13 апреля 2014, 09:22

Максим Иванов:«Google и Yandex бросили школе вызов!»

<p>Лучший учитель Петрозаводска-2014 — о том, зачем он вывесил на школьной доске фотографию директора и почему играет с учениками в футбол</p>

Учитель истории  и обществознания Державинского лицея Максим Иванов уже четвертый раз участвует в  рофессиональных конкурсах.  В 2008  году  он  впервые  заявил о себе, став лучшим в  номинации  «Дебют».  В  2012 году  завоевал  звание  победителя  городского  этапа  всероссийского  конкурса  «Учитель  года»,  а на его республиканском этапе занял  второе  место.  27  марта  этого  года  Максим  вновь  вышел  на сцену Дворца творчества детей и юношества, чтобы  получить заслуженное  звание  —  на  этот  раз лучшего  учителя  Петрозаводска2014.  Впереди  у  него  —  республиканский этап конкурса.

Настоящие мужчины тоже плачут

Слезы пережитого волнения на глазах  —  победу  в  городском этапе конкурса  «Учитель  года-2014» — Максим Иванов посвятил первому директору Державинского лицея Анатолию Федоровичу Ганжикову.

— Спасибо всем за поддержку, — поблагодарил со сцены победитель.

В зале зависла томительная пауза…

— В январе этого года ушел из жизни  замечательный  педагог,  бывший директор  Державинского  лицея  Анатолий Федорович Ганжиков, который в свое время поверил в меня и принял на работу учителем. Свою сегодняшнюю победу я посвящаю ему.

Спустя  несколько  дней  после конкурса  мы сидим с  Максимом в школьном  классе,  где он преподает свою любимую историю. Учитель — за своим рабочим столом. Я за первой партой, откуда хорошо  виден портрет  бывшего  директора  школы  Анатолия  Федоровича Ганжикова, вывешенный на классной доске.

Максим  говорит:  Ганжиков  будет здесь до самой годовщины. Маленький, но такой человечный штрих для учеников «Державы» о том, как надо уметь быть благодарным и помнить.

— Максим, а что значит: «Анатолий Федорович поверил в меня и принял на работу»? Мог не принять?

—  В  2005  году,  после  окончания исторического  факультета  Карельской педагогической академии, я попытался искать работу в нескольких 

городских школах, далеко не самых худших. И везде получил «от ворот поворот», мне отвечали, что учителя без опыта в школу не возьмут. А Анатолий Федорович так не сказал. Побеседовал со мной «глаза в глаза» и предложил зайти еще. Я зашел — он снова расспрашивал меня об учебе и  взглядах на жизнь. Потом еще… Это он  так  ненавязчиво  «прощупывал» меня и в итоге пригласил на работу.

—  Так  необычно  —  портрет  директора на доске. В чем для вас феномен Анатолия Ганжикова?

— Для Анатолия Федоровича ученик всегда был главным человеком в  школе. Он  любил  повторять учителям: «Не  будь учеников  —  здесь не было бы и нас». Абсолютно всех он называл  по  имени,  а  не  «Дай мне, пожалуйста!» или «Подойди ко мне».  Директор  не  полагался  только на мнение учителей, а непосредственно от учеников узнавал о том, понятно ли учитель объясняет мате-риал, есть ли у него контакт с классом. Сколько  раз  бывало: прозвенит звонок с урока, ребята высыпают в коридор, а там Анатолий Федорович. Подзовет кого-нибудь к себе — и началась доверительная беседа «тет-а-тет».

С ног на голову

— Мысль посвятить свою победу Ганжикову пришла спонтанно? Что почувствовали — то сразу и сказали в ответном слове?

— Я, конечно же, готовился к конкурсу и, как и каждый, мечтал о победе. А потому для себя решил: если это  случится,  обязательно  посвящу победу Ганжикову — как по-другому я  еще  могу  отблагодарить  своего Учителя?!

—  Расскажите о конкурсе… Чем вы так удивили жюри?

—  Чем  удивил  —  не знаю, так как я не видел выступлений других участников, а потому не могу сравнивать. Заданий на конкурсе было несколько: рассказать о своем педагогическом опыте, провести открытый урок. На сцене, к примеру, надо было представить эссе на тему  «Миссия учителя», которое мы писали дома. Трех минут, отведенных для этого, было мало, поэтому фантазия приветствовалась. Я вышел на сцену в наглухо застегнутом на все пуговицы строгом костюме и стал говорить скучным, «казенным» языком, что значит учитель в современном мире. Мир меняется — и учитель должен меняться вместе с ним, к тому же весело и без занудства, а не жить в сво-ем консервативном панцире. После этих слов я скинул пиджак, расстег-нул пуговицы на рубашке, стал размахивать  руками, наглядно  демонстрируя эти перемены.

— И чем эти перемены обусловлены?

— Реальность настолько стала быстротечна, что я не успеваю запомнить,  какой  айфон  уже  в  продаже, а  какой  стал  раритетом.  Что  такое
«бобина»,  уже  не  знает  практически никто из представителей современной  молодежи.  Кассетный  маг-нитофон,  видеомагнитофон,  игровые приставки «Dandy» и «Sega Mega Drive» — все это делало мой подростковый  мир  волшебным.  Сейчас  такого и близко нет. Дети в техническом вопросе дадут фору взрослым. Они  завтра  придут  в  школу,  а  мы им  лекцию  на  45  минут,  конспект учебника,  сидеть  смирно… А  потом  удивляемся,  отчего  они  не  хотят учиться, не делают домашние задания.  Учитель  должен  быть  интересней  «Википедии»,  я  бы  добавил
— функциональней. Простая трансляция  информации  —  прошлое. Google, Yandex бросили школе вызов — его необходимо принять.

Лови момент

—  В  своем  блоге  «Лови  момент» вы приводите стихотворение Агнии Барто: 

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок — мне петь охота...

—  Это  про  меня.  Мне  не  хочется  превращаться  в  героиню  фильма  «Доживем  до  понедельника».  Я про учителя русского языка и литературы  Светлану  Михайловну,  которая  считала,  что  она  не  должна знать всяких «второстепенных авторов», сильна только в своем предмете.  Жизнь  коротка  и  замечательна. И я хочу «ловить момент».

— «Ловить момент» вы учите и своих учеников?

—  Я  им  постоянно  говорю,  что в  жизни  столько  возможностей  — надо не упустить. Что придет время —  они  распрощаются  со  школьной
партой, для них не будет школьного звонка, строгих учителей, от которых хочется  спрятаться  куда  подальше, 1 апреля в «Державе» с его веселыми розыгрышами и «подставухами»… Вжизни столько возможностей, и важно  не  растратить  время  зря.  После учебы мы с ребятами играем в футбол, по субботам я провожу в школе киноклуб.

—  О  киноклубе  вы  рассказали  на мастер-классе, который провели на конкурсе…

— Я продемонстрировал, как при-меняю на своих уроках современные методики — культурную антрополо-гию и кинематограф как универсаль-ное  средство  обучения.  Фрагмен-ты из фильмов я использую на своих уроках, ученики становятся участ-никами тех событий, о которых идет речь на уроке, проникаются ими. К примеру, для более полного понимания  такого  явления,  как тоталитаризм, на уроке обществознания использую  фрагмент фильма  «Метрополис»  режиссера  Фрица  Ланга. Главный герой по имени Фредер попадает  на  промышленный  уровень как раз в тот момент, когда там происходит авария, в которой погибают несколько человек. Подземная часть Метрополиса  представляется  герою постоянно требующим все новых человеческих жертв. Анализируя фрагмент,  учащиеся  приходят  к  выводу, что человек в тоталитаризме является никчемным «винтиком» системы. Или, к примеру, при изучении вопроса, связанного с блокадой Ленинграда, используются фрагменты из знаменитого  фильма  «Блокада»  —  при просмотре  возникает  редкостное ощущение чуть ли не физической со-причастности происходящему.

Счастье — это…

— Профессия учителя была и есть больше женская — мужчины не хо-тят идти в школу…

—  Большинство  моих  одногруппников по пединституту  к  выбору места работы подходили  рационально: выбрать такую, чтобы «все оставлять  на  производстве»,  не заниматься дома проверкой тетрадей, подготовкой к урокам, не  думать о  классном  руководстве.  Все  это энергетически  достаточно  затратно. Плюс экономические причины. Не хочется об этом говорить, но по нынешним меркам учителя ведь по-прежнему  получают  сравнительно скромную зарплату.

А вас это не смущает? У вас же семья, двое маленьких детей.

В  школе  мне  комфортно,  это мое. Это же так здорово — возвра-щаться домой с работы счастливым, а не с кислым лицом!

Блог «Учителя-2014» Петрозаводска здесь!