06 ноября 2018, 07:00
1927

«Морошка» для министра: как госсобственность отходит "благотворителям"

 Чиновничий «декор», или Кому в Карелии жить хорошо?   

Дерни за веревочку, дверь и откроется. В журналистской работе подобное происходит нечасто. Но это как раз тот самый случай. В принципе, рядовой конфликт потянул за собой цепочку событий, неожиданно обнажившую целую систему весьма сомнительной практики предоставления государственной собственности в аренду по смешным ценам и в обход конкурсных процедур. История началась в декабре 2017 года, когда из столовой карельского Минсельхоза выгнали арендатора Роберта Бадаляна.

С вещами на выход 

ООО «Компания Гермес» арендовало столовую Минсельхоза на протяжении двух десятилетий. Роберт Бадалян, который «пережил» шесть министров, споткнулся на Владимире Лабинове. Министр не скрывал, что столовая ему категорически не нравится, и фактически указал предпринимателю на дверь. Во время неприятного разговора с Лабиновым, вспоминал Бадалян, присутствовали двое молодых людей. Министр попросил показать им помещение столовой. 

Арендатор до последнего не верил, что можно вот так запросто его выгнать. Даже не заморачиваясь на составление официальных претензий и не давая времени, чтобы хотя бы попытаться соответствовать высоким стандартам нового руководителя. Договор с ООО «Компания Гермес» был заключен на неопределенное время, что давало формальное право разорвать его в любой момент. 

Бадаляну дали месяц на то, чтобы вывезти имущество и передать помещение балансодержателю (на тот момент Минсельхозу).

ООО «Компания Гермес» платило за аренду 250 квадратных метров 70 тысяч рублей в месяц.

Эту цифру мы вспомним позднее. Под занавес 2017 года предприниматель освободил помещение. 

Раз морошка, два морошка, будет вишенка? 

Прошло семь месяцев, а столовая упорно не желала открывать свои двери. Естественно, у журналистов возникали вопросы: зачем нужно было столь поспешно выгонять арендатора? В августе 2018 года Владимир Лабинов рассказал, как обстоят дела со столовой.

По его словам, помещение было передано некой организации «Морошка». При этом ни конкурса, ни торгов проведено не было, так как в аренду столовую взяла некоммерческая организация. Лабинов рассказал, что учредитель «Морошки» собрался уехать из Карелии и только это обстоятельство тормозит открытие столовой, в которой все готово для начала работы.

В общем, проблема заключалась в том, чтобы перепродать эту самую некоммерческую «Морошку» другому лицу.  
Не составляло труда выяснить, что на тот момент единственным учредителем социально ориентированной автономной некоммерческой организации по предоставлению услуг в области общественного питания (СО АНО «Морошка») был Артем Войтов. Создал он эту некоммерческую организацию очень вовремя – в феврале 2018 года, когда помещение столовой уже «зачистили» от прежнего арендатора.   

В начале октября 2018 года столовая наконец-то открылась. Несомненно, внешне помещение преобразилось. Не сказать, что произошла какая-то глобальная перестройка, но стало заметно уютнее. Стены обрели белый цвет, появились новые пластиковые столы и стулья, на стены повесили фотографии городских пейзажей.

Цены тоже были вполне умеренные, но работницы столовой откровенно скучали, так как за долгие месяцы, пока столовая не работала, она растеряла своих постоянных клиентов. 

На кассовом чеке значилось, что, действительно, деньги принимает СО АНО «Морошка», то есть некоммерческая и социально ориентированная организация.

Выяснилось, что в конце сентября 2018 года в документы некоммерческой организации были внесены изменения и единственным ее учредителем и директором стал Роман Федулин.  

Смущало то, что некоммерческая «Морошка» вовсю занимается коммерцией, готовит еду, варит кофе, торгует котлетно-картофельным изобилием по умеренно-средним ценам, в общем, делает все то, чем занимается любое другое кафе, не прикрывающееся вывеской социально ориентированной структуры. 

Для малообеспеченных, инвалидов, беженцев 

Насколько все это законно? Мы направили официальный запрос в УФНС по РК, где нам разъяснили, что, действительно, некоммерческим организациям дано право заниматься предпринимательством.   

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана,

- сказано в ответе из УФНС по РК.   

Согласно этой логике, в основе деятельности некоммерческой организации должен быть благородный мотив, а предпринимательская деятельность должна служить неким подспорьем для достижения высоких целей, никак не связанных с жаждой наживы. Одновременно вся получаемая прибыль, по закону, должна направляться на достижение полезных для общества задач, ради которых некоммерческая организация появилась на свет. Нам удалось выяснить, ради каких высоких приоритетов Артем Войтов создал «Морошку». 

В уставе организации сказано, что появилась она, чтобы кормить малообеспеченные слои населения «по льготным ценам в удобной для них форме». Каких только полезных дел не обещает выполнить СО АНО «Морошка»: помогать детям, инвалидам, пенсионерам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жертвам стихийных бедствий, экологических, техногенных катастроф, религиозных конфликтов, беженцам и малоимущим семьям. В учредительных документах представлен полный «социальный набор» возможных лишенцев, которым «Морошка» планирует предоставлять продукты питания и напитки, «готовые к употреблению непосредственно на месте и предлагаемые в заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест сидения или без». 

Перечень «добрых дел» впечатляющий. Правда, весьма сомнительно, чтобы министр Владимир Лабинов так старался ради обездоленных, которые бы приходили питаться за символическую плату в министерскую столовую «с предоставлением мест сидения и без». Тогда в чем секрет?  

«Дайте получить прибыль» 

Утаить что-то в предпринимательской среде карельского общепита довольно сложно. Нетрудно было узнать, что следы Романа Федулина следует искать в «Баре на Красной» - предприятии Ирины Малаховой, возглавляющей ЗАО «Соцпитсервис». Именно ее имя называли, когда говорили о том, кому на самом деле досталась «Морошка». Когда я пришла, в небольшом скромном кабинете Ирины Малаховой находился и Роман Федулин. 

И Ирина Малахова, и Роман Федулин показались мне людьми общительными и открытыми. Но говорила в основном Малахова. По ее словам, она взяла «шефство» над Романом Федулиным, который в сфере общепита делает первые шаги. 

- Мы готовим продукцию и посылаем туда (в столовую Минсельхоза), - объяснила Малахова. 

Еду для столовой, которую арендует «Морошка», в реальности готовят повара ЗАО «Соцпитсервис». По мнению Малаховой, развивать собственную кухню в столовой нет смысла, так как договор с СО АНО «Морошка» Министерство имущественных и земельных отношений согласилось заключить только до марта 2019 года.

Роман Федулин не стал говорить, сколько денег он заплатил Войтову за то, чтобы стать учредителем «Морошки», но уверяет, что сумма была внушительной. В столовой Минсельхоза прежним учредителем были заменены вентиляция, электропроводка, сделан косметический ремонт. 

- Артем вложил кучу денег, - заметила гендиректор «Соцпитсервиса». 

Но и Федулину пришлось «раскошелиться», приобрести новое оборудование, сантехнику,  мебель. Ирина Малахова утверждает, что изначально было обещано, что столовую в аренду сдадут на пять лет. Только поэтому они согласились. 

И вдруг нам говорят в Министерстве имущественных отношений, что в марте будет аукцион,

- возмутилась Малахова.

Как объяснил Федулин, «сбой» произошел из-за смены балансодержателя: помещение ушло из-под «крыла» Минсельхоза в Минимущество. Скорее всего, в Министерстве имущественных и земельных отношений сильно удивились, что помещение столовой в обход аукциона было передано некоммерческой организации, призванной кормить и поить жертв природных катаклизмов и религиозных конфликтов. Неофициальные обещания продлить договор на пять лет, которые были даны Федулину и Малаховой в Минсельхозе, оказались под угрозой срыва. 

Как видит Федулин цель своей некоммерческой организации? И вновь за него стала говорить Ирина Малахова: 

Прежде всего она («Морошка») коммерческая организация, она имеет право работать точно так же, как все малые предприятия. Но она не имеет права прибыль тратить на себя. Вся прибыль идет на благотворительность… Сейчас идет становление предприятия, еще прибыль не получена. Дайте получить прибыль. Как только прибыль будет получена, дальше пойдет благотворительность...

Откровенно говоря, звучит так, как если бы благотворительность была не целью, а всего лишь способом заработать деньги. Федулин о своих планах высказался еще более туманно. Он сказал, что есть договоренности с неким детским благотворительным фондом: 

- Детям хотелось бы помогать.

- А как вы собираетесь помогать?

- Не знаю, сначала нужно получить эту прибыль… Деньги вложены, большие. И как эти деньги отбить, - сокрушался Федулин, которого откровенно пугает перспектива проведения аукциона.

Он показал грамоту, которую недавно получил от Лабинова за проведение вечера для ветеранов Минсельхоза. 

Роман Федулин рассказал, что сейчас арендная плата за 250 квадратных метров составляет около 10 тысяч рублей. Собственно говоря, вот и ответ на большинство вопросов, связанных с некоммерческими организациями. Если ООО «Компания Гермес» платила 70 тысяч рублей в месяц, то СО АНО «Морошка» - около 10 тысяч рублей, то есть в 7 раз меньше. За год экономия на арендной плате одного помещения составляет 720 тысяч рублей. 

Получается, что, заручившись согласием высокопоставленного чиновника, можно не только обойти процедуру аукциона, но и арендовать государственную собственность по очень низкой цене? Главное условие – создать некоммерческую организацию. 

Обычная практика: сначала было «Добро»? 

Ирина Малахова не скрывала, что создание автономных некоммерческих организаций, работающих на ниве общепита, обычная практика. У нее тоже есть «свое АНО». Она утверждает, что вся страна «работает именно по этой форме». 

СО АНО «Морошка» не является первопроходцем. Лавры первенства, по словам гендиректора «Соцпитсервиса», принадлежат Василию Банире, который несколько лет назад организовал петрозаводскую общественную организацию содействия в развитии детей и юношества «Добро». Председателем организации «Добро» стал родной брат Василия Баниры – Андрей. Именно «Добро» занимается организацией питания в Законодательном собрании РК и государственном водноспортивном центре «Акватика». 

Год назад издание «Черника» рассказало, на каких условиях был заключен договор аренды 106 квадратных метров депутатской столовой между некоммерческой организацией «Добро» и начальником аппарата ЗС РК. В 2017 году арендная плата составила 5,5 тысячи рублей в месяц. 

Не является ли подобная схема аренды государственного или муниципального имущества насквозь коррупционной? Ведь когда все зависит только от личных предпочтений чиновника, а с другой стороны, позволяет в несколько раз снизить арендную плату и на сэкономленные деньги отблагодарить за верный выбор, - жди беды. Предприниматели оказываются совершенно не защищены, если вдруг меняется власть и вместо «благосклонного чиновника» приходит другой, со своими интересами и, что еще опаснее, без них. Мы решили спросить об этом у Василия Баниры, который в городской администрации управлял торговлей Петрозаводска и может судить, как все устроено «изнутри».

Василий Банира сказал, что для некоммерческих организаций предусмотрена очень сложная форма отчетности, которую проверяет Минюст, и нужно «быть очень бдительным»:

- Там есть свои трудности. Нужно действительно оказывать спонсорскую помощь детям, подросткам, студентам. 

Он рассказал, что организация «Добро» собирается отказаться от аренды столовой карельского парламента:

- Даже при этой арендной плате она неинтересна. Мой брат поработал, он оттуда выходит. 

Вместе с арендной платой и коммунальными услугами столовая Законодательного собрания РК требует, по словам Баниры, 20 тысяч рублей в месяц. Усугубляют ситуацию летние каникулы, когда депутаты отдыхают, выходные и праздничные дни, когда столовая не работает. Василий Банира уверяет, что в ситуации с ЗС РК и центром «Акватика» просто никто не захотел заниматься организацией питания.  

- Я не отрицаю, что, может быть, какие-то интересы коррупционные где-то есть,

- заметил Банира, гипотетически говоря о схеме предоставления помещений некоммерческим организациям.  

Меньше всего мы склонны винить предпринимателей, вынужденных играть в те игры, которые им предлагает власть. Чиновники ничем не рискуют. Они запросто могут выгнать одного арендатора, отдать помещение другому, а когда вдруг возникнет перспектива аукциона, просто развести руками. Подумаешь, одним разоренным предпринимателем больше, одним меньше, не надо было играть в благотворительность с чиновниками. 

В Чебоксарах «декорируют» лучше?

Недавно в Москве состоялась агропромышленная выставка «Золотая осень-2018», в которой приняли участие 16 карельских предприятий и фермеров. На оплату коллективного регистрационного взноса из бюджета Карелии было израсходовано 880 тысяч рублей. К тому же карельским предприятиям пришлось дополнительно платить за свое участие в столичном мероприятии. 

О финансовой стороне вопроса участники выставки если и соглашались говорить, то крайне неохотно. Называлась сумма в 100 тысяч рублей для предприятий, для фермеров она была значительно ниже.

Любопытно, что оплатить договор «за декорирование выставочной площади» нужно было индивидуальному предпринимателю Владиславу Георгиевичу Кондратьеву из города Чебоксары.

По одной версии, чебоксарского предпринимателя настоятельно «рекомендовали» в Минсельхозе Карелии, и именно оттуда по электронной почте пришла копия договора. Согласно рассказам других участников, Кондратьев был предложен организаторами выставки. Кстати, работа карельского стенда вызвала критику у некоторых участников, которым самим пришлось таскать свою продукцию к месту экспозиции.  

Неужели для «декорирования» не нашлось предпринимателя поближе? 

- Я не знаю, кто такой ИП Кондратьев. Это за рамками моих компетенций. Не ко мне вопрос, - сказал Владимир Лабинов. 

Правда, услышав, что предприниматель из Чебоксар, министр оживился:

- Стоимость печатной продукции в Карелии раза в три выше, чем в Чувашии. 

- То есть вы все-таки в курсе? 

- Нет, я не в курсе фамилии. Просто я объясняю, почему из Чувашии. Мы когда делали концепцию развития АПК и памятки фермерам, которые в августе раздавали, то весь тираж печатали в Чебоксарах. И весь дизайн-макет делали в Чебоксарах. Только потому, что это было, в сравнении с Москвой, в два раза дешевле.

- А с Карелией?

- Тем более дешевле, - уверяет Лабинов.    

С Чувашией связаны два руководящих кадра карельского правительства. Владимир Лабинов родом из Чувашии, он хорошо знаком с нынешним заместителем главы РК Владимиром Тимофеевым, который в прошлом руководил администрацией президента Чувашии. И Лабинов, и Тимофеев в разное время работали в Министерстве сельского хозяйства РФ. Именно Тимофеев готовил летом 2017 года совещание по развитию агропромышленного комплекса Карелии, которое было тоже «задекорировано» в Чувашии. 

"Концепцию" напечатали в типографии Брындиных (Чебоксары)


К чему это отступление в Чувашию? Сейчас объясню. В двух шагах от здания карельского Минсельхоза находится бывшая правительственная гостиница. Здание попало в план приватизации во времена Александра Худилайнена, экс-губернатора Карелии. Тогда многие предрекали, что объект специально готовится для продажи предпринимателю, депутату ЗС РК Виталию Красулину. 

Торги прошли в марте 2017 года, а несколькими неделями раньше Худилайнен был вынужден уйти в отставку. И произошло то, чего никто не ожидал.

На открытых торгах ООО «Гостеприимство» приобрел другой известный предприниматель, Александр Лукьянов, заплатив за гостиничный комплекс на 8,6 миллиона рублей (почти на 40%) больше первоначальной цены.

Это был тот редкий случай, когда никто не сомневался, что здание досталось действительно тому, кто предложил более интересную цену, а торги проходили гласно, открыто, честно. 

Прошло чуть больше года. Убогое здание с заброшенной прилегающей территорией превратилось в одно из самых красивых и ухоженных мест карельской столицы с ночной подсветкой, фонарями, респектабельным входом и газонами, исполненными с дизайнерской изюминкой. 

Почему такое преображение кажется чудом? Вот моя версия: потому что с нашей повальной «благотворительностью» и чиновничьим «декором» нормальный бизнес возможен только в краткие мгновенья смены власти: когда один губернатор уже не у дел, а второй еще не обзавелся собственной командой. 

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.