07 июля 2023, 12:13

Почему на Беломорских петроглифах лыжники изображены обнаженными?

Вышла в свет новая книга издательства «Петропресс» «В гости к петроглифам Карелии»

Текст и фото Ольга Малышева

Презентация нового издания состоялась в Национальном музее РК. Любителей петроглифов в конференц-зале, где она проходила, собралось так много, что большинству пришлось стоять. И все же, как заметил автор книги, директор Национального музея Республики Карелия Михаил Гольденберг, известный методист по преподаванию истории, кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования Республики Карелия, заслуженный работник культуры Республики Карелия, есть парадокс: наша республика обладает Беломорскими и Онежскими петроглифами, которые внесены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а молодежь плохо знает их.

 

Фото Игоря Георгиевского

  

«Да что там петроглифы, они Кижи плохо знают... В учебнике истории найдите об этом хотя бы строчку... Обидно, честное слово. О петроглифах есть большая литература. У нас в Карелии Александром Михайловичем Линевским создана школа петроглифоведения, и ее продолжают его последователи. Я не археолог, не искусствовед, поэтому много консультировался с ними. Можно ли петроглифы назвать наскальной живописью? Нет. Живопись — это краски, холст. Петроглифы ближе к скульптуре, а точнее — это выбивка».

Как признался Михаил Гольденберг, ему пришлось прочесть практически всю литературу о петроглифах Карелии, но написать о сложном хотелось очень простым и доступным языком:

Я учитель, я умею это делать. Это каменная книга, у любой книги есть язык. Цель книги «В гости к петроглифам Карелии» как раз и состоит в том, чтобы помочь читателям овладеть языком «каменной книги». Так что это издание могло бы иметь второе название – «Как читать каменную книгу».

Много вопросов задает автор: «Почему авторы Беломорских петроглифов жили там же, где выбивали рисунки, а на восточном берегу Онежского озера жили вдали от изображений и приходили туда? Это что, галерея какая-то? Версий много.

Почему каждый десятый рисунок на петроглифах Карелии – лебедь? Может быть, древние люди видели парную жизнь лебедей, как птицы высиживают яйца, трепетно относятся к детенышам, может, у них чувства зародились, глядя на лебедей? Не знаю, это моя версия, но я знаю факт: каждый десятый рисунок — лебедь.

Среди Беломорских петроглифов есть первое наскальное изображение лыжников. Да, снег там был, но почему эти мужчины обнажены? Древним художникам надо было показать, кто охотится на лося, поэтому охотников «раздели», так они придумали. Я не знаю, я так предполагаю. У читателя может родиться совершенно другая версия, я буду рад, если проскочит искра.

У женских фигур Онежских петроглифов одна рука поднята вверх, а другая опущена... Почему? Сотни почему. Ответы могут быть многовариантными».

Михаил Голденберг определяет задачу этой книги — увлечь. И она увлекает древней историей, нетривиальными размышлениями, выводами, с которыми можно согласиться, а можно и поспорить.

 

 

Понятно, что к встрече с таинственными петроглифами надо подготовиться. И здесь есть рекомендации, как это сделать. Но не будем раскрывать все секреты.

Несомненным достоинством этого издания являются очень красивые и емкие фотографии Игоря Георгиевского и Ильи Тимина. Как признался Игорь Георгиевский, темой петроглифов он занимается с 1999 года. Много читает, ездит в экспедиции, общается с учеными-археологами. В 2012 году в «Петропрессе» Надежда Лобанова и он издали книгу по Беломорским петроглифам.

— В ней я ничего не писал, кроме нескольких абзацев. Это техническое, научное издание. Книгу «В гости к петроглифам Карелии» прочитал еще весной, когда шла работа над ней, и был рад: книга состоялась, — сказал Игорь Георгиевский. — Она заинтересует многих.

О том, как рождалась новая книга, рассказал и Владимир Лобанов:

—У Игоря Георгиевского безумно большой архив, его снимков хватило бы на три весомых альбома, а нам надо было отобрать иллюстрации для одной небольшой книжечки. Мы целыми днями просматривали снимки. Важно было сделать так, чтобы текст и иллюстрации составляли целое, чтобы наше понимание темы совпало с теми вопросами, которые ставит в ней Михаил Леонидович. Наше взаимодействие сложилось очень хорошо, я рад такому творческому содружеству и считаю, что книга удалась.

Как отметил заместитель генерального директора ИД «Петропресс» Михаил Евпалов, новая книга появилась неслучайно. Издательский дом «Петропресс» много лет занимается изданием имиджевых книг, связанных с нашей республикой, с ее столицей. Это трехтомная энциклопедия Карелии, книги о городах и предприятиях республики.

Новая книга «В гости к петроглифам Карелии» — это продолжение серии небольших, хорошо иллюстрированных книг о достопримечательностях республики, о малоизвестных широкому кругу читателей фактах, связанных с ними. Уже есть книги о Петрозаводске, Северном Приладожье, Валааме... И вот теперь серия дополнена книгой о петроглифах Карелии. Нам очень приятно, что над ней работал Михаил Леонидович Гольденберг, глубокий знаток истории и отличный популяризатор, что в ней использованы снимки известных карельских фотомастеров Игоря Георгиевского и Ильи Тимина. Оформил ее Владимир Лобанов. Спасибо всем сотрудникам «Петропресса», которые работали над ней. Книжке мы желаем большого пути!

Книга «В гости к карельским петроглифам» вышла тиражом в 1000 экземпляров и будет продаваться в магазинах, в том числе в магазине Национального музея РК и в Издательском доме «Петропресс».