19 октября 2015, 00:08

Упасть с «Моста». Как карельские предприятия загоняют в «кому», а автомобилистов в ямы

<p>Как компания «Мост» очутилась на пороге банкротства, и почему карельские дороги ремонтируют так, что крайнего зачастую не найти.</p>

- С приходом Шарапова ситуация стала критическая, - председатель рескома профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев на встрече с журналистами сразу же расставил акценты. Он убежден, что ГУП РК «Мост» стоит на краю финансовой пропасти, и виноват в этом лично директор предприятия Игорь Шарапов. 

Соловьев рассказал, как проходило падение «Моста», и заодно приоткрыл журналистам некоторые «правила игры», которые сегодня определяют распределение заказов на содержание автомобильных дорог.

На парашюте — подальше от банкротства
По оценке профсоюзного лидера, главной ошибкой «Моста» стало заключение в январе 2015 года муниципального контракта на содержание петрозаводских дорог. В ходе аукциона начальная цена контракта была снижена на 25%. Соловьев считает, что госпредприятие объективно не смогло бы выполнить контракт за столь скромную сумму (459 млн рублей на 2,5 года).

- Я сразу Шарапову сказал, что вы делаете... Это утопия, - заметил он. В итоге, за полгода работы в Петрозаводске затраты ГУП РК «Мост», по подсчетам Соловьева, составили 97 миллионов рублей, предъявлено к оплате 67 миллионов рублей, а реально оплачено всего 4,5 миллиона рублей. При этом председатель рескома не понимает, почему «Мост», которому с февраля стали задерживать оплату, не попробовал отсудить деньги у петрозаводской администрации.

Сергей Соловьев

Критике со стороны профсоюзного руководителя подверглась и кадровая политика нового директора, который привел на предприятие свою команду. В то время как зарплата рядовых сотрудников составляет 17,5 тысячи рублей, управленческое звено, по оценке Соловьева, явно не бедствовало.

Шарапов не забыл ни о себе, ни о своих замах,

- сказал Соловьев. По его информации, заместителю директора Александру Федоренко за 4 месяца работы было начислено 883 тысячи рублей, из которых 452 тысячи рублей составляет так называемый «золотой парашют». Другой заместитель Юрий Дзюба, отработавший на предприятии 3 месяца, судя по документам, должен получить 772 тысячи рублей, из которых 452 тысячи рублей — это «парашютное» вознаграждение.

«Это беспредел», - убежден профсоюзный лидер. По его словам, и коллектив предприятия, и реском профсоюза еще летом выразили недоверие Шарапову и обратились в карельское правительство с просьбой сменить директора, который, убежден Соловьев, просто не справляется. 

Новость о выплатах, которые, как выяснилось, может позволить себе зажатое в финансовые тиски государственное предприятие мгновенно разлетелось по карельским СМИ. Если верить Игорю Шарапову, «золотые парашюты» - это всего лишь стандартные выплаты сотрудникам, а за уровнем зарплаты он не доглядел, так как его подчиненные установили их себе самостоятельно, за его спиной.

О временах и нравах
Журналисту портала «Петрозаводск говорит» удалось встретиться с Александром Федоренко, который опроверг информацию о том, что он сам себе «нарисовал» зарплату.

Это полный бред,

- сказал он. Бывший заместитель директора ГУП РК «Мост» подобно рассказал о том, что происходит на государственном предприятии. По его версии, в реальности столкнулись интересы Соловьева и Шарапова.

Игорь Шарапов

Когда Федоренко пришел в ГУП РК «Мост», то быстро понял, что многие сотрудники финансово-экономического отдела больше заняты профсоюзной деятельностью, чем выполнением своей непосредственное работы. Объяснение простое: главный бухгалтер предприятия — родная дочь Соловьева, который «считает «Мост» своей вотчиной».

Шарапов, по наблюдению Федоренко, на работе появлялся не часто.

Основная его деятельность — это борьба с Ширшиной, с мэрией... Я фактически четыре месяца работал в его кабинете,

- сказал Федоренко. Он обратил внимание, что в коллективном договоре выплата зарплаты была фактически растянута на два месяца, что противоречило российскому законодательству. Попытки внести поправки в договор ни к чему не привели, так как Игорь Шарапов подмахнул документ, продлив действие колдоговора.

По просьбе директора, Федоренко вел переговоры с сотрудниками, которые не устраивали новую команду. Разговор был коротким: либо уходишь сам, либо все равно тебя выживут. Бороться никто не хотел и многие, уверяет Федоренко, получали компенсацию от 2 до 15 окладов, то есть максимально в пределах 450 тысяч рублей.

Постепенно у Федоренко отношения стали накаляться как по «профсоюзной линии», так и с новым директором. Последней каплей стало то, что, несмотря на предписание прокуратуры о необходимости погашения долгов по зарплате, поступившие деньги, которые Федоренко распорядился направить на зарплату, вновь, по указанию Шарапова, ушли на другие цели.

На должности «козла отпущения», признался Федоренко, он трудиться не захотел. К тому же и директор сказал, что сработаться им не удастся.

С Шараповым удалось договориться об увольнении с выплатой определенной суммы. Было подписано допсоглашение. Эти деньги Федоренко воспринимает как компенсацию, которая ему в любом случае положена по закону. Правда, ее пришлось добиваться через суд, который встал на сторону уволенного работника. В общем, нравы на государственном предприятии царили, мягко говоря, весьма своеобразные.

Через сито субподрядчиков
Мы часто задаем вопрос: почему у нас такие плохие дороги? Соловьев фактически дал на него ответ: пока деньги дойдут до компании, которая реально содержит трассу, первоначальная сумма заметно худеет, оседая в карманах многочисленных посредников.

С января 2015 года большинство госконтрактов на содержание региональных дорог выиграла питерская фирма «СК «Мир». Карельские предприятия в данной ситуации были привлечены в качестве субподрядчиков на условиях оплаты генподрядных услуг в размере 7-8%. Другими словами, 7-8% от общей суммы выручки фирма-подрядчик обязана отдать генподрядчику. Игорь Шарапов ухитрился заключить договор субподряда с ООО «СК «Мир» под 15% от стоимости выполненных работ.

Дальше еще интереснее. Как утверждает Александр Федоренко, в этом году дорожную сеть четырех районов — Медвежьегорского, Пудожского, Муезерского и Сегежского, - «Мост» обслуживал, как говориться, под честное слово, без заключения каких-либо договоров с компанией «Мир». Это подтверждается и официальными документами.

Там были затрачены десятки миллионов, но на момент моего увольнения никаких официальных договоров по содержанию дорог этих районов никто не заключил, - сказал Федоренко. Получается, что деньги получила питерская компания, а работы бесплатно выполнило ГУП РК «Мост», образно говоря, вогнав еще один гвоздь в будущую крышку гроба.

Интересно, что «Мост» высудил у ЗАО УК «Стройгазинвест» (дочерней компании «СК «Мир») за содержание региональных дорог 71 миллион рублей. Правда, Федоренко сомневается, что эти средства «Мост» когда-нибудь получит, так как ходили разговоры о возможном банкротстве «Стройгазинвеста».

«Мост» в свою очередь тоже заключает договоры субподряда с небольшими фирмочками. С госпредприятием, рассказал Федоренко, сотрудничает порядка 110 предприятий малого и среднего бизнеса. В общем, по дороге к реальному исполнителю работ бюджетные деньги, выделенные на наши многострадальные дороги, таят на глазах.

Несмотря на критичное отношение к происходящему, Федоренко не склонен во всем винить Шарапова, который, по его мнению, является простым исполнителем.

Шарапов позитивного ничего не сделал, но продлил агонию «Моста»... Сейчас оно находится в коме,

- так оценил работу директора Федоренко. Он считает, что банкротство предприятия — один из вероятных сценариев развития событий, который нанесет серьезный экономический удар не только по отрасли, но и по всей республике.

На добром слове
Сергей Соловьев был предельно откровенен. По его словам, помимо ГУП РК «Мост» в тяжелейшем финансовом состоянии находятся другие госпредприятия - Петрозаводское ДРСУ, Кондопожское ДРСУ, Сортавальское ДРСУ и Олонецавтодор. С компанией «СК «Мир», которая задерживала платежи, договор был разорван, и проведен новый аукцион. Победителем стала питерская компания «Ремстройкомплект», которая недавно фигурировала в странной истории с ремонтом дороги Ихала – Райвио — госграница. Карельское УФАС отменило аукцион, в результате которого победило ООО «Ремстройкомплект», а компании, предлагавшие более низкую цену, были отодвинуты от участия в нем.

С компанией «Ремстройкомплект» договор пока подписало только госпредприятие «Мост». Остальные карельские предприятия, утверждает Соловьев, трудятся «на добром слове».

- То есть они работают без гарантии оплаты? - пытались выяснить журналисты.
- Карельский дорожник привык верить доброму слову, заверениям, что оплата будет, - Сергей Соловьев апеллировал явно не экономическими терминами.

Почему карельские предприятия превратились в хронических субподрядчиков? По словам Соловьева, у местных компаний просто нет финансовых возможностей, чтобы участвовать в конкурсе и предоставить обеспечительные меры.

Соловьев рассказал, что существуют договоренности на уровне правительства республики, которое гарантирует работу государственным компаниям в роли субподрядчиков.

Соловьев заметил, что в «Ремстройкомплекте» не в восторге от необходимости заключения субподрядных договоров с местными предприятиями. Профсоюзный лидер не скрывает, что постепенно карельские предприятия «выдавливаются» с местного рынка. Процесс начался два года назад, когда карельские предприятия вынуждены были уйти с федеральных трасс. Сейчас местные предприятия пытаются удержаться хотя бы на региональных дорогах.