Карельские дороги: 15% потребностей. Что дальше?
Не знаю, как на счет дураков, но дороги — это действительно для Карелии большая, давняя и постоянно саднящая души граждан беда. О том, как реанимировать карельские дороги, вызывающие хроническое негодование жителей республики, говорили 18 июня в Законодательном Собрании РК на часе правительства.
Невеселую картину дня представил министр по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Алексей Кайдалов. В 2018 году в Дорожном фонде РК на ремонт и содержание дорог заложено 2,6 миллиарда рублей, из которых освоено почти 605 миллионов рублей. Традиционно значительная часть средств — 1,4 миллиарда рублей пойдет на содержание автодорог. Кстати, 526 миллионов рублей на эти цели уже истрачены. Непосредственно на ремонт дорог и мостов в этом году выделено около 254 миллионов рублей, из которых освоено 73 миллиона рублей. На капитальный ремонт в этом году выделены и вовсе скромная сумма в размере 53,6 миллиона рублей.
Хоть Кайдалов признался, что не хочет сгущать краски, «пейзаж» получился тоскливо-безнадежным:
По моим оценкам, финансовое наполнение по содержанию дорог у нас сегодня примерно находится на уровне 15 процентов необходимого. При том состоянии дорог, которые мы сейчас имеем… Мы сейчас покрываем выделенными средствами те самые места, которые находятся в наиболее плохом состоянии, где уже стоит угроза проходимости мостового сооружения. К сожалению, мы не подходим сейчас к масштабным подвижкам в части приведения дорог в норматив.
Он отметил, что большинство дорог в республике было запроектировано очень давно, когда никто не рассчитывал на нагрузку в виде сорокотонных грузовых гигантов.
- Урон, наносимый одним большегрузом, перевозящим 40 тонн камня, равен урону от проезда 10 тысяч легковых автомобилей. Я уже не говорю о том, что такая нагрузка вообще не была заложена в наших дорогах, и они разрушаются постепенно и постоянно, - сказал Алексей Кайдалов.
Планы на 2018 год выглядят, мягко говоря, скромно. В нынешнем году планируется отремонтировать около 9 километров дороги Пушной—Беломорск, 9 километров трассы Петрозаводск—Ошта, 1,5 километра подъезда к селу Сосновка, 4,2 километра подъезда к озеру Мергубское. Завершается ремонт трех аварийных мостов: через реки Семча (Гирвас-Линдозеро) и Немино (около деревни Челмужи), и моста через пролив на подъезде к поселку Мунозеро. В июле 2018 года должны начаться работы на пяти мостах через реки Видлица, Вирма, Немино, Обжа и ручей, расположенный на 15-м километре дороги Кепа-Юшкозеро-Боровой-Костомукша.
О «капитальных планах» даже как-то неудобно рассказывать. Капитальный ремонт материализуется в виде недостающего тротуара дороги Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа, автобусных остановок в поселке Тулокса, деревне Ужесельга и селе Рыбрека, обустройства двух мостов около деревни Хемякоски барьерными ограждениями и восстановления освещения на дороге Пяльма - Аэропорт.
В этом году Карелия не смогла «вписаться» в федеральные программы по развитию сети автомобильных дорог. Правда, несколько дорожных объектов вошли в программу развития Карелии до 2020 года.
Муниципалитетам на латание дорог в этом году выделят 209 миллионов рублей. Однако до сих пор контракты на выполнение работ заключили только 14 из 46 муниципалитетов.
Главная причина — отсутствие разработанной или согласованной проектно-сметной документации.
- Время идет, сезон уходит, я думаю, что в конце года мы получим те же отговорки, что у нас погодные условия не позволили завершить работы, - сказал министр.
В Петрозаводске, где успели заключить необходимые контракты, на выделенные в 2018 году средства должны разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт двух аварийных мостов через Лососинку по улице Мерецкова и через Неглинку по улице Антикайнена. К тому же на площади 13 тысяч квадратных метров многострадальных дорог карельской столице должны быть ликвидированы ямы, деформации и другие повреждения, а также нанесена дорожная разметка.
В ближайшее время, сообщил Алексей Кайдалов, с администрацией Петрозаводска планируется заключить соглашение на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию улицы Хейконена, строительство проезда Тидена (от Вытегорского шоссе до продления Комсомольского проспекта), возведение магистрали от Попова до Университетской, реконструкцию улицы Достоевского (от Зайцева до Боровой с устройством тоннеля под железной дорогой по улице Халтурина). Под эти проекты правительство Карелии намерено получить федеральное финансирование в сумме 5,4 миллиарда рублей. Правда, если это и случится, то не раньше 2019-2020 года.
По прикидкам министра, только 32% карельских дорог находятся в нормальном, приближенным к нормативам, состоянии. С мостами дела обстоят еще хуже, и, по его мнению, начинать исправлять ситуацию нужно именно с них. Кайдалов считает, что без серьезной помощи из федерального бюджета справиться с карельским бездорожьем будет невозможно.