07 апреля 2013, 21:49

Гранитная набережная от Сайнаволока до Соломенного

<p>Петрозаводские архитекторы разработали уникальный проект благоустройства прибрежной полосы города, который в наших условиях граничит с фантастикой.</p>

...В Парке культуры и отдыха воссоздадут дворцы Петра I и Меншикова, набережную Варкауса свяжут по озеру с островом Неглинным длинным пешеходным мостом, и практически по всему берегу Онего Петрозаводской губы можно будет прогуляться или прокатиться на велосипеде по вымощенным дорожкам... Утопия? Нет, реальная концепция, которую разработали местные архитекторы в рамках международного проекта «Города у воды», результаты которого презентовали намедни.  

Немного предыстории 

Проект «Города у воды» проводился в рамках международной Программы приграничного сотрудничества России, Финляндии и Евросоюза: 

— Подавая заявку, мы думали о том, что нам нужно, но что мы практически вряд ли сможем сделать в рамках собственной текущей деятельности, — поясняет Наталья ЛАВРУШИНА, заместитель начальника управления внешних связей администрации города. — Мы оттолкнулись от пространственного планирования и прежде всего обсудили со специалистами, что они считают принципиальным для города. Мнения были разные, но в итоге все пришли к тому, что прибрежная полоса Петрозаводска — это действительно важная территория. 

Финские соседи, в свою очередь, дали посыл на развитие механизмов бизнес-сотрудничества. Таким образом, весь проект организационно разделился на три блока: пространственное планирование, бизнес-поддержка и развитие предпринимательства и, наконец, вопросы маркетинга и брендинга. 

Петрозаводску — европейский берег 

Наиболее любопытными для горожан стали результаты первого блока проекта — пространственного планирования, в рамках которого группа петрозаводских архитекторов разработала уникальную концепцию благоустройства прибрежной полосы города. 

Сегодня берег Онего представляет собой удручающую картину: здесь огромное количество построек промышленных предприятий, многие из которых сдаются в аренду или пустуют, земля, свободная от застройки, используется неэффективно, немало объектов самовольного строительства, и, наконец, у города в принципе отсутствует какой-либо композиционный силуэт со стороны озера. 

Архитекторы разбили берег на десять участков, дали описание и разработали план благоустройства каждого из них. Например, участок №2 от кладбища «Пески» до улицы Мелентьевой (более 8 км). Сегодня здесь стоят промышленные и складские постройки. Земля со временем приходит в негодность. 

— Здесь предлагается создать два крупных жилых комплекса, внедренных в массив рекреационной территории, и социально-культурные объекты, — делают заключение архитекторы. 

Дома первого комплекса будут разных этажей — от 6 до 30. Причем 30-этажное здание должно стать самым крупным высотным объектом города, стержнем городской панорамы, встречающим всех, кто прибывает в Петрозаводск с озера. Прибрежная полоса будет активно насыщена — здесь предлагается разместить лодочные станции, яхт-клубы, места активного и тихого отдыха. Кстати, предполагается задействовать и небольшой остров Неглинный в Онежском озере. Его хотят связать с набережной длинным пешеходным мостом: 

— Пешеходный мост обогатит панораму города, усложнит и разнообразит систему прогулочных маршрутов и мест отдыха горожан, — считают архитекторы. 

На участке №5, где расположен Парк культуры и отдыха, предлагается сохранить парковую зону. Здесь можно организовать открытую сценическую площадку на воде и амфитеатр под открытым небом, используя лишь существующий перепад рельефа. В самом парке специалисты рекомендуют воссоздать дворцы Петра I и А. Меншикова для развития исторической линии городских туристических объектов. 

«Зачем нам 30-этажная башня?» 

На самом деле масштабы и правда кажутся фантастическими, ведь мы привели только два небольших примера, а по проекту благоустроить планируется весь берег Онего. Естественно, что у некоторых предложений нашлось немало критиков: 

— Надо понимать, что это только концепция, а значит, не факт, что она будет реализована в таком виде, в котором предложена, — поясняет Евгений ФРОЛОВ, председатель Союза архитекторов РК, предугадывая вопросы скептиков вроде: «Зачем нам 30-этажная башня?!» — Руководитель проекта Евгений Таев неоднократно говорил о том, что главной нашей задачей было переосмыслить подход к застройке набережной. 

В любом случае понятна осторожная позиция общественников, согласных не со всеми планами застройки: 

— Если дело дойдет до реализации, подобные решения должны будут приниматься очень аккуратно, — считает Вячеслав ОРФИНСКИЙ, академик архитектуры. — И прежде чем рассматривать проекты по изменению центра Петрозаводска, необходимо будет проводить большие общественные слушания. Причем инициатива в этом случае должна исходить от мэрии. Ведь с каждым годом центр становится все менее привлекательным, допускается очень много ошибок. И тем более требует широкого общественного обсуждения все, что касается набережной города, ведь это сущность города. Решения не должны приниматься узкой группой людей. 

Реальное будущее или проект «в стол»? 

Наконец, естественный вопрос: реально ли воплощение такого замысла и не станут ли «Города у воды» очередным проектом «в стол»? 

 

— Этот проект теперь будет разбит на много частей и кусков, и они будут осуществляться постепенно, — считает Наталья Лаврушина. — И, возможно, не на одно десятилетие. Пример — первая площадка ОТЗ. Когда-то было принято решение, что завод пора переносить за пределы города, но прошло 20 лет, прежде чем появился инвестор, который предложил другой вариант развития территории. Может, этот процесс пойдет быстрее. Сейчас разрабатывается стратегия развития города до 2025 года, и есть планы включить в нее эту концепцию. Пока же наиболее реалистичной кажется программа по развитию квартала исторической застройки, первые шаги, кстати, были сделаны уже в прошлом году. 

Теперь все будет зависеть от многих факторов, один из основных — захотят ли вкладываться инвесторы в эту территорию? Увидят ли они здесь возможности для развития своего бизнеса? Понятно, что самому городу реализовать такую задачу не под силу. Хотя с разработкой подобной концепции городу уже по крайней мере есть что предложить. Но ведь есть еще и собственники территорий у воды — как поведут себя они, возьмутся ли за развитие или останутся пассивными? 

— Я думаю, цель будет достигнута, — полагает Евгений Фролов. — А реализация будет зависеть от инвесторов, законов, желания и участия городской власти в этом вопросе. 

Так что, будем надеяться, может, если не мы, так хоть наши дети или внуки смогут прокатиться на велосипеде по набережной от Сайнаволока до Соломенного?   


Было и такое  

Опыт проектов, результаты которых мы так и не увидели, у города действительно есть. Например, «Концепция устойчивого развития транспорта в Петрозаводске»: в октябре 2010 года представители трех немецких инженерных компаний представили на суд общественности проект транспортной концепции Петрозаводска. В свое время мэрия поддержала предложение германцев, так как у нас нет специалистов-дорожников высокого уровня, а даже если бы они и были, то у города никогда бы не нашлось денег для финансирования подобной работы. Особое внимание разработчики уделили дорожкам — велосипедным и пешеходным — и общественному транспорту, представленному в основном троллейбусами. Однако никаких изменений в этой сфере мы пока так и не увидели...