21 декабря 2011, 15:39

Ловушка для водителей — «кормушка» для ГИБДД?

На Комсомольском проспекте установили лишние знаки и бездумно нанесли разметку?

Мы открываем новую автомобильную рубрику, где будем рассказывать об изменениях в правилах дорожного движения, давать разъяснения по проезду с ложных перекрестков в городе Петрозаводске, а также информировать о новых знаках, светофорах и разметке с комментариями ГИБДД и транспортного отдела городской администрации. Кроме того, будут появляться материалы о том, как подготовить автомобиль к зиме и вытащить застрявшую машину из колеи. Ведущий рубрики — водитель-инструктор одной из автошкол Петрозаводска Олег Целебровский. Если у вас есть вопросы по организации дорожного движения в нашем городе, звоните по телефону 70-33-70 или присылайте их на электронный адрес: tsel1960@mail.ru.

Петрозаводск — город небольшой, и это, наверное, хорошо. Небольшая дорожная сеть позволяет водиkелям практически наизусть выучить расположение дорожных знаков, разметку (где она, конечно, есть), знать заранее, есть ли на светофоре дополнительная секция, и с большой долей достоверности предполагать, где можно встретиться с нарядом ДПС… Но ничто не вечно под луной, и в Петрозаводске дорожная обстановка со временем меняется, что иногда становится для водителей полной неожиданностью, и не всегда приятной.
Итак, начнем с небольшого сюрприза, который, не знаю уж, смутил ли петрозаводских водителей, поскольку многие из них, не обладая особо тонкой душевной организацией, с детской непосредственностью игнорируют как уже давно привычную разметку и знаки, так и любые нововведения. А имею я в виду съезд с Комсомольского моста в сторону проспекта Александра Невского.
Когда вы движетесь со стороны Кукковки в крайнем правом ряду с разрешенной скоростью 60 км/час, то вдруг обнаруживаете, что на асфальте появляется разметка, предписывающая вам ехать из этого ряда только направо, в сторону заправки. И никого совершенно не интересует, надо вам сейчас заправляться или нет. Перестроиться, не пересекая сплошную линию, уже почти невозможно, и уж не дай бог, если все это происходит в пиковое время, тогда кроме сплошной линии разметки вам не дадут перестроиться движущиеся в соседнем ряду автомобили. Остается только уехать на заправку, заправиться там с горя до полного бака и уже оттуда выезжать на Комсомольский проспект, ничего не нарушая... Впрочем, это вам вряд ли удастся. Если вы выедете правым поворотом с заправки и опять окажетесь в крайнем правом ряду, то увидите, что знак предписывает вам обязательно повернуть из этого ряда направо, на пр. Александра Невского.
Но, видимо, предполагая, что не все водители у нас соблюдают правила, для нарушителей, которые не повернули направо, дальше висит знак, что из этой полосы надо ехать теперь уже только прямо! Реально возникает вопрос: может, один из знаков — лишний? Говорят, в городе знаков не хватает. Так давайте повесим лишний знак туда, где такого знака как раз и нет. Например, знак, предписывающий движение из правой полосы только направо, можно подвинуть поближе к Кукковке, и он предупредит о сюрпризах разметки… Не то ведь засыпет снегом разметку — и как не было ее. А на перекрестке все равно водители упорно едут из правого ряда прямо. А это нарушение, за него полагается наказание. Слава богу, это место не стало еще «кормушкой» для ГИБДД.

Пропустить или уступить дорогу?

Интересный психологический момент. Стоит водителю выйти из-за руля и превратиться  в пешехода, как все остальные водители, по мнению новоявленного пешехода, становятся идиотами и их рассудочная деятельность проявляется тем слабее, чем выше скорость их автомобиля. Но как только этот же человек снова садится за руль, он явно начинает ощущать, что в ближайшей псих лечебнице сегодня день открытых дверей и все ее клиенты решили прогуляться по пешеходным переходам…
Как это ни печально, мой опыт показывает: пешеходы НЕ ЗНАЮТ и НЕ ХОТЯТ знать правила дорожного движения и просто не понимают, насколько опасен может быть переход проезжей части даже по пешеходному переходу. Недаром в ПД Д сказано буквально следующее: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Несмотря на это, многие петрозаводчане с завидным упорством продолжают шагать прямо под колеса автомобилей, полагая, что на пешеходном переходе они имеют право идти вне зависимости от того, как там движутся автомобили. Конечно, если случится трагедия, с точки зрения суда, они окажутся правы, а водитель виноват. Только вот этого пешеход может никогда уже не узнать.
И еще один момент. Правила гласят: «Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения». У нас же нередко можно наблюдать картину, когда пешеход не переходит, а вальяжно «переплывает» через пешеходный переход…
А теперь вернемся к водителям и соблюдениям ими ПДД в части проезда пешеходного перехода.
Раньше, в предыдущей редакции ПДД, все было как-то проще. Водитель должен был «УСТУПИТЬ дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». Самое главное, что в правилах расшифровывается термин «уступить дорогу». Это означает, что другой участник движения не должен изменить направление движения или скорость. Иными словами, идет пешеход по встречной полосе, а авто проезжает по своей — все в порядке. Пешеход скорость и направление движения не изменил, значит, ему дорогу уступили. А вот если ему пришлось остановиться, замедлиться или пойти противолодочным зигзагом — значит водитель нарушил правила и должен ответить по всей строгости закона.
Но в новой редакции ПДД проезд пешеходного перехода уже прописан в не очень, на мой взгляд, внятной терминологии. Теперь требование ПДД звучит так: «Водитель… обязан снизить скорость или остановиться перед пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода». Расшифровки термина «пропустить» в ПДД нет. Получается, что пешеход, начавший переход справа от водителя и дошедший до встречной полосы, уже «пропущен», а тот, который идет от левой обочины и находится на той же полосе, что и первый пешеход, еще нет. Хотя они находятся на одной стороне проезжей части. Такая редакция иногда приводит к тому, что неопытные водители, опасающиеся не увидеть пешехода слева (а на широких дорогах, например на ул. Ровио, это легко), забывают о пешеходах, кидающихся к ним под колеса справа. А тут и до беды недалеко. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Впрочем, ДПС трактует правила однозначно: шагнул пешеход на переход — всем машинам стоять! Штраф за нарушения составляет от 800 до 1000 рублей.

Самые опасные пешеходные переходы

- Ул. Калинина — ул. Загородная
- Ул. «Правды» (у пожарной части)
- Ул. Ленинградская — пр. Октябрьский (через пр. Октябрьский)
- Ул. Ленинградская — пр. Октябрьский (через ул. Ленинградскую у «Ленты»)
- Лососинское шоссе (около Республиканской больницы)
- Лососинское шоссе, д. 30
- Ул. Луначарского — ул. Перттунена
- Ул. Мелентьевой, 44
- Ул. Московская — ул. Советская

Рубрику ведет водитель-инструктор Олег ЦЕЛЕБРОВСКИЙ
tsel1960@mail.ru