого, на ремонт обещали ставить и гражданские суда.

Ссылка на YouTube

В этот день отмечали очередную годовщину печально известного российского путча. 19 августа 1991 года несколько министров Советского Союза решили повернуть историю вспять. Телевизоры показывали «Лебединое озеро», по радио передавали сообщения о внезапной болезни Михаила Горбачева (тогда он был президентом СССР). Буквально только что созданная телекомпания «Ника» в Петрозаводске начала транслировать кадры телеканала CNN, который вел трансляцию из Москвы, где разворачивались основные события. А также передавала сообщения первых лиц Петрозаводска. Предлагаем вам вспомнить, как это было, в этом небольшой видеоролике без комментариев.

Ссылка на YouTube

В Минске в августе 2004 года собрались российские и белорусские специалисты, чтобы изменить соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции. Не секрет, что тогда граждане Республики Беларусь нередко выезжали на заработки в Россию. Кстати, к нам в Карелию хотели переехать не только белорусы, но и жители самых разных республик бывшего Советского Союза. Те, кто посмелее, писали письма прямо на адрес Сергея Катанандова (тогда он был Главой Карелии), чтобы он лично помог с жильем и с трудоустройством.

Ежедневно Зоя Соляникова прочитывала десять, а то и двадцать писем. Писали ей не родственники или знакомые, хотя все послания были очень личные, пронизанные душевной болью и с просьбами о помощи. Зоя Сергеевна работала в отделе писем в правительстве. Именно она первой узнавала обо всех бедах жителей республики. Некоторые конверты подписывали чуть ли не «на деревню дедушке». Но и они добирались до адресата. Если просто написать: «Петрозаводск, Катанандову», письмо все равно доходит – заверила Зоя Сергеевна.

Работа нервная, просители – люди разные. Душевное равновесие отдел восстанавливал, дружно вышивая крестом. Вышитые картины уже всю стену занимали. И поднимали настроение не только сотрудников, но и посетителей: «Ведь работа у нас достаточно сложная – с человеческим горем, с человеческой болью. Вышивка отвлекает. И в то же время душу радует». В год в отделе прочитывали около четырех тысяч писем. После программ Юрия Сенкевича и Оксаны Пушкиной (они снимали телеочерки о Карелии), к нам начали поступать просьбы о переезде в Карелию. К нам стремились из Ставрополя, Бухары, Беларуси, Удмуртии и даже Приморья.

«Дедушке 70 лет, и вот он два года назад смотрел передачу Сенкевича и увидел, как женщины собирают морошку, ему очень теперь хочется «закончить свои дни в Карелии», как он написал», - рассказала об одном из писем Зоя Соляникова. Этому человеку честно ответили, что в таком возрасте переехать с Дальнего Востока в наши края нереально: «Тем не менее, мы ему написали, чтобы ему не было обидно, что его письмо будет опубликовано в газете, и возможно кто-то из сердобольных женщин пожелает на него откликнуться».

Если же человек хотел у нас работать, его письмо шло в соответствующее ведомство, каждому просителю высылали ответ с указанием адресов, телефонов, фамилий людей, с которыми можно связаться, чтобы трудоустроиться в Карелии. Некоторые ответы даже содержали пометку – предоставляется жилплощадь. Так что кто-то вполне реально мог изменить свою судьбу, приехав в Карелию на ПМЖ.

Ссылка на YouTube

Таким было 19 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.