20 января 2022, 08:00

Сложная ситуация на комбинате Карелии позвала чиновников в путь

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 20 января в 2002 году

На Кондопожский комбинат хлебопродуктов пожаловали ровно 20 лет назад высокие гости. Председатель правительства приехал, чтобы лично пообщаться с трудовым коллективом комбината. Сергей Катанандов сам постарался обозначить важность визита в своем выступлении: «Напомню: хлеб – стратегическое сырье и стратегический продукт. Основной продукт питания гражданина в республике».

Кондопожский комбинат хлебопродуктов был единственным предприятием на Северо-западе, как утверждал Сергей Катанандов, который обладал такими мощностями и такими перспективами. Однако, этот потенциал был в то время совершенно не востребован. Например, с 1997 года петрозаводский хлебокомбинат не имел договоров с ККХП, покупал муку на стороне. Рынок был наводнен мукой из других регионов России.

«Очень большие у нас сложности по сбыту муки, - признался Вячеслав Животков, экономист комбината. – Происходит это, видимо, потому что все-таки производители муки средней полосы, юга России, то есть зерносеющие районы, имея свое дешевое зерно, соответственно получают более дешевую муку – и все сюда идет к нам, в Карелию. В какой-то момент мы, видимо, упустили рынок, и он сразу же заполнился».

Не лучше обстояли дела и с комбикормом. Местные птицефабрики и совхозы залезали в огромные долги, чтобы покупать дорогой местный комбикорм. Эта привязка не позволяла им выбраться из кабалы.

«Дорогая рыбная мука у нас идет, - признал Сергей Костин, заместитель начальника цеха комбикормов. – Шот подсолнечный. Поэтому корма стали дороже». Как утверждал глава правительства, все беды из-за неумелого и нечистоплотного бывшего руководителя: «Любая давальческая схема подразумевает увод финансовых потоков. То есть вы выполняете роль посредника. Вам платят за труд, не оставляя никакую прибыль на предприятии, не позволяя предприятию развиваться, не выплачивая премиальных, ничего. Это обыкновенный экономический насос. Выстраивается повсеместно в стране. Мы раз сказали об этом руководству, два сказали, терпение наше лопнуло, и мы начали работать более активно».

Владеть этим предприятием, как сказал председатель правительства РК, было заветной мечтой многих недобросовестных дельцов. Однако, предприятие принадлежало государству, и правительство предприняло все меры, чтобы не упустить его из своих рук.

«Мы вынуждены были предпринимать огромные усилия, чтобы убедить вас, работников этого предприятия, что у нас абсолютно понятные, ясные цели. Мы хотим, чтобы эта фабрика работала не на узкую группу лиц, а для всех людей, живущих в первую очередь в Кондопожском районе».

Видимо, у работников комбината были свои мысли на этот счет. С приходом нового руководителя (после снятия прежнего начальника на комбинат был назначен Владимир Собинский, директор хлебозавода «Сампо») на комбинате последовали увольнения. А у тех, кто остался работать, были вопросы к новому руководству, которые и приехал прояснить Сергей Катанандов. Он заявил, что поднимать пищевую отрасль республики придется с новым, поставленным на это место руководителем, за которого он ручался.

Несмотря на то, что рынок был утерян, а комбинат погряз в долгах, счетах и судебных тяжбах, Сергей Катанандов уверял, что у комбината хорошие перспективы.

Многие пенсионеры Петрозаводска, проживая в ветхом фонде, не имели средств на ремонт своего жилья. Лемпи Абрамовне Орловой повезло с друзьями. Ее взяло под опеку Общество ингерманландцев, которое выделило деньги, чтобы привести в порядок ее квартиру.

Ремонт в квартире Лемпи Абрамовны за сорок лет не проводился ни разу. Руки мастерицы уже привыкли вязать ажурные салфетки при температуре плюс десять. Ноги 75-летняя пенсионерка старалась беречь, ходила дома в теплой обуви. Дом, в котором она жила, впрочем, как и многие другие деревянные двухэтажки, был давно предназначен под снос: «Этот дом давно на расселение. Вот сидим и мерзнем. Это хорошо, что сейчас потепление. А у меня и дров на месяц осталось от силы. Больше нет. Потому что воруют».

Дровами было трудно прогреть такую квартиру в старом доме. А полтора года назад это было сделать еще труднее, пока общество ингерманландцев не приняло решение выделить деньги на ремонт квартиры Лемпи Орловой. Деньги не маленькие – около сорока тысяч рублей (средняя зарплата бюджетника была тысячи две – прим.ред.). Но и этих денег на все не хватило. Осталось много недоделок. Но и за проделанный ремонт Лемпи Абрамовна была благодарна: «Пол утеплили, выше подняли. Молодцы ребята. Они старались, сделали очень хорошо». В Петрозаводске, где жилищным фондом всерьез не занимался ни один департамент городской администрации, пенсионерам приходилось надеяться на адресную помощь общественных организаций.

Мальчишки охотно играют в войну. А в тот период времени самой ближайшей к нам горячей точкой на Земле была Чечня. И когда мальчики брали в руки оружие в тире, соревнуясь в меткости, то представляли себя героями именно той войны. Что подтвердил разговор, который произошел между автором этого репортажа и одним из мальчишек. Соревнования по стрельбе проходили в спецшколе №8. Мальчишки из этой школы выступили против мальчишек из Первого, Второго и Третьего детдомов. Устроили эти состязания общественная организация «Равновесие» и Госкомспорт. Показательно, что состязания по стрельбе приурочили к Рождественским праздникам. У их участников была возможность пообщаться между собой. И с чужими педагогами.

«Они интересны для меня в плане общения. Детского общения. Наши ребята, находясь в закрытом учреждении, изолированные, будем так говорить, от общения с другими – в этом плане это им очень полезно, конечно», - сказал Игорь Пепитоев, директор спецшколы №8. Борьба шла за Кубок. Не первый год он доставался на этих соревнованиях спецшколе. И как выяснилось, этот Кубок для ребят – не просто приз.

«Нам нужен Кубок! И все, - заявил Антон Пряхин, ученик спецшколы. – Чтобы осталась как бы память, остались наши имена, что мы участвовали и выиграли». Команда стрелков в этой школе сложилась давно. Тренироваться им было где – в школе свой тир. Ваня Васьковский, несмотря на свой маленький рост, в соревнованиях участвовал много раз. И много раз побеждал. И цели перед собой он ставил далекоидущие: «Хочу в армию. В Чечню. Стрелять нравится». Иван, как выяснилось, был убежден, что Родина нуждается в его защите: «Из-за этого много людей погибает. Не хотелось бы, чтобы война была». Журналистка отметила: «Если ты будешь стрелять, то ведь кто-то будет погибать». Но Ваня был непреклонен: «Будут погибать плохие».

Таким было 20 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.