12 июня 2011, 00:07

"Мы будем создавать на набережной парки и скверы"

Недавно главным архитектором города был назначен Владислав Куспак. Мы решили спросить у него, какой он видит градостроительную политику Петрозаводска в ближайшие годы.

Недавно главным архитектором города был назначен Владислав Куспак. Мы решили спросить у него, какой он видит градостроительную политику Петрозаводска в ближайшие годы.

Набережная

— Главная особенность нашего города в том, что он стоит на берегу большого озера. Онего определяет у нас все — от состояния погоды до состояния души каждого горожанина. Вот почему самая важная задача на ближайшие годы — благоустройство набережной. Ее центральная часть уже обустроена, но слишком жестко, официально. Сейчас стоит вопрос о реконструкции части набережной в сторону Ключевой и набережной Варкауса. Здесь планировка будет более свободной.

Первая должна избавиться от неуместных промышленных строений. Вместо них должны появиться лодочные станции, водный городок, как, например, в гидропарке в Киеве. Набережная Варкауса тоже обзаведется парусным клубом, но здесь в прибрежной зоне застройки не будет, поскольку это рекреационная зона. Развитие пойдет по пути создания парков, скверов и благоустройства территории. На другом берегу озера мы просто обязаны сохранить красивый ландшафт, зеленую зону в районе Чертова Стула и Бараньего берега (а на нее уже не раз покушались застройщики).

Спальные районы

— Они будут развиваться, в том числе, и за счет малоэтажного строительства как периферийной застройки, граничащей с зеленой зоной города, с обязательным сохранением «зеленых кулис» — насаждений между и внутри районов. Сохранятся и будут облагорожены зоны вокруг родников, которые так любят и ценят наши горожане. Но в то же время в новых микрорайонах будет предусмотрено достаточное количество автостоянок, чтобы не создавать в будущем те же проблемы, от которых задыхается центр города.

Центр

— Здесь должна наконец прекратиться уплотнительная застройка. Собственно, свободных мест для нее уже не осталось. Тут на первый план выходит другая проблема: что делать с многочисленными сохранившимися здесь полублагоустроенными домами, которые явно не красят вид города? Пока у нас руки доходят только до того, чтобы некоторые из них капитально отремонтировать. Но со временем мы должны приступить к сносу таких построек, возведению на их месте более современных зданий. Что касается крупных торговых центров, работающих по принципу «магазин — склад», то, конечно, их нужно выносить за черту жилых районов. Но не всегда. Например, «Лента» не зря попала в центр города. Она выполняет важнейшую социальную функцию, обеспечивая многих горожан продуктами эконом-класса. А объект на проспекте Ленина, против которого так много возражают горожане, — это не просто торговый, а культурно-развлекательный центр. Генеральным планом города еще лет пятнадцать-двадцать назад это место на главной улице города предполагалось для размещения подобного центра.

Мусор

— Как ни странно, это тоже градостроительная проблема. Дальнейшая эксплуатация городской свалки в ее нынешнем виде уже просто неприемлема. В качестве альтернативы в городе должны быть построены мусороперерабатывающие заводы. Но люди, узнав о том, что будет строиться такое предприятие, начинают протестовать. Они путают это с мусоросжигающим заводом. Никакого вреда для экологии переработка мусора не представляет, наоборот, такой способ утилизации отходов гораздо безопаснее и эффективнее, чем нынешняя свалка.

Промышленность

— Это основа жизни любого города, и здесь у нас наконец-то начинается какое-то развитие. На Шуйском шоссе, в районе газозаправочной станции, уже началось строительство предприятия ДОК «Калевала», которое будет производить ориентированно-стружечные плиты, широко применяющиеся в малоэтажном строительстве. Подобное производство налажено только в Германии и ряде европейских стран. А наш комбинат по объему продукции должен стать вторым в Европе. Также у нас успешно развивается производство биогранул — передового вида топлива, пользующегося большим спросом в Финляндии и Швеции. Возрождается сборочное производство на ОТЗ. Набирает темпы судостроение, особенно деревянных судов. Все это передовые, современные производства, которые не загрязняют город и придадут новое его облику.

Дороги

— Скоро начнется реконструкция улицы Чапаева, которую планируется продлить и соединить с улицей
Ленинградской. Завершится строительство моста между Древлянкой и Кукковкой. Предполагается масштабная реконструкция Гоголевского моста. Появятся новые транспортные развязки, улица Куйбышева должна выйти на набережную Варкауса. Запланировано строительство многоуровневых автостоянок — не только в центре города, но и у крупных торговых центров.

Самые спорные объекты:

Мы попросили известных архитекторов назвать нам самые спорные, с их точки зрения, объекты, которые появляются на карте города.

  • Торгово-развлекательный центр на проспекте Ленина. Это безусловный лидер по числу протестов. На градостроительных советах архитекторы пытались повлиять на застройщиков, чтобы центр стал хоть немного поменьше. Но, похоже, это в конце концов никому не удалось. Наблюдая вырастающий каркас будущего здания, они начинают подозревать, что его параметры больше, чем те, что были в свое время представлены на проектах.

 

  •  Центр на пересечении проспекта Александра Невского и улицы Мерецкова. Это уже почти готовое строение стоит на втором месте по числу протестов — среди архитекторов, но пока не горожан. Как только не называют его наши специалисты за аляповатый внешний вид — и «попугаем», и «кубиком Рубика». А некоторые архитекторы считают, что здесь явно были нарушены авторские права петрозаводского архитектора Ирины Лялько.
  • Подземный центр у ТЦ «Максим». Проектировщики обещали сохранить сквер и фонтан в первоначальном виде. Но сейчас на месте строительства появилась некая приподнятая платформа и лестницы со стороны улицы Кирова. А значит, этот уголок города уже вряд ли будет точно таким, как прежде.

МНЕНИЕ

Профессор архитектуры, академик РАН Вячеслав ОРФИНСКИЙ:

— У нового главного архитектора идеи хорошие, и я желаю ему всяческих успехов на пути к их осуществлению. Но он должен четко осознавать, что в наследство от предшественника получил
многие больные вопросы. Главенство набережной в нашем городе — кто с этим будет спорить? Так же как и с тем, что ее нужно реконструировать. Вопрос только в том, как будет происходить реконструкция? Мы уже реконструировали часть набережной, затратили огромные деньги, но сделано все было бездумно. Сейчас на всем протяжении набережной от реки Лососинки до реки Неглинки проваливается грунт, образовались зазоры между прогулочными дорожками и парапетом, да и сами облицовочные плиты, как показал шторм в прошлом году, держатся весьма ненадежно. В других частях набережной мы получим реконструкцию такого же качества?

Радует утверждение Владислава Куспака и о том, что в центре города наконец-то прекратится уплотнительная застройка. Хотелось бы этому верить, но опять же никакой гарантии, что так и будет, нет. Свободные места для каких-нибудь безобразных зданий при желании всегда можно найти, конечно, в нарушение всех градостроительных правил. Но кто из должностных лиц нынче обращает внимание на нарушение каких-то правил? Вот если бы республиканская власть заняла твердую позицию по вопросу об уплотнительной застройке, тогда бы появилась уверенность. А без ее поддержки полномочий главного архитектора вряд ли хватит, чтобы остановить это безобразие.

Поэтому нам, общественности, расслабляться пока рано. Будем надеяться на нового главного архитектора, но верить станем только собственным глазам.

Обсудить
2083