03 августа 2015, 09:20

«Давай прочитаем слово «кафе». Как научить ребенка читать?

<p lang="ru-RU" align="JUSTIFY">В рубрике «Штаны на лямках» корреспондент портала «Петрозаводск говорит» рассказывает о том, как учится читать вместе с дочкой, и рассуждает о плюсах и минусах модных обучающих методик.</p>

Крошка Лу любит читать. Точнее, когда мам читает ей. В полтора года ей было все равно, что я излагаю. Хоть учебник по сопромату, главное, чтобы с выражением. Но когда ей стукнуло три, мне пришлось тщательно подбирать литературу. Так, чтобы было про ежей, много, и с шутками. И чтобы все хорошо закончилось.

Обычно на пятой сказке, изложенной по ролям, с писком и ревом трактора, горло мое чувствовало себя не очень хорошо. И я, признаться, из соображений естественного эгоизма, решила — баста, карапузы. Пора учиться читать самостоятельно.

Поинтересовалась в интернете, как нужно учить ребенка чтению. И сначала пришла в ужас. Бог раннего развития Доман вынес вердикт - «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!». Зайцев погремел над моим ухом кубиком с буквами и был так же непримирим к педагогической запущенности моего ребенка: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Все. Кошмар. Катастрофа. Ребенок научится читать ближе к школьному выпускному, а до этого будет стоять с табличкой «Я не умею читать» у столба позора.

Не желая терять времени даром, я сразу же начала искать методику, которая подошла бы нашей семье лучше всего. Глаза не просто разбежались. Они разбежались, сбежались и разбежались снова. У каждой методики свои плюсы и свои минусы. Опробовали мы все. И вот, к каким выводам пришли. 

Методика раннего развития Глена Домана.

Суть: Занятия, во время которых ребенку показывают карточку с картинкой и написанным словом, занимают всего пару минут в день. Таким образом можно натренировать фотографическую память и заложить основу развития даже в самом раннем возрасте — от самого рождения.

Плюсы:

Занятия не требуют капитальных затрат на материалы

Заниматься можно пару минут в день

Минусы:

Ребенок абсолютно пассивен во время занятий. Его дело — смотреть и запоминать

Если ребенок активный, такие откровенно скучные занятия увлекут

Места для творчества не остается. Ни для родителей, которые становятся подставками для карточек, ни для детей, которые должны следовать инструкциям.

Методика Николая Зайцева.

Суть: Изучать буквы нужно слогами, которые нанесены на кубики. Они отличаются друг от друга по цвету, характерному для определенного слога, и звуку, который они издают, если их слегка потрясти. Кроме того к 52 кубикам еще прилагаются и таблицы, наличие которых обязательно, ведь они тоже выполняют свою роль в обучении малыша и развитии его умственных способностей. И — аудиозаписи с попевками. Это тоже очень важно.

Плюсы:

Занятия довольно динамичные, проходят в игровой форме

Одновременно развивается и слуховая память, и голосовая

Нет ограничений по возрасту

Минусы:

Разобраться во всех этих таблицах, попевках и шуршаще-гремящих кубиках родителям может быть не просто.

Поскольку предполагается изучение слогов, разбирать слово по звукам ребенку будет сложно

Ребенок может вообще не пожелать изучать слоги и действовать согласно методике. И куда тогда деть 52 кубика и прочие попевки, которые, между прочим, стоят довольно дорого?

«Складушки» Вячеслава Воскобовича.

Суть: Игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по слоговой системе. В пособие входит 21 карточка, на них слоги представлены в виде вертикальных столбиков. Два столбика — домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, в которых живут песенки и про Борю, и про гусят, и многие другие.

Пропевая складовые песенки, родители сначала показывают ребенку слог сами, а потом указывают на него.

Плюсы:

Это игра. Весело, с песенками и картинками

Одновременно с запоминанием слогов, ребенок запоминает массу стишков и песенок

Минусы:

Разобраться родителям со «Складушками» - непросто. Нужно отдельное пособие. А значит, и ребенку объяснить всю суть может быть сложновато

Заниматься нужно согласно инструкциями, прилагающимся к пособиям. Несмотря на обилие песенок и прочих дидактических увеселений, простор для творчества не так велик. Если родители — не прирожденные стихотворцы.

Откровенно говоря, меня некоторым образом насторожил тот факт, что нигде не предлагается учить ребенка звукам по отдельности. Возможно, слог запомнить проще. Но в школе учителям будет, мягко говоря, не очень интересно, по каким методикам кого и как развивали.

Да и не была я уверена, что ребенок оценит мои певческо-ритмические таланты. Что же делать?

Немного поразмыслив, я вспомнила, что даже медведи выучиваются кататься на велосипеде. А крошка Лу все-таки немножко умней медведя. Поэтому я, купив красный маркер и упаковку бумаги, а еще — лото с буквами, взялась за свое безнадежное чадо.

Лото оказалось самым удобным пособием среди ярких азбук, в том числе — говорящих. Поскольку в своем произношении я уверена больше. Дело в том, что несколько озвученных книг и плакатов оказались шепелявыми. А одна — гнусавой. Разобрать, какой именно звук приходится на картинку с зайцем, оказалось сложно.

На то, чтобы выучить буквы и звуки — неспешно, без ругани и с удовольствием у Лу ушло чуть меньше года. Результаты не впечатляют посторонних, однако все дети разные. Зато дочка теперь твердо знает, что «Эф» и «ф» - это разные вещи.

Чтобы было проще, мы придумывали ассоциации с буквами. Например, букву «Ц» на карточке иллюстрирует цыпленок. Поэтому у буквы отрос цыплячий хвостик. Некоторые буквы мы присвоили членам семьи. Свои есть даже у домашних животных. Поэтому в случае заминки достаточно напомнить, что, к примеру, буква «Ш» - это кошкина буква (кошку зовут Шила), а если Лу сейчас же не вспомнит букву «Н», то мама откусит ей «Нос».

Попутно Лу пополнила словарный запас. По утрам, по дороге в садик, мы вместе вспоминаем все знакомые слова на определенную букву.

Когда дрессированный медведь в лице ребенка научился отличать буквы друг от друга, я вооружилась маркером и бумагой. На отдельных листках были написаны простые и понятные слова, которые не сложно запомнить не только ушами, но и глазами. Постепенно стопка листов росла.

А потом мы начали читать. Пока слова — только те, что нравятся ребенку. Особый восторг вызывают, почему-то слова «богатыри», «кафе» и «макароны». Все, что Лу читает, делится на простые открытые слоги. Прочтение каждого слога сопровождается хлопками в ладошки. Слова, в которых есть слоги из трех букв или те, которые включают несколько согласных подряд, пока не в игре (привет, Доман и компания!).

Сказать, что Лу уже читает сказки себе сама, было бы очень большим преувеличением. Педали медвежьего велосипеда пока слушаются плохо. Но тот факт, что дочка не против занятий, и может сама не только осилить и понять слово из нескольких слогов, но и написать под диктовку пару простых фраз (чем я активно и меркантильно пользуюсь, когда готовлю подарки для родни), меня обнадеживает.

Наше упорный труд будет продолжаться еще не один год. Потому что научиться читать, а не просто узнавать буквы, многие не успевают и к 30 годам.

Во время подготовки к занятиям я узнала об обучении детей чтению немало. Вот некоторые сведения, которые могут оказаться полезными другим начинающим учителям начинающих читателей.

Большая часть психологов советует начинать тогда, когда ребенок уже внятно разговаривает. Внятно — это когда понимает не только мама.

Логопедические проблемы могут привести к трудностям. Нет, это не значит, что картавая девочка не сможет научиться читать правильно. Но если девочка не произносит половину алфавита, ей будет трудно.

Прежде, чем учить читать, нужно научить слушать книги. То есть, убедиться, что дитя понимает, о чем читает мама.

Ребенок должен хорошо различать похожие предметы и звуки. Потому что без этого управиться с буквами «Ш» и «Щ» будет сложно.

И, разумеется, малыш должен интересоваться книгами. И занятиями. Чтобы этот интерес поддерживать, тоже нужно потрудиться учителям. Все слова, прочитанные за одно занятие, Лу торжественно зачитывает бабушке. А бабушка изо всех сил восторгается, отложив все дела.