07 февраля 2023, 16:22

В миннаце Карелии рассказали о ходе муниципальной реформы

Интервью с заместителем министра национальной и региональной политики РК Григорием Фандеевым

В Суоярвском районе Карелии создан первый муниципальный округ, там перешли на одноуровневую модель власти. Еще в четырех районах продолжаются процедуры преобразования. При этом в республике активно идет обсуждение: муниципальная реформа – это благо для населения или новый эксперимент с непредсказуемыми последствиями? Мы попросили заместителя министра по национальной и региональной политики РК Григория Фандеева рассказать о сути реформы и ответить на некоторые вопросы.

- Муниципальная реформа идет уже давно в России. Мы не первые и не последние. Калининград, Чувашия, Архангельская область успешно перешли на одноуровневую модель, все муниципалитеты стали муниципальными округами. Мы долго изучали реформу, мониторили и только в прошлом году приступили к ней, причем инициатива была от двух районов – Суоярвского и Беломорского. В итоге Суоярви и стал пилотным проектом в 2022 году. Опыт оказался успешным, никаких проблем не возникло. И уже в 2023 году перейти на одноуровневую систему организации местного самоуправления изъявили желание Беломорский, Сегежский, Питкярантский и Калевальский районы.

 

- В Калевальском районе, как выяснилось, два поселения согласны с реформой, а два других – нет.

 

- Конечно, на местах – в отдельных поселках – кто-то против, кто-то за. Но мы ориентируемся на глав администраций поселений, они должны начать эти процедуры. Инициативу, например, в Калевальском районе проявили Боровское и Калевальское поселения.

 

 

Никто никуда не спешит, мы это делаем абсолютно продуманно, спокойно, при этом давая возможность для определенного люфта. Никто сейчас не форсирует события и не предлагает это делать Олонецкому или Медвежьегорскому району, в которых недавно прошли выборы: это даже экономически нецелесообразно. В Беломорском, Сегежском, Питкярантском, Калевальском и Суоярвском районах должны пройти выборы в 2023 году. И они смогут сэкономить собственные средства: при создании муниципального округа республика оплачивает избирательную кампанию. А это немалая экономия: если в Калевале на выборы нужно 3-4 миллиона рублей, то в Сегеже 5-6 миллионов.

 

В Беломорском районе все поселения поддержали реформу, ни у кого не возникло вопросов. В Сегежском тоже без проблем, хотя Валдай, например, - удаленный поселок, туда я ездил лично, встречался с депутатами, с главой поселения Виктором Забавой. Все им объяснил, система простая: для людей ничего не меняется, люди вообще ничего не должны заметить. Как была администрация с флагом, так она и останется. Просто глава поселения становится муниципальным служащим – человеком, который находится в отделе территориального управления, и который исполняет задачи, поставленные главой муниципального округа. Но с него снимаются проблемы, которые забирали много времени и сил: ему не надо утверждать отдельный бюджет поселения, отвечать на запросы прокуратуры, платить штрафы, которые очень часто «навешивают» надзорные органы. Его задачи: следить, чтобы снег был вовремя убран, провести публичные слушания, если таковые требуются, зайти к социально незащищенным гражданам, посмотреть, где крыша течет, провести консультации, организовать ТОС, оказывать моральную и социальную поддержку людям! В общем, быть максимально доступным, близким к населению, не имея при этом дополнительной административной нагрузки.

У нас главы в отдаленных поселках, конечно, чувствовали себя достаточно вольготно. Спроси у любого жителя деревни, он скажет: ну, вижу главу в течение дня. Никто ведь не может отследить его рабочий график, он в любой момент может сказать – я на встрече с избирателями. Муниципальный служащий подчинен главе округа: должен соответствовать должностному регламенту, должен иметь высшее образование, имеет четкий рабочий график и определенные дни на отпуск. Любая жалоба на то, что его нет на рабочем месте, может вызвать вопросы у его работодателя. И он будет обязан доложить: где он был в это время и какие вопросы решал.

 

 

В Юшкозеро, например, есть глава и еще один специалист, работающий там же. Но в поселение также входят поселки Кепа и Новое Юшкозеро. В один из этих поселков можно отправить муниципального служащего, решать бытовые вопросы жителей, и тогда власть станет еще доступнее.

 

- Сегодняшние главы поселений будут автоматически приниматься в штат районной администрации?

 

- Они должны иметь высшее образование и соответствующую компетенцию. Встречи с главами поселений проходили и есть договоренность: на этот переходный период берут всех, если они соответствуют должности муниципального служащего. А дальше все будет зависеть от того, как конкретный человек будет исполнять свои обязанности. Возможно и расторжение контракта в соответствии с трудовым кодексом. Главы не боятся этого. Они говорят: мы уже устали подбирать депутатов и ходить на выборы. Вот я разговаривал с главой Поповпорожского поселения, он жалуется – я не могу найти десять депутатов, никто не хочет ими становиться. И сам не хочет идти на выборы. Выдвигаться, собирать кучу документов, лишняя нервотрепка, говорит он. А вот если станет территориальным управляющим – на такую работу он согласен.

 

 

- Если, допустим, глава Валдайского поселения Виктор Забава будет плохо работать, его смогут переизбрать. А если он станет служащим Сегежской администрации, какие на него рычаги воздействия?

 

- У нас был уже прецедент в Карелии – глава одного поселения (не буду называть, какого) ушел в запой через три месяца после своего избрания. И пил все пять лет, никто с ним ничего не мог сделать. По полгода не появлялся на работе, уезжал на острова, он рыбак, охотник. Сейчас, если он сотрудник администрации, его смогут уволить за один день, в соответствии с трудовым кодексом. Сработает и запрос жителей, и жалоба главе республики. Более того, сегодня в Госдуме лежит проект, согласно которому глава региона сможет увольнять глав районных администраций (или муниципального округа) по недоверию. Такой механизм тоже должен быть.

 

- Не раз заявлялось, что муниципальная реформа поможет сэкономить местные бюджеты. Но если главы поселений и его помощники перейдут на работу в районные администрации, то никакой экономии – как минимум на зарплатах – не получится.

 

- Сейчас главам районных администраций, участвующих в реформе, дали возможность переходного периода: они должны определиться с количеством реально необходимых служащих на местах. Фонд оплаты труда пока останется прежним, чтобы спокойно эти перестановки совершить. Понятно, что если в штате поселения есть бухгалтер, то он уже не нужен. Возможно, нужен другой специалист, который уедет работать в отдаленный поселок. Экономия на другом: на выборах, как минимум, на системе делопроизводства. В каких-то поселках огромные здания под администрацией, они смогут сэкономить, «подселив» туда почту, Сбербанк, или вообще продать эти здания, найдя для муниципального служащего кабинет в другом месте.

И еще экономия на единой контрактной системе. У Валдая, например, никогда не будет своих денег, чтобы заявиться в какую-то федеральную программу. А у единого окружного бюджета больше шансов для софинансирования и для получения грантов.

Вот в Калевальском районе, допустим, смотрим: в одном из поселений собственные средства 3 миллиона рублей, расходы на заработную плату 2 миллиона 900 тысяч. То есть 100 тысяч остается на решение вопросов. Зачастую, сколько поселение заработало, столько оно на себя и истратило. А остальное – получило дотации от республики, от района, в итоге живут за счет несобственных средств. Смысл тогда существования двухуровневой модели? Она предполагала, что глава поселения будет заниматься инвестициями, будет «приводить» туда бизнес, будет хозяином территории. А что мы видим по факту? Кто-то «привел», есть активные главы, у них профицит бюджета, а есть те, кто десятилетиями ничего не делал, у них нет денег. Как можно кормить эту администрацию, которая сама на себя заработать не может? Чаще такой вопрос возникает на северных территориях, где идет депопуляция, где разрозненные и малочисленные поселения. Все пять потенциальных муниципальных округов, участвующих в реформе, имеют четыре-пять поселений. В южных районах, где их по восемь-десять, никто не спешит эту реформу продвигать: там есть и профицитные поселенческие бюджеты, и главы очень активные, которые развивают движение ТОСов.

 

 

- Объясните, в чем смыл проведения общественных слушаний? Если в Калевальском районе два поселения высказались «против», а администрация района все равно создает муниципальный округ?

 

- Администрация района не создаст муниципальный округ, если два поселения против. Другое дело, что процедура не окончена, депутаты могут продолжать опрашивать население. Подготовлен федеральный закон о переходе на одноуровневую систему власти, мы не знаем, когда он вступит в силу, но, скорее всего, реформа может быть реализована уже в 2025 году.

Мы можем поощрить те районы, которые раньше реализуют реформу. Так решило правительство и глава республики: всем пяти вновь созданным муниципальным округам будет выделено по 50 миллионов рублей на программу социально-экономического развития. Для того чтобы эти маленькие поселения, наконец-то, получили конкретную помощь. Самый, кстати, выгодополучатель – это как раз Калевальский район, в котором чуть более шести тысяч жителей. А, например, в Сегежском районе, который тоже получит 50 миллионов – 32 тысячи жителей.

 

 

Суоярвский район, который провел реформу в 2022 году, уже эти деньги получил. Сейчас администрация нового муниципального округа готовит программу – на что будут потрачены эти деньги, она будет опубликована, все ее увидят. Эти деньги не уйдут ни на зарплаты, ни на премии, ни на автомобили, они пойдут на конкретные дела: строительство, ремонт объектов, дороги и так далее.

 

- У нас ведь была уже одноуровневая модель в стране до 2005 года, и у людей не очень хорошие воспоминания о тех временах…

 

- Не хотели переходить и на двухуровневую систему, были такие эпизоды. Я понимаю, страшно, люди в принципе не любят реформы и боятся перемен. Но с 2005 года прошло много времени, мы уже живем в других реалиях. Интернет другой, мобильная связь другая. Сегодня любой житель Юшкозерского поселения может написать главе и через час получить от него ответ. Любое министерство, глава республики – в прямом доступе. У нас множество систем мониторинга: «Инцидент Менеджмент», «Активный гражданин», есть миллион способов достучаться до власти. Наверное, некоторым людям это не очень привычно, и мы это понимаем, для этого как раз и нужны сотрудники территориальных органов на местах.

В Московской области, которая перешла на одноуровневую систему, один муниципальный округ – как пять наших республик. И ничего, все хорошо, вопросов нет никаких.

Что могу сказать абсолютно точно – у министерства национальной и региональной политики нет задачи побыстрее отчитаться о создании муниципальных округов. И у Карелии нет задачи отрапортовать федеральному центру. Мы наоборот отказались от перехода на одноуровневую модель в еще нескольких районах – хотя такие заявки были. Спокойно, планомерно работаем. Всегда открыты для дискуссий и для ответов на любые вопросы.

 

Фото: Захар Ларькин, паблик «Подслушано в Калевале», пресс-служба правительства РК.