26 ноября 2012, 09:13

На дворе "век стабильности", а живем как временщики

Депутаты утвердили бюджет города на будущий год, но вопросов к нему множество, и главный — сколько можно продолжать финансовую политику, благодаря которой Петрозаводск все безнадежнее сползает в долговую яму?

Предложенный администрацией города проект бюджета на следующий год не вызвал у депутатов горсовета никаких дебатов и был утвержден единогласно. Между тем вопросов к нему множество, и главный среди них — сколько можно продолжать финансовую политику, благодаря которой город совершенно не развивается и все безнадежнее сползает в долговую яму?

Итак, общие доходы города с учетом межбюджетных трансфертов (столица республики рассчитывает на помощь в размере 1,678
млрд руб.) в будущем году составят 4 млрд 337 млн руб., что на 0,1% больше, чем в предыдущем. А запланированные расходы увеличатся на 2% и составят 4 млрд 603 млн рублей. При этом дефицит бюджета достигнет максимально допустимой планки в 10 процентов от уровня собственных доходов (за вычетом трансфертов) и приблизится к 266 млн рублей. Но эта сравнительно небольшая цифра не должна нас успокаивать. Ведь и до этого у города был долг, по которому росли проценты. Теперь он приумножится, так как вновь придется занимать у банков. Поэтому уже в ближайшей перспективе картина будет выглядеть удручающе. Так, к концу 2013 года все накопленные долги вырастут до 48 процентов от уровня доходов. По процентам за них мы будем отчислять 77,5 миллиона рублей. Для сравнения: на эти деньги можно было бы отремонтировать проспект Ленина. Это ли не стремительное сползание в долговую яму?



Где взять деньги?

Один из самых главных источников пополнения городской казны — налог на доходы физических лиц. Поступления от него запланировано увеличить на 9 процентов по сравнению с нынешним годом, что принесет дополнительно 122 млн руб. Но нельзя не заметить, что это увеличение слишком мизерное. Наверняка оно будет достигнуто за счет простого роста зарплат бюджетников. То есть в бюджет попросту включили то, что уже произошло и над чем не надо работать. А как же серьезная работа по выводу «серых» зарплат из тени, о чем при рассмотрении республиканского бюджета говорил глава Карелии Александр Худилайнен? Похоже, мэрия не верит в такую возможность и не спешит следовать призывам главы республики.

Казалось бы, в такой ситуации городские власти должны срочно искать дополнительные доходы в других сферах. Но, оценивая новые источники поступления средств, начальник комитета по финансам администрации Петрозаводска Елена ЛОГИНОВА не скрывала пессимизма.

— Если что-то где-то и прибавится, то либо незначительно, либо за счет снижения поступлений по другой доходной статье.
 
Так, в будущем году мэрия получит право на сборы от выдачи патентов по 47 видам деятельности. Но это вряд ли принесет большие деньги. Поступления по Петрозаводску пока не просчитаны, но известно, что по всей республике доход от этого источника не превысит 5 млн руб. И в то же время за счет патентного налогообложения снизятся поступления по другой статье — единого налога на вмененный доход.

Еще одно нововведение — возможность с будущего года оставлять у себя в полном объеме сборы по единому сельскохозяйственному
налогу. К сожалению, город не деревня, поэтому эта статья доходов
принесет в казну всего 1,7 млн руб.
 
Кроме того, скорее всего с будущего года у мэрии появится право оставлять в бюджете города штрафы за нарушение правил благоустройства, но и здесь чиновники прогнозируют сборы не более 2 млн руб. Сегодня такую сумму собирают со всей республики. Видимо, в этой сфере у нас все благополучно.

Конфуз с арендной платой

Но, пожалуй, наиболее удручающее впечатление произвела картина будущих сборов арендной платы. Вроде бы с нового года принято решение повысить платежи на 11,7%, но поступления увеличатся всего на 5,9 млн руб. Проблема здесь в том, что количество арендаторов год от года сокращается.  Если в 2009 году город заключил с предпринимателями 1153 договора аренды, то в текущем году их число уменьшилось до 600, а в будущем станет еще меньше. При этом площадь арендуемых помещений сократится в два с половиной раза.
 
Виноват в этом, по мнению чиновников, федеральный закон № 159, который разрешил покупать предпринимателям арендуемые помещения на льготных условиях. Если бы не он, то муниципальные площади могли бы приносить доход городской казне еще долгие годы. Впрочем, жалобы городской власти на российское законодательство, на мой взгляд, выглядят лишь оправданием элементарного бездействия в этой области. Как известно, арендная плата до 2011 года не поднималась около 5 лет (затем она подросла всего чуть-чуть). В результате близкие к власти бизнесмены сдают муниципальные площади в субаренду в 10–15 раз дороже. А это, как вы понимаете, прямые убытки для бюджета города. Кроме того, руководство города уже несколько раз предлагало карельскому парламенту внести поправки в закон РК, который регламентирует льготную приватизацию арендуемых помещений. В частности, оно просило увеличить площадь арендуемых помещений, попадающих под льготную продажу. Если бы парламентарии поддержали местных чиновников, то из городской собственности сразу бы ушли «Карелия-Маркет», торговый центр «Олимп» и кинотеатр «Калевала». Стоит также отметить, что эти объекты стоят больших денег. Как вы понимаете, если их выставить на открытые торги, то можно неплохо пополнить городскую казну. Впрочем, администрации города удобнее утверждать, что поступления от продажи муниципального имущества в следующем году также упадут на 16 процентов, чем решать эту проблему.
 
На чем будем экономить?

Уменьшение доходов неизбежно приводит и к сокращению расходов. Конечно, самые необходимые из них никто не тронет. На содержание муниципальных учреждений и зарплату их работникам
деньги всегда найдутся. В противном случае петрозаводских чиновников могут обвинить в саботаже предвыборных обещаний президента страны Владимира Путина. Так что экономию будут искать в других строках бюджета. В частности, Елена Логинова не стала скрывать, что сократятся расходы на ЖКХ (в том числе и программу «1000 подъездов»), экологию (эту графу расходов всегда «рубят» в первую очередь), на капремонт учреждений культуры и на физическую культуру и спорт. Правда, главный финансист мэрии поспешила подсластить пилюлю:

— В будущем году не потребуется строить крупные строительные объекты, подобные бассейну на улице Хейкконена. Поэтому сокращения на спорт можно пережить. Не понадобится и в массовом порядке вырубать аварийные деревья, в этом году их все удалили (ой ли? — Прим. авт.).

По сути, все эти попытки нас утешить означают только одно. Городу худо-бедно удается поддерживать существующее положение вещей, да и то ценой залезания в долги, а также при помощи республиканского бюджета, который также находится в катастрофическом состоянии.

А вот о чем нам, исходя из планируемого бюджета, придется совсем забыть, так это о совершенствовании инфраструктуры, повышении комфортности проживания в городе. Видимо, каркас бассейна на улице Хейкконена станет символом нашего развития на много лет вперед...