Турецкий сериал Наташи из Пряжи
Текст: Алина Гапеева
Фото: Селин (Наталья) Шенгерий
Наталья Шенгерий двадцать лет назад переехала жить из Пряжи в Анталью, где вышла замуж за турка и родила троих детей. Девушка быстро выучила турецкий язык, освоила секреты восточной кухни, но так и не смогла стать «покорной женой».
Турецкая сказка
Восточная сказка Наташи из пряжинской многодетной семьи началась в 2006 году. На почте, где трудилась девушка, зарплата была подобна милостыне. Каждый день девушки был похож на предыдущий: дом, работа, привычные заботы.
«В наш поселок приехал молодой человек из Турции. Его звали Метин. С первой же встречи нас словно пронзила та самая неуловимая «химия». Несмотря на языковой барьер, мы понимали друг друга без слов, ведь у любви свой универсальный язык!»
— вспоминает Наталья.
Через несколько дней Метин уехал к себе на родину. Целый год они переписывались, созванивались, подолгу разговаривая по телефону. И вот, после долгих месяцев ожидания, пришло приглашение: жених ждет свою любимую в гости в Турцию.
В аэропорту Антальи царило оживление. Среди встречающих выделялась шумная группа из девяти человек, ожидавших прибытия рейса из России. Это были родственники жениха, пожелавшие лично встретить русскую невесту.
«Самым удивительным было то, что вся эта дружная компания умудрилась поместиться в одну машину! Я втиснулась в переполненный автомобиль, став десятым пассажиром в этом экипаже. Так и произошло наше первое и по-настоящему тесное знакомство»,
— смеется Наташа.
Она приняла ислам. Это было ее осознанное решение. Теперь она Селин. Медин сделал ей предложение, и она ответила: «Да!». Вскоре после этого в уютном ресторанчике в окружении самых близких людей они сыграли свадьбу. Только радостное событие молодоженов немного омрачилось — не все родственники приняли выбор жениха.
Неправильная невестка
Дело в том, что родные Метина по отцовской линии, придерживающиеся старых обычаев, не смогли принять невестку-иностранку.
Первое время молодые супруги жили с родителями. Муж и его мама с большой любовью и терпением взялись помогать россиянке осваивать язык, вести домашнее хозяйство и знакомиться с турецкими обычаями.

«Не так ходишь, не так убираешь, не так варишь», — терпеливо и по-доброму пыталась научить ее свекровь.
Русская девушка, попав в турецкий дом, словно бросила вызов всем устоям. В ней не было и следа той покорности, которую по турецким обычаям ожидают от женщин. Она смело носила шорты и короткие юбки, а главное – не боялась сидеть рядом с мужем, даже когда вокруг были его родители и другие сородичи. Для турок такое поведение было шокирующим.
Не все местные обычаи пришлись по душе и Селин. Хотя мир и меняется, и многие турецкие женщины успешно строят карьеру и ведут активную социальную жизнь, некоторые устои и традиции тщательно соблюдаются в обществе.
«Например, встреча с подругами в кафе за чашечкой кофе может быть воспринята неоднозначно в более консервативных кругах», — рассказывает Наталья.
Особенно сложно ей давался ритуал приветствия. Она никак не могла привыкнуть к традиции целовать руку всем родственникам – тыльную сторону ладони, а затем прикладывать ее ко лбу. Ладно еще женщинам, но и мужчинам тоже! Со временем, конечно, она немного привыкла к этому, но поначалу это казалось ей очень странным.
Впрочем, за проведенные годы в Турции Наталья нашла общий язык со всеми родственниками. Вдобавок ко всему свекровь для нее стала настоящим подарком судьбы – она оказалась ей и второй мамой, и верной подругой, и мудрым наставником, и самой лучшей бабушкой для детей, которую только можно было пожелать.
«Только с мужем наши взгляды на жизнь, ценности и способы решения проблем оказались слишком разными. Несмотря на все усилия найти общий язык, мы разошлись, но сохранили хорошие отношения. Тихий и мирный развод в Турции – скорее исключение, чем правило»,
– делится землячка.
По словам женщины, в Турции мужчины нередко прибегают к физическому насилию. Она привела в пример статистику, которую можно найти в интернете. Только за первые десять месяцев 2025 года в Турции было зарегистрировано 317 убийств женщин. Из них 241 случай был признан фемицидом (убийством, совершенным по гендерному признаку), а еще 76 случаев остаются под подозрением.
По закону Турции
Селин рассказала, что теперь живет с тремя детьми в съемной трехкомнатной квартире. Она часто навещает свою свекровь и работает в бутике, где продают брендовую одежду.
Однажды в этот магазин заглянул Аркадий Укупник, тот самый, который когда-то обещал съесть свой паспорт перед ЗАГСом. Он пришел не один, а с супругой. Вместе они внимательно осмотрели ассортимент бутика и в итоге остановились на стильных рубашках и брюках.
Со слов Натальи Шенгерий, сегодня многие восточные женщины работают, а не сидят дома с детьми, как раньше. Только доступных детских садов сейчас катастрофически не хватает. Существуют государственные и частные дошкольные учреждения, но, к сожалению, они не всегда могут полностью удовлетворить потребности семей.
Турчанки нанимают детям нянь или оставляют бабушкам.
«В Турции тоже есть оплачиваемый декретный отпуск. Только вот длится он 16 недель. Восемь недель до родов и восемь недель после. Да, возможно продление декрета, но тогда он будет за свой счет. Да и место на работе никто для вас не держит»,
— рассказала Селин.
Более того, взять больничный по уходу за больным ребенком невозможно – государство не оплачивает. Если же заболевает сам работник, то больничный лист выдается максимум на 1-3 дня. Что касается ежегодного отпуска, то его продолжительность зависит от стажа: первые пять лет работы дают право на две недели отпуска в год, а после пяти лет — на три недели.
На побережье
Селин утверждает, что по меркам Антальи у нее вполне приличный доход. Ей хватает средств, чтобы прокормить троих детей, одеть их и снимать квартиру. За жилье она платит 25 тысяч лир (почти 50 тысяч рублей). Правда, машины у нее нет. Да и, честно говоря, по узким улочкам Антальи езда на автомобиле превращается в настоящую пытку. Гораздо проще и приятнее передвигаться пешком.
«В свободное время езжу отдыхать на побережье», — рассказывает Селин.
Купальный сезон в Анталье традиционно длится с конца апреля по октябрь. Однако в последнее время у берегов стали замечать акул, и купаться стало небезопасно.
Во время нашего разговора по видеосвязи за окном квартиры собеседницы было очень тепло, +25 градусов.
— Это не жарко, это нормально, — смеется Наталья. — Летом на побережье Средиземного моря бывает и +45. А вот зимой совсем другая картина: сыро, промозгло и температура обычно держится около 10 градусов тепла. В видеокамеру телефона с любопытством заглянули трое ее детей 18, 15 и 7 лет. Семья собралась на завтрак. На столе стоит приготовленный мамой омлет с овощами.

На Средиземноморском побережье жизнь нашей землячки течет своим чередом.
Селин Шенгерий пока не планирует возвращаться в Пряжу: ей действительно очень нравится Турция — по духу, по ценностям, по ощущению жизни. Несмотря на это, Наталья очень скучает по карельским морозам, белым грибочкам, по своим сестрам и маме. К счастью, родные часто навещают ее в Турции, ставшей второй родиной для уроженки Пряжи.

