04 октября 2011, 17:01

Маршрутки против троллейбусов

В Петрозаводске цивилизованный общественный транспорт появится совсем не скоро. Власти вроде бы не могут, "частники" вроде бы не хотят.

Недавно мы писали о болевых точках в системе троллейбусных перевозок («Петрозаводск», № 36, «Троллейбусы заменят автобусами?»). Главная из них заключается в том, что развитию электротранспорта мешает не только отсутствие денег, но и серьезнейшая конкуренция с частными перевозчиками.
Признаем, в этой борьбе электротранспорт пока проигрывает, «газели» осуществляют 60 процентов перевозок в городе. О последних — беседа с начальником отдела транспорта городской администрации Романом ВАНЬКО.

— Который год городская власть говорит о необходимости сокращения числа маршруток и частичном (если не полном) переходе парка на автобусы средней вместимости. А воз почему-то и ныне там?

— Я всегда говорил и буду говорить, что переходить на автобусы средней вместимости — необходимо. Вместимость того же «пазика» (хотя я и не сторонник именно этой модели) — 40-50 человек. В «газель» помещается 11. Получается, один «пазик» заменяет три «газели». Потихоньку наша работа с частными перевозчиками дает свои результаты. Сейчас на маршрутах около 170 автобусов средней вместимости, это почти половина от всего числа пассажирских автобусов. С начала года таких стало более чем на 40 штук больше. А на некоторых маршрутах (№ 1, 10, 11, 29) нет ни одной «газели». Правда, сказать, что общее количество машин с начала года сильно сократилось, не могу.

— Сколько же всего у нас на данный момент автобусов и «газелей» колесит по городу?


— Сейчас на маршрутах 416 машин. Наибольшее количество — на маршрутах № 4 и 14. Но это официальные цифры, законные, так сказать. Есть и нелегалы, на том же «четырнадцатом» вместо положенных по договору 40 автомобилей — 90 штук...

— Что же получается: вы знаете о нелегалах, а они безнаказанно продолжают выходить на маршруты?

— Боремся как можем. Не менее шести раз в месяц мы проводим совместные с ГИБДД и транспортной инспекцией проверки, выносим предупреждения. Поймите, представитель администрации не имеет права составлять на нарушителя административный протокол, это может сделать только инспектор ГИБДД. Поэтому наши предупреждения мало чем помогают.

— А расторгнуть договор со злостным перевозчиком-нарушителем вы не пытались?

— Это можно сделать только в двух случаях: при серьезнейших нарушениях в предрейсовом техосмотре и при отсутствии лицензии на пассажирские перевозки. В остальном — лишь мизерный штраф. А что тому же водителю тысяча рублей штрафа при его ежедневной выручке? Вот если бы цифру увеличить в несколько раз... Мы, кстати, уже подготовили соответствующие предложения об изменении в этой части карельского закона «Об административных правонарушениях» в государственный правовой комитет республики. Ждем ответа.

— Хорошо, штраф — мизерный, закон такой, но ведь изменять условия договора можно?


— Хороший вопрос. Первое — изменить условия уже заключенного договора можно лишь с согласия обеих сторон. Какой перевозчик добровольно согласится на ужесточение условий? Второе — в конце февраля заканчиваются сроки действия существующих сейчас договоров с ними. Поэтому мы готовим обновленный проект документации, в который внесены серьезные изменения. Требования к конкурсной документации значительно повышены. В новом договоре мы хотим добавить возможность штрафных санкций непосредственно с нашей стороны. Почти по каждому маршруту также предусмотрены сроки обязательного перехода части парка на среднюю вместимость. Срок действия договора планируем увеличить с трех до пяти лет. При проведении конкурса будем учитывать,  были ли нарушения у перевозчика, каков его опыт работы на рынке, какой стаж у водителей и так далее. В результате отдельные частники могут просто не пройти процедуру.

— Видимо, и маршрутная сетка с новыми договорами в очередной раз поменяется?


— Очень незначительно. Мы планируем добавить два новых автобусных рейса — на Зимник и в Сайнаволок. Но хочу подчеркнуть: пока готовится лишь проект документации, он должен пройти процедуру согласования в различных инстанциях, и окончательный вариант появится к октябрю-ноябрю.

Обратная сторона медали

Перевозчики же воспринимают нововведения отдела транспорта городской администрации в штыки. Главный их аргумент — мы и так еле-еле сводим концы с концами.
— Никто из перевозчиков на таких условиях договор не заключит, - прямо заявил один из предпринимателей. — А если и подпишет, то это будет какой-нибудь «свой» и нужный чиновникам человек. Даже у меня бизнес убыточен при нынешнем тарифе в 15 рублей. И это при том, что ежедневно на линии у меня стоят «на приколе» около 15 машин. Работать некому, водителей не хватает! При таких требованиях не исключаю, что частники будут вынуждены повысить цену на проезд.

Стоит отметить, что аргумент о рентабельности общественного транспорта в городе Петрозаводске был бы достаточно веским, если не одно «но»: если бизнес убыточен, то почему никто из перевозчиков не желает покидать рынок?

Немного ясности в ситуацию внес и водитель одного из маршрутов, по понятным причинам не захотевший называть свою фамилию:

— Работа у нас, конечно, адская, но на кусок хлеба с маслом, а иногда и с икрой, хватает. Каждый водитель на маршруте отдает свое му хозяину в день до 1000 рублей. Остальное заработанное забирает себе. Вот и считайте.

Скажем, на маршруте у Иванова ежедневно работают 20 машин. Отсюда не облагающаяся налогом чистая прибыль в сутки — около 20 тысяч рублей. Выручка за месяц — 600 тысяч рублей (!!!). Если взять за основу подсчетов весь автопарк (416 автобусов и «газелей»), то получается, что в год 14 перевозчиков получают около 150 млн никем не учтенных рублей. Конечно, нам могут возразить: ведь на эти деньги надо содержать парк, ремонтировать машины, платить техникам и так далее. Но по нашим данным, 80 процентов водителей в городе имеют автобусы в своей собственности, а значит, сами вынуждены в основном следить за своим «конем».

Отсюда становится понятным, почему частники не хотят переходить на автобусы средней вместимости (а значит, сокращать количество машин): чистая выручка от 20 машин, разумеется, будет больше, чем от 10.

Куда же смотрит налоговая?

Выходит, такие крупные суммы проходят мимо налоговиков, а следовательно, мимо бюджета. Интересно, город получает хоть какую-то прибыль от деятельности перевозчиков?

— Налоговые поступления от налогоплательщиков, осуществляющих маршрутные перевозки по Петрозаводску, по итогам 8 месяцев 2011 года составили свыше 2,7 миллиона рублей, — уточняет и. о. руководителя карельского Управления ФНС России Андрей ОБОРИН. — В сфере пассажирских перевозок контроль проводится налоговыми органами на постоянной основе посредством проверок (рейдов), целью которых является выявление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. По состоянию на 1 июля этого года в Петрозаводске мы выявили 26 нарушений. В отношении граждан, осуществляющих пассажирские перевозки без государственной регистрации и постановки на налоговый учет, составлены протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ. Протоколы и материалы проверок направлены в суд для вынесения постановления.
 
Сумма штрафа по вышеназванной статье, к слову, для частника просто смешная — от 500 до 2 тысяч рублей. Еще смешнее цифра за другое, в общем-то, серьезное нарушение — отсутствие лицензионной карточки.

— Неудовлетворительное техническое состояние автобусов и отсутствие лицензионных карточек — самые распространенные нарушения среди карельских перевозчиков, — констатирует начальник Управления государственного автодорожного надзора Игорь ВЫСОЦКИЙ. — Всего с начала года наше ведомство приняло участие в 43 проверках автобусов на линии, которые осуществляют перевозку пассажиров по маршрутам общего пользования в Петрозаводске, выявлено более ста нарушений. Одна из причин столь неблагоприятной статистики, когда практически каждый третий автобус имеет нарушения, — низкие штрафы и санкции для нарушителей. Например, отсутствие той же лицензионной карточки на автотранспортном средстве во время рейса карается всего 100 рублями штрафа. Наказание же должно быть адекватным совершаемым правонарушителем действиям.
 
Вдвойне примечательно, что на этой неделе глава Ространснадзора Александр КАСЬЯНОВ обратился к депутатам Госдумы с просьбой увеличить штрафы за нарушение транспортного законодательства как минимум в 10 раз.


ОТ РЕДАКЦИИ

Как видим, власти и надзорные органы разных уровней все-таки как-то борются с засильем «газелей» на городских улицах. Только вот побороть не могут. Штрафы мизерные, полномочия ограниченные. Перевозчики вроде бы не хотят (мол, и так в убыток работаем), чиновники вроде бы не могут (мол, предупреждаем только). Результат закономерен — сотни маршруток, многие из которых находятся в явно плачевном состоянии, затрудняют и без того медленное движение по улицам (за последние пять лет общее число автомобилей у нас выросло более чем на 30 тысяч штук. — Прим. авт.). Иными словами, результат такой деятельности — это стагнация целой отрасли, которая также является визитной карточкой нашего города.

Справедливости ради скажем, что комфортабельность автобусных перевозок повышается, например, появляются приятные глазу «форды» с автоматическими дверями. Но повышается уж очень медленно. Интересно, предстоящие выборы способны наконец-то ускорить этот процесс?