Жители района Карелии так устали, что проголосовали за отставку мэра
В Лахденпохском районе Карелии ровно 20 лет назад прошла широкомасштабная акция по сбору подписей за отставку мэра. Чтобы рассказать о всех причинах, которые вызвали масштабное недовольство людей, журналист телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке этой рубрики, отправился в командировку.
Одним из самых проблемных поселков этого района тогда считали Куркиеки. От главной улицы осталось одно название. После ремонтных работ не закопали ни одну канаву, и все трубы остались на поверхности. Управляющий администрацией поселка Куркиеки Валерий Корень с горечью говорил: «Никто за это не отвечает. Но это до поры, до времени. Пока не рвануло. А потом будут искать крайнего».
По центру Куркиеки из прорванных труб текли канализационные воды. Примерно то же творилось и в подвалах жилых домов. Вода там стояла уже около полугода.
«У нас все нечистоты плывут в подвал. Вода не откачивается, она никуда не уходит», - рассказывала пенсионерка Мария Савельева. Критическая ситуация складывалась и с питьевой водой. В центре поселка работала одна колонка. Ольга Алексеевна Трифонова рассказала, что зимой вода в ней были чище, чем весной или осенью. Хотя выбирать особенно не приходилось – привыкли.
За страдания народа спросить было не с кого. По непонятным причинам администрация района поручила ремонт теплосетей и дорог приезжим рабочим. Бригады, выполнявшей заказ, давно след простыл. Ремонт обошелся бы в три раза дешевле, если бы администрация договорилась с местными фермерами. Их хозяйство располагалось на окраине поселка. И там была вся необходимая техника – грузовики, экскаваторы, несколько тракторов. Предпринимательница Нина Лывина рассказала: «Мы до этого почти год работали, никаких проблем не было. Но потом администрация Лахденпохского района перестала оплачивать счета. Машины на воздухе ездить не будут – это же естественно. За все нужно платить. А мы согласны даже на льготных условиях помогать поселку».
Из-за скудного финансирования едва удавалось поддерживать работу местной котельной, отапливать школу. Что же касается поселковой техники – ее спасти не удалось. В парке не осталось ни одной исправной машины.
Хватало проблем и в самом центре района – в Лахденпохья. Строительства в городе почти не велось. А то, что уже построено, не пытались сохранить. Жилой дом на 60 квартир стоял пустой и ожидал новоселов более 10 лет. Местные власти обещали завершить строительство, но внутреннюю отделку так и не закончили. Прокурор района Виктор Котов сообщил: «Эта стройка ни к чему не привела. Дом не сдан, это известно. Проблемы, связанные с охраной имущества, которое там имеется, уже уголовное дело в суд направлено – похищены были рамы. Но все осталось в подвешенном состоянии».
В домах, давно заселенных, обстановка была не лучше. В некоторых квартирах тепла не было с 9 по 28 декабря в 2004 году. «На улице минус 18, мы мерзнем, в квартирах плесень. У меня шуба испортилась и шапка. Во всех квартирах такая история», - рассказал Василий Кургалевич, житель Лахденпохья.
Фермеры, торговавшие на местном рынке, были недовольны политикой местных властей относительно сельского хозяйства в районе. Фермер Вера Трошина сообщила: «Когда приезжал к нам министр сельского хозяйства, и собрали всех наших аграриев, то в течение двух часов мы слушали министра, а в конце встал руководитель нашего города Максимов и сказал – мне ваше сельское хозяйство даром не надо. Получается, что он обещал, что мы будем подымать наше сельское хозяйство, а не стали его подымать. Везде ставят нам запоры, препоны, палки в колеса».
Глядя на происходящее, местные «единороссы» решили собрать подписи за отставку мэра Лахденпохского района Михаила Максимова. Они считали, что мэр увлекся политическими играми, а страдают от этого прежде всего жители района.
«Подписи мы собрали за короткий срок. Около четырех тысяч. Думаю, этого достаточно. То есть население района дало оценку деятельности главы местного самоуправления на посту», - считал Юрий Филимонов, секретарь политсовета отделения партии единороссов. Подписные листы и письмо с перечнем нарушений в районе отправили Главе РК Сергею Катанандову.
...За выходные сугробы в Петрозаводске стали на три сантиметра выше. В январе 2005 года к нам пришла настоящая снежная зима. Синоптики утверждали, что этот снегопад вовсе не сильный, а умеренный. Но городским коммунальным службам он добавил серьезных проблем.
Работники комбината благоустройства, которых мы обычно привыкли видеть за ухаживанием клумб, работали на уборке снега по десять часов. В ведении этого предприятия, оказывается, были все площади, памятники и фонтаны города. Выглядеть презентабельно они должны были даже в снегопады. Костя работал на тракторе уже три года, и ему нравилась его профессия, но в тот день он сам называл свой труд – бесполезным: «Сейчас прочистил, а через несколько часов тут опять будет снег. И завтра на эти же объекты надо выезжать. И так изо дня в день, когда снег идет».
Дороги четвертой категории, то есть выезды из дворов и маленькие закоулки не входят в перечень тех, которые городские службы чистили в обязательном порядке. ГорДЭУ отвечало за 400 километров городских трасс. Но это всего 60% от общего количества. Остальные улицы были ничьи. Жители были в шоке:
-Во дворах вообще не проехать. Все буксует. Лед под снегом. Очень плохо выезжать, особенно со дворов. На центральных улицах накатано, так терпимо.
«Те дорогие, которые мы обслуживаем, конечно, отличаются от других улиц. Мы практически чистим до асфальта за несколько проходов плужно-щеточных машин. А на дорогах, где работают по разовым заявкам, там колейность существует… Но там и меньше интенсивность движения», - говорил Александр Сорокин, начальник МУП «ГорДЭУ+». Удовольствие ездить по чистым дорогам обходилось городу в круглую сумму. За выходные снегоуборочные машины съели более 5 тонн топлива. Это 80 тысяч рублей. На год предприятию выделяли около 30 миллионов рублей. Этого как раз хватало, чтобы расчистить больше половины всех городских улиц. На остальные территории специальная техника выезжала по заказу. Проще говоря, когда проехать уже вообще было невозможно. Как только в порядке будут основные дороги города, спецтехника поедет в узкие переулки, обещали в ГорДЭУ. А синоптики обещали, что снегопады скоро прекратятся.
Таким было 17 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.