«Мост» на грани провала, автобусы не ходят, «железка» дороже жизни
Заседание депутатской комиссии по вопросам развития транспорта, состоявшееся 8 ноября в Белом зале ЗС РК, нужно было бы провести в зале потемнее. Какого бы вопроса ни касались депутаты, везде состояние дел варьировалось между «плохо» и «очень плохо». Освоение субсидий на ремонт дорог, ситуация в ГУП РК «Мост», автобусные перевозки, организация весового контроля, финансирование карельских ДРСУ, мольбы жителей поселков Калевальского района... И хотя председатель комиссии депутат Вадим Андронов пытался побыстрее перескочить с вопроса на вопрос, снижая тем самым общий негативный фон, то и дело звучали резкие высказывания и тревожные прогнозы.
Опять в кабалу
И.о. министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Дмитрий Кондрашин сообщил, что предприятия дорожного хозяйства готовы к зиме, у них есть необходимая техника, топливо.
- Основное напряжение снято, - сказал министр.
- Я бы не стал с оптимизмом говорить о подготовке дорожных предприятий к зиме. Весь год трясло нас от РСК (питерская компания «Ремстройкомплект», выигравшая конкурс на содержание автодорог. - Прим. автора) как генподрядчика с оплатой за выполненные работы. Предприятия, конечно, не подготовились к зиме как положено, - вмешался в разговор председатель карельского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев.
Конкретный пример. Между ООО «РСК» и ООО «Кондопожское ДРСУ» был заключен договор субподряда с указанием твердой цены за работы и сравнительно небольшой ставки в 3% стоимости выполненных работ за генподрядные услуги. Компания «Ремстройкомплект», к которой у республиканских властей накопилось немало претензий, в октябре предложила расторгнуть договор, который начал действовать буквально несколько месяцев назад — с июня 2017 года.
ООО «РСК» предложило заключить новый, кабальный для Кондопожского ДРСУ, договор с фирмой «Служба заказчика». Естественно, на условия, которые опять загонят ДРСУ в финансовую яму, кондопожское предприятие не согласилось. И пока не получило от генподрядчика денег за уже сданные работы в сумме более 13 миллионов рублей.
Сдача идет вовремя, а денег предприятие не видит… Это не дело, когда предприятие шантажируют, мол, вы нам подпишите договор, а мы вам заплатим,
- сказал Соловьев.
Он напомнил, что все это продолжается с 2015 года. По его оценке, «генподрядчик ведет себя просто нагло», требуя за свои услуги 22%.
Дмитрий Кондрашин заметил, что была проведена проверка деятельности ООО «Служба заказчика» и «даны указания, чтобы контроль ужесточили». Он сказал, что директора ДРСУ не должны заключать договоры, ущемляющие интересы предприятий.
А как министерство защищает карельские ДРСУ, большинство которых находится в государственной собственности?
- Мы работаем в этом направлении, - произнес ничего не значащую фразу Кондрашин.
- А что значит работаете? - не понял журналист.
- У нас есть сроки, когда генподрядчик перечисляет эти средства субподрядчикам. В случае срыва этих сроков идет невыполнение договорных отношений по госконтрактам.
- Какие-то штрафные санкции вы уже применили к "Ремстройкомплекту"?
- К "Ремстройкомплекту" в настоящее время все санкции применяются… И самая крайняя санкция — это расторжение контракта.
- Вы близки с расторжению?
- В случае если будет хроническое невыполнение условий.
- Сейчас пока нет хронического невыполнения?
- Мы вчера проводили большое совещание. Заказчику дана четкая установка: в случае хронического невыполнения идти на все меры, которые прописаны в государственном контракте.
Теперь, видимо, осталось понять, где заканчивается шантаж, а конфликт превращается в хроническую болезнь.
На грани провала
Попытки республиканского правительства спасти ГУП РК «Мост» от неминуемого краха тоже пока ни к чему не привели.
Конкурсный управляющий «Моста» Константин Сенин рассказал, что если к 23 ноября не появится инвестор, который погасит долги в размере 186 миллионов рублей, то он больше не сможет тянуть время и вынужден будет приступить к распродаже активов предприятия и увольнению 600 сотрудников.
- Меня завалили жалобами кредиторы, почему я продолжаю деятельность, почему я не увольняю работников, почему я не распродаю имущество. Отчасти они правы, - отметил Сенин.
Он напомнил, что обещания найти инвестора он слышал еще в апреле, но до сих пор поиски результатов не дали.
- На самом деле идет работа с инвесторами, которые смогут выкупить задолженность предприятия…. Пока окончательного решения инвесторами не принято. Идет плотная работа, ежедневная, мы надеемся на положительный результат, - слова Дмитрия Кондрашина вряд ли способны были внушить кому-то хоть каплю оптимизма.
Дороже жизни
Тысячи подписей собрали жители поселков Боровой, Новое Юшкозеро и деревни Юшкозеро под своим обращением к депутатам карельского парламента, в котором отрезанные от цивилизации граждане просят наладить нормальное сообщение с внешним миром. В 2014 году было ликвидировано железнодорожное сообщение Ледмозеро-Боровой-Юшкозеро, и у людей осталась лишь разбирая грунтовка. От Костомукши, где есть больница, до поселка Боровой 98 километров пути по дороге, которой, по сути, просто нет.
Если говорить о цене нашей жизни, то она составляет всего 62 км — такое расстояние по железнодорожной ветке от Юшкозера до поселка Ледмозеро. И как поверить, что это расстояние сегодня дороже нашей жизни!!!
- сказано в обращении.
Увы, судя по словам министра, поверить все же придется. Железная дорога оказалась дороже жизни заброшенных в глухомани граждан.
- Для восстановления железнодорожной ветки на сегодняшний день необходимы значительные средства. И Октябрьская железная дорога пока не готова выходить на эти затраты, - сказал Кондрашин.
Он смог пообещать только автобус, который, судя по обращению, в сочетании с грунтовкой превратился для пожилых людей «в одно сплошное мучение». Министр подтвердил, что из-за состояния дороги срываются автобусные рейсы. Грунтовку планируется привести в порядок летом 2018 года.
- На грунтовых дорогах даже в рамках содержания ситуация может меняться, как день и ночь, - туманно заметил Дмитрий Кондрашин.
- Когда будет день? - уточнил журналист.
- Следующим летом система содержания дороги будет совершенно другая и более качественная, - ответил министр.
Радиус беды
- У нас в июне ситуация стала еще хуже. Огромный вал жалоб теперь на "Карелавтотранс". У меня в Прионежье не было жалоб ни в пятнадцатом, ни в шестнадцатом году. Вот вчера пришло. Мелиоративный. Проводят мониторинг. Двадцать пять рейсов, из которых двадцать не состоялись из-за поломок автобусов, пять задержаны. Деревянка. Люди не могут попасть, едут на такси. Шуя. То же. Мы даже не говорим про какие-то дальние поселки, у нас беда в радиусе 20 километров от Петрозаводска. Эта какая-то совершенно ненормальная ситуация, - подняла вопрос об автобусных перевозках депутат Ольга Шмаеник.
Жители республики давно завалили властные структуры жалобами по поводу отвратительного автобусного сообщения. Еще весной 2017 года был отменен скандально известный конкурс, разрушивший прежнюю систему автоперевозок. В правительстве обещали, что новый конкурс буден проведен в июне и с июля автобусное сообщение обретет утраченную надежность, а расписание автобусных рейсов станет максимально удобным. На дворе ноябрь, а Дмитрий Кондрашин не может назвать даже примерную дату проведения нового конкурса. Единственное, чем он смог утешить депутатов, - это автобусами, которые московское правительство выделило Карелии.
По словам министра, 31 октября мэр Москвы Собянин подписал распоряжение по передаче 13 автобусов нашей республике.
- В ближайшие месяцы эти автобусы будут здесь и выйдут в первую очередь на пригород, для того чтобы перераспределить автобусный парк предприятия и начинать открывать другие направления, обеспечить бесперебойное движение, - сказал министр.
- Уже выехали? - уточнила судьбу московских автобусов Шмаеник.
По словам Дмитрия Кондрашина, оформление документов потребует не один месяц. Сошлись на том, что к новому году автобусы доберутся до республики.
Как до этого счастливого мгновенья гражданам передвигаться по республике, министр не рассказал.