За что ни возьмись в Карелии — все нерентабельно
Текст: Алина Гапеева, фото: Людмила Павлова
Транспортная недоступность
В нескольких населенных пунктах Пряжинского и Олонецкого районов народ уже несколько лет бьется за нормальное автобусное сообщение. Выбраться из сел Крошнозеро, Ведлозеро, Кинелахта, Видлица и деревни Большие Горы на большую землю людям совсем не просто. Стоит уточнить, что рейсовых автобусов «Карелавтотранс» выделяет не так и много: раз, два и обчелся, а в некоторые населенные пункты пассажирский транспорт вовсе не заходит. Людям приходится топать по нескольку километров до трассы, где пролегает маршрут общественного транспорта.
Само собой, выезжать по делам за пределы сел и деревень жителям сельской глубинки время от времени необходимо, но не у всех есть личное авто или права на вождение транспорта. У тех, кому требуется попасть на прием к врачу, съездить за покупкой, в парикмахерскую или по другим неотложным делам, выход один — деньги на стол и заказывай такси.
В конце концов, люди из глубинки приспособились к непростой ситуации, привыкли, но цены на все, в том числе на бензин и транспорт, растут, а пенсии за ними не поспевают... Поэтому неудивительно, что многие жители Пряжинского и Олонецкого районов мечтают о пассажирском транспорте, маршрут которого будет пролегать не в обход больших сел, а с заездом в них, например в Кинелахту. Здесь людям, чтобы сесть на общественный транспорт, необходимо прошагать тридцать километров до соседнего села Ведлозеро и пройти по нему, потому что за его пределами, на сортавальской трассе, как раз и находится остановка. Кстати, ведлозерцы также вынуждены добираться сюда – в село маршрутки не заходят.
В Видлице ситуация с автобусами тоже аховая.
«У нас в сторону Видлицы из Олонца даже автобусов нет! Попадайте, люди, как хотите! Автобус нужен обязательно! XXI век на дворе, а элементарного вопроса с общественным транспортом никто решить не может!»
— возмущается Алла Шалыгайло-Зайцева.
Жители Видлицы говорят, что особенно достается видлицким студентам. Молодежь рада бы ездить домой чаще, но нет здесь «транспортной доступности». Попасть в Петрозаводск на автобусе можно только из Олонца, где находится автостанция, а для этого надо как-то преодолеть 48 километров.
Мало нас,чтобы в автобусах ездить
По мнению жителей этих населенных пунктов, брешь в этой «транспортной недоступности» мог бы пробить автобусный маршрут «Петрозаводск — Ведлозеро — Кинелахта — Видлица».
Люди не раз обращались в Министерство транспорта Карелии с просьбой возобновить рейсы автобусов, которые были еще при Советском Союзе. Чиновники отвечали отказом, ссылаясь прежде всего на плохую дорогу Ведлозеро — Видлица. Но недавно ситуация с качеством трассы изменилась в лучшую сторону. Дорогу Видлица – Кинелахта – Ведлозеро протяженностью 61 километр отремонтировали с применением новых технологий и современных материалов. Теперь села Ведлозеро, Кинелахта, Видлица и деревушки Большие Горы, Кинерма, Панила связывает ровная асфальтированная дорога.
Люди воодушевились, затеплилась надежда: есть хорошая трасса, значит, скоро появится муниципальный маршрут, а тут и в Кинелахте установили новую автобусную остановку. Но время идет, а общественный транспорт в Кинелахту так и не заглядывает.
Тогда за свой народ вступился местный депутат Михаил Коппалев, он направил обращение главе Карелии и получил ответ:
«В ответ на ваше обращение в адрес главы РК сообщаем следующее. В связи с малым пассажиропотоком и, как следствие, убыточностью перевозок осуществление перевозок автомобильным общественным транспортом в предлагаемом вами направлении не представляется возможным»,
— отписался официальный представитель Минтранса РК. Вот и весь сказ.
В поисках разумного решения
Удивлению кинелахтинцев нет предела: новую дорогу построили, остановки поставили, а автобусные рейсы чиновники считают нерентабельными.
«Зачем власти потратили на остановочные комплексы государственные средства? Почему Минтранс выносит окончательный приговор, не проводя мониторинг? Ведь маршрута «Петрозаводск — Ведлозеро — Большие Горы — Видлица» десятилетия не было в расписании, а сегодня люди требуют, пишут письма, значит, им такой рейс нужен»,
— кипят страсти в сообществе «Кинелахта – меж двух озер».
Люди уверены, что общественный транспорт необходим и студентам, и пожилым пенсионерам. Конечно, они понимают, что особой нужды каждый день ездить на маршрутках у них не будет. «Если организовать автобусное сообщение два раза в неделю, то пассажиры всегда найдутся», — мечтают жители Кинелахты.
«Понятно, что это должен быть социальный рейс, который надо дотировать, и это вполне нормально. Для этого государство и существует, чтобы регулировать проблемы и удовлетворять потребности, пусть даже немногочисленного населения в отдаленных населенных пунктах. Людей отучили навещать родню в соседних деревнях. Помню хорошо, как в детстве моя бабушка собирала нас, внуков, и мы ездили в Койвусельгу, Кинелахту, Видлицу, навещали двоюродных, троюродных... Знали, что автобус поедет по расписанию. Если люди будут уверены, что автобус придет вовремя, то и пользоваться им будут. А если в половине случаев автобусы будут подводить, то те, кому надо обязательно поехать, станут искать оказию», — говорит общественница из села Ведлозеро Наталья Антонова.
Люди думают, спорят, ищут разумное решение создавшейся ситуации, а государевы люди только одно твердят: «Нерентабельно». Чего ни коснись — все нерентабельно! Нормально работающий городской транспорт после семи вечера — никак нельзя, электричество и газ для дальних поселков, маленькие школы и детские сады, сельские больницы и библиотеки— невыгодно… Какая-то нерентабельная Карелия получается. И правда, территория большая, а населения мало, и то год от года сокращается и при таком подходе будет сокращаться. А как сделать жизнь на этой земле удобной для людей, власть не знает и думать об этом не хочет. Хотя нет, дороги строит, вот и Кинелахту с большой землей связали… Теперь по ней груженые лесовозы поедут. А вы говорите, что все нерентабельно... //Фото: Скрин видео Даниила Шашерина