11 мая 2021, 20:30

Марат Дидин любит Тома Сойера, играет на саксофоне и поет в театре

Одиннадцатилетний школьник из Петрозаводска выступает с концертами и участвует в оперных постановках

Текст: Хельга Белянцева

В конце апреля в Музыкальном театре РК прошел концерт «На два голоса» солистки театра Анастасии Авериной и ее ученика Марата Дидина. В их исполнении звучали классические произведения, русские народные и неаполитанские песни, романсы и джаз. 

Марату Дидину 11 лет, Анастасия обучает его вокалу с января 2018 года. За это время он добился немалых успехов – получил I премию на престижном конкурсе Елены Образцовой в Санкт-Петербурге в 2020 году, стал лауреатом нескольких других вокальных конкурсов и получил роли в спектаклях Музыкального театра. Кроме того, Марат играет на саксофоне и во время концерта исполнял джаз вместе с профессиональными музыкантами.

 

Участники концерта "На два голоса". В центре - Марат Дидин и Анастасия Аверина. Фото Хельги Белянцевой.

 

Анастасия Аверина и Марат Дидин приоткрыли журналисту портала «Петрозаводск говорит» секреты своей творческой жизни.

— Марат, когда ты впервые почувствовал в себе певческий дар?

— Мне кажется, он был всегда. У меня от природы очень громкий, звонкий голос.

"Я пел буквально везде и моим родителям это начало надоедать. Меня отдали в музыкальную школу на эстрадный вокал. Эстрадой я тоже в свое время увлекался и делал успехи. Но когда я впервые услышал оперу, почувствовал, что у меня по коже пробежали мурашки. Мне тогда было лет семь. Я услышал Лучано Паваротти, он пел «Влюбленного солдата»."

— Потом мама познакомила меня с Анастасией Евгеньевной и она стала со мной заниматься вокалом. До сих пор не понимаю, как она меня терпела. (Смеется.) Я от природы гиперактивный.

— Но это было первое время, в силу возраста, – замечает Анастасия Аверина. – Сейчас он уже взрослеет и становится более ориентированным на результат.

 

 

— У вас, Анастасия, еще есть ученики? Как получилось, что вы стали заниматься с Маратом?

— Вообще-то я ребенка не хотела брать на обучение. Мама Марата ко мне обратилась перед Новым годом. А потом она в 20-х числах января вышла на замдиректора, моего непосредственного начальника. Меня вызвали и сказали: «Возьми, попробуй». Потому что я боялась, так как у меня не было опыта работы с детским голосом. На тот момент я преподавала в консерватории, учила студентов. А с детьми особая специфика. Но я сказала: «Приходите, послушаем». Когда я услышала, что материал есть, и с этим можно работать, мы начали пробовать.

— А почему именно вас выбрали в качестве педагога для Марата?

— Они хотели заниматься с солистом театра, а из всех солистов только я совмещала преподавание и работу в театре.

 

Анастасия Аверина. Фото из личного архива.

 

— Марат, когда ты впервые стал выступать на публике?

— Примерно с шести лет выступал с эстрадным ансамблем музыкальной школы. Сейчас я там уже не занимаюсь. А в музыкальную школу хожу, чтобы получить образование для поступления в училище. Играю на саксофоне.

— Ты помнишь свое первое выступление, когда ты пел уже классику?

— Впервые я спел классику на конкурсе «Кубок Карелии TAIDO» в 2019 году, спустя год занятий с Анастасией Евгеньевной. Мы выучили несколько произведений и пошли на конкурс.

— В 2019 году там было очень крутое жюри для нас, академистов (директор культурного центра Образцовой Ирина Чернова и др.), – вступает Анастасия, – и нас высоко оценили. Конкурс был местный, но жюри из Санкт-Петербурга.

— Сейчас мы с ними знакомы, и я езжу к ним на концерты, — добавляет Марат.

— Но концерты у нас бывают нечасто — в Санкт-Петербург ездили два раза, и вот этот большой концерт «На два голоса», — поясняет Анастасия.

— Марат, сколько времени ты ежедневно тратишь на занятия музыкой?

— Полтора часа на саксофон, проигрываю рукой нотную партию голоса минут сорок, и пою.

— То есть два-три часа в день? Это не так уж и много…

— Но учитывая то, что он учится в Университетском лицее, а там огромные домашние задания, плюс языковая школа, уделять столько времени музыке – это очень много, — говорит Анастасия.

— Тяжело тебе справляться с такой большой нагрузкой?

— Поскольку у нас город маленький, все рядом, успевать везде нетрудно. Несколько раз я в такси уроки делал.

— И при этом ты неплохо учишься?

— Да, достаточно хорошо — на четверки и пятерки.

— А ты любишь учиться? У тебя есть любимые предметы?

— Мне нравится учиться, потому что у нас очень хорошие педагоги по всем предметам. Но больше всего мне нравится литература и математика.

— Какой у тебя любимый литературный герой?

— Том Сойер, — улыбается Марат.

— Ты даже на него немножко похож.

— Да, мне тоже так кажется, — смеется Анастасия.

— А есть еще какие-то увлечения кроме музыки?

— Мне нравится путешествовать. До карантина мы очень много путешествовали, сейчас ездим только по стране — в Сочи, в Крым катались, в Москву, Питер. У меня есть любимая собака Арчи, английский кокер-спаниель. Мы ходим с ним гулять, он очень веселый, любит бегать за палкой. Мы взяли Арчи из приюта. Еще у нас дома есть две колонии муравьев, они живут в специальном контейнере. Мы их покупали для моей школьной презентации — был городской конкурс и я получил приз зрительских симпатий. Также у нас живут две шиншиллы — черная и белая.

— У тебя есть братья и сестры?

— Есть двоюродный брат и родная сестра Нелли, она младше меня на полтора года. Нелли занимается восточными танцами. Ей это очень нравится.

— А с друзьями ты проводишь время?

— С друзьями только в школе и на моих днях рождения. И еще когда с классом мы куда-нибудь ездим.

— Как твои друзья относятся к твоему увлечению музыкой, к тому, что ты поешь в театре?

— Они подростки, у них другие интересы. Говорят, что это круто, но особого внимания не проявляют. 

— Во время концерта Марат рассказывал, что часто ездит на конкурсы, чуть ли не каждый месяц, и их у него было уже больше ста?

— В основном это не академические конкурсы, — поясняет Анастасия Аверина. — Академических у нас было максимум пять. После концерта в Музыкальном театре на следующий день Марат поехал на конкурс в Москву. Этот конкурс, направленный на выявление талантливых детей, проводил Мосгаз. Там было очень компетентное жюри из Московской консерватории, и нам дали Гран-при в нашей возрастной категории.

— Марат, а какие конкурсы тебе особенно запомнились?

— Мне понравился конкурс Елены Образцовой в прошлом году. Там был очень красивый зал и доброе жюри. Мы посетили несколько экскурсий.

— Жюри не столько доброе, сколько высокопрофессиональное — известные оперные имена, — добавляет Анастасия. — Этот конкурс должен был быть весной, но из-за пандемии его перенесли на август, смогли провести его в очном формате. Сейчас очень многие конкурсы ушли в дистанционный формат. Я очень скептически к этому отношусь, потому что запись сделать проще, и ребенок не так волнуется.

— Марат, а ты где ты больше волнуешься — на конкурсах или когда поешь в театре?

— Я всегда волнуюсь, когда пою в опере «Джанни Скикки» — боюсь не вступить. А все остальное мне привычно.

— Ты помнишь момент, когда Анастасия привела тебя на прослушивание на оперу «Джанни Скикки» в 2019 году?

— Да, меня показали главному дирижеру и режиссеру. У меня проверили вокальные данные, чтобы я смог спеть две фразы из моей роли. И потом меня поставили в спектакль.

— А в других театральных постановках Марат участвует?

— Других вокальных партий у него пока нет, есть текстовые сцены в спектакле «Хрустальная туфелька» и «Мистер Икс», — рассказывает Анастасия.

—Почему вы решили предложить кандидатуру Марата в оперу «Джанни Скикки»?

— Тогда искали поющего мальчика, и я подумала, что он справится, что он действительно достоин.

— И вроде справился, — смеется Марат.

— Очевидно, ты предпочитаешь классическую музыку всем другим жанрам?

—Мне нравятся многие музыкальные жанры, но классика больше. Мой любимый исполнитель — Лучано Паваротти. Он мне нравится тем, что, во-первых, красиво поет, во-вторых, он очень естественный и любит покушать, так же, как и я. (Смеется.)

— Ты на концерте исполнял песню «O sole mio» и говорил, что она твоя любимая, это так и есть?

— Да, я ее выпросил, потому что нам нужна была дополнительная песня.

— Я думала взять эту песню попозже, — объясняет Анастасия. — Потому что брать хиты — это всегда несколько опасно. Но Марат показал, как он ее исполняет и убедил меня — мы ее взяли в работу.

 

 

— Тогда же во время концерта ведущая сравнила тебя с Робертино Лоретти, у которого тоже был звонкий и яркий дискант. Тебе нравится такое сравнение?

— Если честно, не очень нравится. Потому что он был старше меня, он был известный. Мне сейчас принципиально сделать голос, чтобы он был хорошим, красивым. И мне не хотелось бы повторить его судьбу и потерять голос.

— Ну, Робертино Лоретти не совсем потерял голос, — замечает Анастасия Аверина. — Но такой карьеры певца, как в юности, он потом уже не сделал.

— А вы, Анастасия, как-то готовитесь к тому времени, когда у Марата начнет меняться голос?

— Сейчас пока он еще не вступил в этот период. Но мы советуемся с опытными людьми, они рекомендуют не прекращать пение, просто не давать больших нагрузок.

— Марат, ты хочешь связать свое будущее с оперной сценой?

— Да, но если не получится, скорее всего, стану стоматологом.

— А как же саксофон?

— Буду совмещать! Играть по вечерам и на выходных. Мне нравится импровизировать, придумывать мелодию на ходу.

 

 

— А джаз тебе легче петь или играть?

— Играть, конечно.

— Петь — это у нас была такая, можно сказать, авантюра на концерте, — поясняет Анастасия. — Хотелось добавить что-то необычное.

— Как у вас возникла идея этого концерта?

— После того как Марат победил на конкурсе Елены Образцовой, концертмейстер Мария Чернова предложила организовать наш совместный концерт в Санкт-Петербурге в культурном центре Образцовой. Я эту идею как-то озвучила за кулисами Ларисе Владимировне Кучанской, нашему замдиректора по опере. А она говорит: «Какая прекрасная идея, давайте мы сделаем у нас!». Конечно, я переживала, поскольку это большая физическая и эмоциональная нагрузка для Марата. Он очень активный, а у нас были такие номера, где нужно придержать активность. Поэтому для него это была работа над собой.

— Складывается впечатление, что вы с Маратом, что называется, «на одной волне». Это так и есть?

— Как мне сказал один музыкант: «Как вы со своим сыном хорошо...», — смеется Анастасия. — А я говорю: это не мой сын, это мой ученик. Конечно, психоэмоциональный контакт очень важен. Если бы мы друг другу не подходили, наверное, мы бы и не смогли работать. // Фото из личного архива Марата Дидина.