08 января 2013, 13:12

Петрозаводский «Титаник», лирические песни и такси по телефону

<p>Как Петрозаводск праздновал Новый год 100 лет назад.</p>

Год 1912 был не менее насыщен событиями, чем провожаемый нами 2012-й. Вот убедитесь сами, что происходило 100 лет назад в нашем городе. И как петрозаводчане встретили самый благополучный для дореволюционной России мирный 1913 год.

На фонарь!

В начале зимы всем путешествующим из Петрозаводска на Пудож был сделан подарок. Зимний путь через озеро, как известно, отличался непредсказуемостью. Чуть задует ветер с любого румба — и пожалуйста: «Ну, барин, беда: буран!» Общество спасания на водах позаботилось о маяках для обозников. Таковыми стали керосинокалильные фонари «Керос», расставленные на озерном участке зимника. Раньше с этой же целью вдоль трассы ставили вертушки с трещотками...

Общественные городские быки

Быки эти лишь именовались общественными. На самом деле они принадлежали вполне конкретным горожанам: Павлу Поликарпову (ул. Большая Голиковская) и Павлу Жидкову (Закаменский пер.). Оба Павла состояли членами Петрозаводского общества улучшения условий городского скотоводства и разрешали всем владельцам коров воспользоваться репродуктивными способностями своих породистых питомцев. Разумеется, за некоторую сумму.

Петрозаводский извозчик на городской пристани после шторма, нагромоздившего на причал целую гору льда. Начало XX века  –

Разрешаются только лирические песни

25 февраля олонецкий губернатор обнародовал обязательное постановление, основанное на Высочайшем указе от 18 августа 1911 года. В солидном перечне запрещенных деяний указаны:

«6. ...Сходбища и собрания, угрожающие общественному спокойствию...

8. Пение революционных (в 1905 году их именовали нецензурными) песен».

Почему целых полгода губернатор Н. Грязев попустительствовал сходбищам и вышеозначенному пению? Революционных настроений у него точно не было. На единственном сохранившемся снимке он в плотном окружении верных режиму олонецких полицейских.

Публика к чтению немного охладела

8 марта, в знаковый для потомков день, Алексеевская общественная библиотека, помещавшаяся в здании гауптвахты, переехала с Мариинской на улицу Садовую. В дом фотографа К. Иогансона, который был обращен фасадом на улицу Малая Подгорная (Титова). Несмотря на столь удачное расположение дома в центральной части города читателей в библиотеке все таки стало заметно меньше: наблюдалось «некое охлаждение чи- тающей публики». Наверное, хоть и небольшое, но отдельное кирпичное здание было предпочтительнее пары комнат в большом деревянном доме.

Гибель «Титаника»

Газета от 21 апреля описала две катастрофы. Одна в ночь с 14 на 15 апреля унесла на дно более полутора тысяч пассажиров, одновременно другая — четырех молодых рабочих с Громовской лесопилки. Разгоряченные застольем, они попытались ночью переправиться через пролив на подвернувшейся утлой лодчонке. Утром к ледяному припою прибило залитое водой плавсредство и две шапки.

Крестные ходы

В мае и июне были совершены два крестных хода. Один – к петрозаводской часовне Николая Угодника над святым источником, что возле лесопилки на Неглинострове. Другой был посвящен «укреплению православной веры среди карел Повенецкого края». Карелы в эти годы подвергались усиленной обработке со стороны лютеранских миссионеров из сопредельной Финляндии. Майский ход был описан в газете достаточно подробно: слепцы, поющие о Книге голубиной, трудности неблагоустроенной дороги вдоль берега Онего, особенно возле угольных печей. Отмечена была также потасовка, произошедшая из-за тесноты на одном из отрезков пути.

Задолго до фольклорных ансамблей

6 августа в Николаевском детском приюте состоялась лекция молодого учителя местной гимназии П. Виноградова «Былинная традиция Олонецкого края». Лектор не раз сопровождал известного певца былин Ивана Рябинина, скончавшегося в 1909 году, в страны Восточной Европы и вполне освоил его манеру и репертуар. Поэтому сам пропел несколько былин и духовный стих «Вознесение Христа». Сумму за выступление он пожертвовал в пользу приюта 

«Н. Ленин далек от народных вожделений»

Так газета в преддверии выборов в 4-ю Думу прокомментировала появление некоторых политических «народнических» партий, «далеких от народных вожделений. Например, главарь социал-демократов (большевиков) Н.Ленин (В.Ильин), который после распущенной 1-й Думы предсказал вооруженное восстание на август 1906 года». Дед вышеозначенного вожака эсдеков, между прочим, некоторое время работал врачом в Олонецкой губернии.

Новогодния открытка, выпущенная в 1912 году

100-летний юбилей

Главное событие года — конечно, празднование юбилея Отечественной войны 1812 года. А главными действующими лицами праздника были викарный епископ Каргопольский Варнава (потомок знаменитых петрозаводских огородников Накропиных) и учитель местного городского училища Федор Прохоров. Первый служил литургию в кафедральном соборе и возглавил крестный ход. Второй мастерски, с подъемом прочитал юбилейный доклад в новеньком летнем театре, сооруженном в общественном саду стараниями местного предпринимателя В. Волкова. В память героев 1812 года улицу Святнаволоцкую в Петрозаводске переименовали в Бородинскую (ныне проспект Ленина).

Алло, извозчика!

С начала октября в Петрозаводске впервые за всю историю города появилась возможность заказать извозчика по телефону. Для этого при полиции установили дежурство ночных извозчиков. Теперь можно было просто позвонить мужественному полицейскому дежурному и заказать пролетку прямо к крыльцу собственного дома. Плата — по таксе. Отсюда и название будущего автомобильного извоза.

Вокзал — на нынешнее место

В ноябре Петрозаводская дума обсуждала очень важную проблему — где строить железнодорожный вокзал. Спорили два инжене- ра: Златковский и Романов. Первый настаивал на местности возле часовни Ильи Пророка. То есть в районе нынешней станции Голиковка. Златковский аргументи- ровал свои соображения экономией: не надо строить дорогостоящий мост через Лососинку. Его оппонент утверждал, что место у часовни болотистое и глухое и что в этом случае лучше выбрать место на ригачном поле, напротив улицы Полевой (ныне Горького). В конце концов, как известно, был выбран третий вариант, место на нынешнем старом вокзале. Но в 1950-е годы вокзал перенесли почти в предложенное Романовым место.