30 марта 2011, 15:31

С сиреной и красным крестом на борту

В марте 1921 года, 90 лет назад, впервые в Олонецкой губернии в Петрозаводске был открыт пункт скорой медицинской помощи.

В марте 1921 года, 90 лет назад, впервые в Олонецкой губернии в Петрозаводске был открыт пункт скорой медицинской помощи.

От благотворительной формы — к государственной
Вообще-то в России станции скорой помощи стали открываться давно, еще с 1897 года: в Варшаве, Москве, Питере, Одессе, Киеве и Риге. Только тогда это делалось в основном на деньги доброхотов, богатых купцов и титулованных особ. Тройка дежурных медиков (врач, санитар и фельдшер) круглосуточно могла выехать по вызову. Но право вызывать гужевую (как правило) карету скорой имели только три категории официальных лиц — полицейский, дворник и ночной сторож.

Такой порядок для государства рабочих и крестьян в 1921 году явно не годился. В Петрозаводске и других городах РФ назрела необходимость создания государственной службы скорой медпомощи.

Было принято специальное постановление, подписанное главой Карельской Трудовой Коммуны о создании службы скорой помощи. В областной газете 24 марта 1921 г. появилась небольшая заметка:

«По адресу Сенная площадь, д.17 открыт пункт скорой помощи с круглосуточным дежурством медиков и санитарного персонала. В городе учреждены должности районных врачей помощи на дому. Их обязанностью являлось оказание бесплатной медицинской помощи больным, которые по состоянию здоровья не могли прийти в амбулаторию».

Дом № 17 стоял на месте нынешнего Национального банка РК, где в деревянном особнячке до революции размещалась городская богадельня, а после — горстоматология. Вот в пристройке к зубной лечебнице и притулился первый в Петрозаводске пункт скорой помощи. Под началом фельдшера А. П. Кокушина работали 3 фельдшера, 2 санитарки и 3 кучера, командовавшие тремя гужевыми повозками.



Железный конь идет на смену санитарной лошадке
Как известно, российская гражданская техника чаще всего следует в обозе армейской, военной. Санитарные автомобили сначала были опробованы военными и только затем стали нести гражданскую службу. В последнюю очередь — на окраинах России. Причем чаще всего в провинцию попадала далеко не первоклассная автотехника. Петрозаводск в 1931 г. получил первое авто специально для станции скорой помощи. Это был один из пионерных советских автофургонов на базе полуторки АМО-Ф15, которая, как известно, была копией итальянского грузовичка ФИАТ-15Тер. Почему начатый производством в 1928 г. «советский итальянец» скоро был сослан на периферию страны? Очень уж некомфортной была езда на нем — жесткие рессоры на ходу сильно трясли весь аппарат и его пассажиров. Особенно на булыжных центральных улицах Петрозаводска (асфальт появился у нас только перед войной). Поэтому первая автокарета скорой ездила тихо и вряд ли протянула долго.

В это же самое время в конце 1920-х Москва стала получать американские полуторки «Форд-АА» (с 1930 г. их выпуск освоил автосборочный завод «Гудок Октября», ставший впоследствии филиалом автозавода в Нижнем Новгороде, будущего ГАЗа). Вот они-то, видимо, в расчете на заокеанские авеню, отличались плавностью и мягкостью хода. Это как нельзя лучше отвечало потребностям скорой медицинской помощи.

Адаптированный к советским дорогам санфургон под именем СП-32 скоро стал желанным подарком для всех советских станций скорой помощи. Сначала военные, а затем и гражданские медслужбы Петрозаводска стали получать такие комфортабельные спецавтомобили, оснащенные сиренами.

Замечу, что нашему городу такое авто было подарено Ленинградом к 15-летию Карелии. В городе к тому времени была организована уже самостоятельная станция СМП под началом дипломированного врача, доктора Абрамсона.

«Санитарка» СП-32 исправно служила жителям Петрозаводска до самой войны. С 1941 по 1944 гг. медики со всей техникой были эвакуированы в Беломорск. К 1955 г. на станции по бригадному методу работали уже 10 врачей. В 1963 г. были получены новенькие РАФики, оборудованные рациями, при необходимости на вызов отправлялась реанимационная бригада.

В 1975 г. в Петрозаводске построили новое здание станции скорой помощи и гараж на 25 машин. Станция выполняла в год уже почти 90 тыс. вызовов. В начале перестройки станция СМП вошла составной частью в Больницу скорой медицинской помощи.

На снимках:

Первый автомобиль скорой помощи в Петрозаводске. Обратите внимание на фанерный фургон, на колеса от старого Фиата, причем разного диаметра. Слева стоит «запасной игрок» — кучер, т. к. единственное авто не гарантировало стабильную работу. В центре — врач И.С. Богданов

Санитарный автомобиль СП-32, подарок Ленинграда петрозаводской станции СМП. 1935 г.