Гарантия на ямы. Кто из подрядчиков не выполняет свои обязательства и как с ними бороться
- Вас что, бомбили? - с ужасом спрашивают гости карельской столицы после первого знакомства с петрозаводскими дорогами. Нам приходится оправдываться, дескать, весна и неизлечимая российская распутица — не самое удачное время, чтобы наслаждаться прогулками по карельской столице.
Что происходит с нашими автодорогами, на ремонт которых за последние несколько лет выброшены сотни миллионов рублей?
Перечислять дороги, требующие ремонта, можно очень долго, поэтому портал "Петрозаводск говорит" решил взглянуть с пристрастием только на те участки, которые находятся на гарантийном обслуживании и за состояние которых, в соответствии с контрактом, строительные компании несут ответственность.
Дотянуть до «белых мух»
В петрозаводской администрации нам предоставили список дорог, по которым не закончился гарантийный срок. Больше десяти страниц убористого текста с перечислением улиц, небольших участков и фрагментов дорожной сети поначалу вызвали удивление. Оказывается, многие дороги у нас находятся на гарантийном обслуживании, а значит, должны выглядеть если не идеально, то хотя бы сносно — без ям и деформаций.
Как правило, гарантийный срок составляет семь лет. В настоящий момент 12 компаний обязаны внимательно следить за состоянием отремонтированного ими дорожного полотна и в случае необходимости своевременно устранять трещины, ямы, углубления и прочие неровности, так нервирующие автомобилистов.
Обязаны-то обязаны, но так ли происходит на самом деле?
В апреле сотрудники петрозаводской администрации традиционно «выходят в поле» и инспектируют гарантийные участки. В случае выявления дефектов асфальтового покрытия составляются акты и в адрес подрядчика направляется требование провести необходимый ремонт. Как правило, признались в мэрии, устраняется только половина выявленных дефектов.
Что делать, если подрядчик не замечает ни собственного брака, ни официальных претензий со стороны городской власти? В этом случае, пояснили в мэрии Петрозаводска, есть только один выход — обратиться в суд и все-таки заставить подрядчика выполнить свои обязательства.
Правда, в прошлом году, несмотря на множество претензий, которые подрядчики проигнорировали, в суд администрация вообще не обращалась.
Кто же из подрядчиков ответственно подходит к своим обязательствам, а какие компании демонстрируют полное безразличие к результатам собственного труда?
На хорошем счету в мэрии Петрозаводска — ООО «ПСК Строитель». Известная в Карелии строительная компания без лишних напоминаний устраняет проблемы, если они вдруг возникают на дорогах, находящихся у нее на гарантии.
ООО «Ремстройкомплект» (РСК), по наблюдению сотрудников мэрии, действует хитрее. При выявлении дефектов в питерской компании напрямую не отказываются провести ремонтные работы, но тянут время до первых «белых мух», то есть до снега, когда приводить дороги в нормальное состояние уже нецелесообразно.
Правда, после того как "Ремстройкомплект" выиграл контракт на содержание региональных дорог аж до 2020 года, в петрозаводской администрации надеются, что компания из Санкт-Петербурга, как говорится, возьмется за ум и будет более трепетно относиться к своим обязательствам.
Самые большие опасения вызывают два подрядчика — ООО «Дивный Град» из Санкт-Петербурга, которое находится в процедуре банкротства, и ГУП РК «Мост», которое, по оценке заместителя главы РК Игоря Ширшова, уже не спасти от финансового краха.
Понятно, что если предприятия обанкротятся, то выставлять претензии будет некому.
Мы решили своими глазами посмотреть, как выглядят дороги, которые недавно пережили ремонт.
«Черное» и «белое»
Сотрудники администрации тратят месяц, чтобы проверить качество находящихся на гарантии петрозаводских автомобильных трасс, внутридомовых проездов и выездов. Естественно, за пару часов нам удалось только фрагментарно взглянуть на качество, а точнее на последствия уже выполненных дорожных работ. Но и этого хватило, чтобы обнаружить немало безобразных свидетельств низкого качества и полной безответственности.
Наш путь лежал по Карельскому проспекту, который на уровне АЗС «Экотек» фактически разделен на две части — на «черное» и «белое». Двигаясь от «Экотека» в сторону кольца Кукковка — Древлянка, вы попадаете на нормальную ровную автотрассу, по которой ехать одно удовольствие. В нашем списке этот участок значится за «ПСК Строитель».
Эта «белая сторона» проспекта столь разительно отличается от ее противоположности, тянущейся от ул. Лыжной до автозаправки, что кажется, ,будто кто-то неосторожно соединил в одну линию «мрачное вчера» и «светлое завтра». Без переходного периода. В действительности все это разнообразное настоящее. Просто половину проспекта отремонтировала нормальная компания, а на другую пока не нашлось денег.
На многострадальный переулок Хвойный (от дома № 5 до № 3) страшно смотреть.
Переулок Хвойный
Судя по документам, в 2013 году государственное предприятие «Мост» провело здесь ремонт и до конца августа 2017 года гарантировало чистоту и порядок.
Сложно представить, как можно было ухитриться так отремонтировать, чтобы получить столь впечатляющий эффект. Если честно, у меня вообще закрались сомнения, а касались ли «золотые руки» специалистов ГУП РК «Мост» данного объекта или дело ограничилось росчерком пера на акте выполненных работ.
Как бы то ни было, но переулок Хвойный пока обнадежить нечем. Вряд ли тонущее предприятие смогут заставить вернуться на Перевалку.
У ООО «Дивный Град», которое переживает явно не дивные времена, на гарантии всего три дороги. Но скромное их количество с лихвой компенсируется значимостью этих трасс — проспект Ленина, проспект Александра Невского (от Комсомольского проспекта до улицы Калинина) и улица Шотмана (от Краснофлотской до Чапаева). Мы обследовали проспекты Ленина и Невского и явных проблем не обнаружили. По ним можно спокойно ехать, не опасаясь угодить в яму. Центральные городские трассы поставлены на гарантию до 2020 года.
Смущает то, что сейчас «Дивный Град» находится в процедуре банкротства и, если питерская компания не выберется из финансовой ямы, городские автомагистрали могут оказаться в подвешенном состоянии. А точнее в ямах, только не финансовых, а реальных, вполне осязаемых автомобильными подвесками.
У другой питерской компании "РСК" на гарантии до 2020-2021 года около тридцати разных дорожных объектов, расположенных в городской черте. На отрезок Красноармейской (от Горького до Древлянкской набережной) больно смотреть. Она словно пережила небольшое землетрясение, оставившее в центре одной из полос длинную безобразную трещину.
Улица Красноармейская
Многочисленные вмятины и уродливые углубления в асфальте, которые старательно объезжают автомобилисты, красноречиво свидетельствуют о качестве ремонта от питерского подрядчика.
Рядом еще одна зона ответственности "РСК" — улица Гоголя (от Красноармейской до площади Ленина) с тротуарами, въездами и примыканиями к проезжей части. И на этом участке качество работ, мягко говоря, не ахти.
А ведь еще буквально вчера на улице Гоголя был ремонт. И вот опять...
Хорошее состояние данного объекта компания гарантировала до октября 2020 года.
Схожая картина на улице Машезерской, где компания "РСК" ремонтировала участок от Невского до Кузьмина. Ямы уже обрели неприятные для водителей глубину и размер, наполнившись «вешними водами».
Улица Машезерская
И это, подчеркнем, только вершина айсберга, только те дороги, которые ремонтировали буквально вчера. Ведь на гарантии у подрядных организаций находится лишь небольшая часть разбитой и изуродованной дорожной городской сети. А сколько дорог, на которых нет ни гарантии, ни средств.
Для того чтобы «ужасы нашего городка» покалечили ваш автомобиль, совсем не обязательно плутать по петрозаводским закоулкам и неумытым дворам. Достаточно проехать по центру Петрозаводска.
Вывод после нашего рейда неутешительный. Заверения городских властей в том, что, дескать, дороги находятся на долгой гарантии, по факту мало чего стоят. Из тех подрядчиков, кто выполняет гарантированный ремонт, можно отметить только нашу ПСК "Строитель". Остальные компании либо ищут возможности ничего не делать по гарантии, либо оказываются в стадии банкротства, либо и вовсе исчезают с горизонта, да так, что днем с огнем их не найти.
По факту получается, что за бюджетный счет можно так отремонтировать дороги, что на них спустя пару лет будет страшно смотреть. Стоит ли удивляться, что ремонт дорог в Петрозаводске давно уже стал бездонной бочкой для траты сотен миллионов бюджетных рублей. Миллионы уходят, а ямы остаются.