Транспортную реформу в Петрозаводске обсудили узким кругом
Текст, фото: Елена Малишевская
В штабе общественной поддержки партии «Единая Россия», что на Энгельса, 10, прошло мероприятие по очень важной для петрозаводчан теме: дальнейшие шаги властей в сфере городского транспорта. Общественную дискуссию – так обозначили это действо организаторы – по непонятным причинам засекретили. Встреча не была включена в медиаплан, ее нигде не анонсировали, в списках приглашенных из средств массовой информации значились только две телекомпании – «Сампо» и ГТРК «Карелия». Но мы (вместе со съемочной группой «Ники плюс»), узнав о мероприятии благодаря личным связям, не могли пройти мимо важной темы и пришли на «дискуссию» без приглашения.
Главным спикером выступила первый заместитель Минтранспорта Карелии Юлия Мизинкова. Она сообщила, что в федеральный закон о транспорте внесены изменения, позволяющие регионам страны ужесточить требования к перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам.
В статье 17 закона таких пунктов, которые субъекты страны могут сами наполнить своими конкретными требованиями, всего шесть, приводим их все:
1) Максимальное количество транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием;
2) Максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием;
3) Обязанность передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок;
4) Обязанность обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;
5) Обязанность информирования не позднее чем за пятнадцать дней до дня начала применения измененных тарифов уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления, установивших маршрут регулярных перевозок, и владельцев автовокзалов или автостанций в случае нахождения остановочного пункта на их территории об изменении тарифов на регулярные перевозки;
6) Обязанность соблюдения установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом ограничения по экологическим характеристикам транспортного средства.
Мизинкова сообщила, что по пункту № 2 на уровне Карелии предлагается принять довольно жесткое решение: разница между выполненными и запланированными рейсами в рамках одного квартала не должна превышать пяти процентов. К формулировке «система контроля температуры воздуха» есть вопросы: если в салоне автобуса повесить термометр – получается, что это требование выполнено? А еще Петрозаводску требуется общая информационная система навигации, которая стоит больших денег.
«Есть возможность получить такую систему бесплатно – если мы будем активными и войдем в число первых регионов, разработавших и принявших свои требования в закон об организации транспортных перевозок»,
– сообщила Юлия Мизинкова.
Тимур Сидоренко, представлявший сразу несколько частных компаний-перевозчиков, удивился, что такая система навигации вообще нужна:
«На всех наших автобусах установлена система спутникового GPS/ГЛОНАСС. Мы передвижения транспорта по городу видим. А вы?»
– задал Сидоренко вопрос, оставшийся без ответа.
Большую дискуссию вызвал пункт законопроекта, обязывающий иметь в транспорте оборудование для перевозки инвалидов. Директор муниципального предприятия «Городской транспорт» Дмитрий Романов поспешил заверить, что никакой проблемы нет: во всех автобусах и троллейбусах такое оборудование есть. Но это и естественно – «Городскому транспорту» купили несколько десятков новых машин.
А вот что делать частным компаниям, на долю которых приходится около 70 процентов всех перевозок в Петрозаводске? У большинства – старые автобусы. Об оборудовании для маломобильных пассажиров остается только мечтать.
«Каким образом этот закон будет развивать транспорт в Карелии? По мне, так это очередные контролирующие меры. Вы говорите, автобус должен иметь возможность перевозки маломобильных граждан. На сегодня стоимость одного автобуса – 14 миллионов. ПАЗ самый дешевый – 8 миллионов 900 тысяч. Нужно 200 автобусов, это бешеные деньги. Все пытаются обновить подвижной состав, 26-й купил новый автобус, на 14-й заказали три автобуса, но это в масштабе всего города – слезы»,
– поделился мыслями Тимур Сидоренко.
Юлия Мизинкова заметила, что у частных перевозчиков есть возможность получить новые автобусы с помощью федеральных программ. Карелия уже подала заявку на участие в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Модерировавшая встречу депутат Заксобрания Марина Гуменникова подчеркнула, что будет голосовать за передачу государственных автобусов только тем частникам, которые выполняют все требования закона. Кажется, что не всем перевозчикам это будет под силу. Тем более, что параллельно с законопроектом о транспорте готовятся и поправки в закон об административной ответственности, а штрафы там прописываются немаленькие – от пяти до ста тысяч рублей за каждое нарушение.
Глава города Инна Колыхматова сообщила, что возлагает большие надежды на закон о транспорте и очень радуется грядущим изменениям.
«Я себя чувствую очень счастливой из-за того, что мы все здесь собрались: и власть, и общественность, и избранные депутаты, и просто граждане. Надеюсь, Заксобрание поддержит все изменения, которые сейчас инициировал Минтранс».
Следует отметить, что в небольшом зале штаба общественной поддержки «ЕР» было много пустующих мест. А «просто граждан» пригласили в количестве пяти человек. Одна из них – председатель Совета ветеранов микрорайона Соломенное Антонина Головачева – в целом положительно оценила готовящиеся изменения. Но жителям Соломенного хотелось бы уже сегодня иметь возможность уехать из района на общественном транспорте и вернуться на нем же домой.
«Ветеранам нужно добраться в третью поликлинику на Первомайский проспект. А туда вообще нет автобуса! Хотя ходил 27-й. Мы тоже хотим в театр съездить, а обратно уже не выехать! Дети наши, внуки занимаются в спортивных секциях, вечером занятия заканчиваются, и они бегут на заозерский автобус, потом еще три остановки пешком идут. А впереди зима!»
– рассказала нам о наболевшем Антонина Головачева.
Юлия Мизинкова отметила, что сейчас подготовленные инициативы проходят юридическую экспертизу и скоро поступят в Законодательное собрание Карелии. Возможно, голосование по законопроекту состоится уже в октябре.
Будет ли толк от принятых законодательных инициатив на уровне региона – увидим. Пока складывается ощущение, что власти и частные перевозчики плохо коммуницируют друг с другом – просто ставят друг друга перед фактами. А потом идут в суд. Отчего, в конечном итоге, страдают жители Петрозаводска.