23 июля 2012, 10:53

Моряк, моряк, почему ты грустишь?

В преддверии «Онежской регаты» корреспондент «ТВР-Панорамы» попыталась выяснить, как обстоят дела с парусным спортом в Карелии.

Город на воде
Раз в год Петрозаводск становится столицей яхтенного спорта. Сотни экипажей из разных регионов страны и из-за рубежа приезжают на регату «Онего», чтобы испытать себя на волнах Онежского озера. Создается впечатление, что в Карелии с парусным спортом все прекрасно. Но, к сожалению, это только на первый взгляд. Копнем глубже, и...

– В 1960-х годах петрозаводская набережная была просто усеяна яхт-клубами, – вспоминает президент Федерации парусного спорта Карелии Федор Смирнов. – Каждое спортивное общество, а их было больше двух десятков, имело здесь свою базу. Люди могли свободно взять гребную лодку на набережной и поехать кататься. В хорошую погоду весь город был на воде.

Времена изменились. Во время строительства нынешней Онежской набережной не было предусмотрено места для яхт-клуба. В 90-х годах петрозаводский яхт-клуб находился в створе улицы Мурманской. На озере стоял дебаркадер, где хранились лодки. Там же работала детская парусная школа.

А в 1995 году бывший мэр Петрозаводска Андрей Демин дал команду ликвидировать яхт-клуб, мотивируя это тем, что он находится на Мурманской незаконно. С конца девяностых начались многолетние мытарства петрозаводских яхтсменов, конец которым не положен до сих пор.

В начале двухтысячных под свое крыло воспитанников парусной школы взял петрозаводский бизнесмен Андрей Клементьев, который построил яхт-клуб в Песках. Какое-то время все шло хорошо. До тех пор, пока московская фирма, у которой предприниматель арендовал землю, не увеличила стоимость аренды в два раза. Платить вдвое большие деньги, когда их и так едва хватало, спортсмены не смогли. Школа прекратила свое существование.

Будущего не будет?
– Куда я только не обращался, – вспоминает Федор Смирнов. – И в Министерство природных ресурсов, и в городскую администрацию. Находил земельные участки, где можно было бы организовать детскую парусную школу, но везде мне отказывали и продолжают это делать. Говорят, что у нас и так вся прибрежная зона от Петрозаводска до Сайнаволока отдана под яхт-клубы. Но ведь это частная собственность, и нас туда никто не пустит.

По словам руководителя управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Петрозаводска Василия Филина, без финансовых партнеров администрация города построить яхт-клуб не может. 

- Если Федерация парусного спорта найдет средства и представит проект строительства, мы его, конечно, рассмотрим, - отметил Василий Григорьевич.

Но откуда возьмутся деньги у общественной организации? Единственный выход для них — делить жилплощадь с соседями. Сейчас офис Федерации парусного спорта находится на базе кайт-клуба «Угол атаки», который арендует землю у администрации Петрозаводска. Там же хранятся лодки.

- Надо отдать должное карельским яхтсменам, которые поддерживают парусный спорт в республике, продолжает Василий Филин. - Их имена известны по всей России: это Федор Смирнов, Вячеслав Рымашевский, Андрей Клементьев, Владимир Лукин, Дмитрий Никуличев, Сергей Аверичев. Мы обещаем им поддержку на выездах, можем помочь с участием в соревнованиях и регатах.

Вот и вся помощь. Почти нет надежды и на то, что возродится парусная школа. По словам начальника управления физкультуры и спорта, в спортивных школах Петрозаводска дети обучаются 22 видам спорта. Чтобы открыть в одной из них дополнительное отделение, нужны образовательная программа, преподаватели, техническая база и инвентарь. А так как яхтинг - летний вид спорта, содержать спортсменов для города слишком дорого.

– Не будет школы – не будет будущего у нашего парусного спорта, – вздыхает Федор Павлович. – Сейчас ситуация такая: у нас есть лодки, но некому в них сидеть. В соревнованиях участвуют, как правило, бывалые морские волки. А молодежи нет, и учить ее некому.

Кстати, долгое время, когда был жив генеральный директор ОАО «Кондопога» Виталий Федермессер, парусный спорт развивался и в Кондопоге. Федермессер финансировал команды, приобрел для них пять лодок класса Open 800, планировал строительство яхт-клуба. После того, как он ушел из жизни несколько лет назад, большинство его проектов застопорились, в том числе и этот.

Был филиал Клуба юных моряков в Суоярви, но местная администрация ликвидировала его потому, что яхтсменам стало не под силу самим содержать КЮМ. И это несмотря на то, что в городе был хороший детский тренер Иван Талья, были лодки, ребята, желающие учиться.

Что касается петрозаводского КЮМа, он стал подразделением Карельского кадетского корпуса. По сути, он него осталось несколько судов, на которых школьники проходят практику.

Власть против щедрости
Удивительная история случилась в прошлом году. Победители 40-й юбилейной регаты, зная о проблемах яхтсменов, приняли решение отдать свои призы (в сумме это 250 тысяч рублей) на развитие парусного спорта в Карелии.

Но Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму РК запретило им это сделать. Складывается ощущение, что карельсике власти ратуют не за развитие парусного спорта, а против него.

– В 2002 году нам удалось попасть в федеральную программу развития парусного спорта в России, – продолжает Федор Смирнов. – На строительство яхт-клуба в Петрозаводске было выделено 200 миллионов рублей. Но наши руководители города и республики Виктор Масляков и Сергей Катанандов не смогли договориться, какой участок земли выделить под строительство. В итоге мы остались у разбитого корыта, деньги в республику не пришли.

Три и четыре года назад проводилась регата и на Ладожском озере. Но нести все бремя организации соревнований на себе спортсмены не могут. В прошлом году Ладожская регата состоялась, но проводила ее не карельская Федерация парусного спорта, а яхтсмены из Приозерска.

Чупа под парусами

Счастливое исключение в карельском парусном спорте – Лоухский район. Вот уже 30 лет успешно работает яхт-клуб в поселке Чупа. Занимаются здесь и взрослые, и дети начиная с 9-летнего возраста. В собственности клуба – 10 детских лодок и четыре крейсерских.

– Когда предприниматели говорят, что строят яхт-клуб, они ошибаются, – говорит директор Чупинского морского яхт-клуба Юрий Рыбаков. – Как правило, получается просто стоянка для маломерных судов. А клуб – это организация, объединяющая людей, увлеченных любимым делом. У нас – именно такая. Наш клуб – член Всероссийской федерации парусного спорта. В нем состоит 35 постоянных членов, 10 из них – дети.

Несколько членов яхт-клуба учатся в петербургском Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Жители Чупы надеются, что они вернутся в поселок и продолжат обучать будущих яхтсменов.

Дети – и радость, и боль чупинских яхтсменов. Главная проблема клуба в том, что люди уезжают из поселка, потому в нем становится все меньше ребятишек. Из трех тысяч жителей Чупы только 212 – школьники.

Хлеб чупинских моряков – курсы судоводителей, учиться на которых приезжают люди из разных регионов страны. Кстати, в этом году глава Лоухского района Андрей Цехов передал яхтсменам имущество клуба в безвозмездное пользование. Вот бы и в других районах так.

Хорошо иметь бренд
Картина парусного спорта в Карелии получилась совсем не такой красочной, как паруса «Онежской регаты». Хорошо иметь бренд в республике, но почему о яхтсменах вспоминают раз в год, перед соревнованиями, точно так же, как о ветеранах – только в канун 9 Мая? Печальная тенденция российской действительности?

– Много ли нам надо – просто кусок земли, на который мы могли бы поставить понтоны и контейнер для мачт и парусов, – рассуждает Федор Смирнов. – Эти конструкции мы готовы переносить с места на место, если понадобится. Но нам не дают даже временного пристанища. Зато посмотрите, сколько шашлычных на берегу в Песках. Для них место всегда находится.

Петрозаводская губа Онежского озера располагает к занятию не только парусным спортом, но и самыми разными видами спорта: морские лодки, аквабайки, кайтинг... Можно было бы проводить соревнования российского и даже международного уровня. Где все это?

А как развивать туризм, если в республике даже причалов нет? Нет школ, нет заправок, стоянок, яхт-клубов, тренеров. Но, к счастью, есть энтузиасты, которым нужно только одно – чтобы им дали «зеленый свет».

Хочется верить, что власть все-таки услышит моряков и поможет им. Ветер вновь туго натянет паруса яхт, и жители Карелии будут с гордостью говорить о том, что живут в крае лесов и озер.

Фото Алексея ТИШКО