Бюджетники возмущались отношением к себе, но работать не прекращали
Бельгийский модельер-авангардист из Парижа Дрис Ван Оттен, к сожалению, сам не смог прибыть на показ своей коллекции в Петрозаводске, который был организован ровно двадцать лет назад. Тем не менее, показ в ночном клубе «Сампо» в выходные состоялся. Идея показа принадлежала немецкому фотографу и дизайнеру Рюдигеру Шестагу, уже знакомому горожанам по выставке эротической фотографии. На показе парижской коллекции свои работы представили и наши молодые модельеры. Подготовили шоу студенты 4 и 5 курса Петрозаводского филиала Славянского института, где Шестаг иногда читал свои лекции.
Студентка института Марина Степовая рассказала: «Рудигер преподает в нашем институте. Он фотографирует моделей – это его основная работа. Он собирался к нам в Петрозаводск, и за два дня ему прислали эту коллекцию с просьбой сфотографировать и быстренько отослать обратно. У него времени не оставалось, и он решил ее взять сюда!» Наши модельеры Л.Винявская и Н.Павшукова высказались о коллекции критично. «Наверное, это на любителя все же. Отдельные вещи – да, это интересно».
«Для нас это было не просто шоу, а учебное задание, - продолжала Марина Степовая. – Часть студентов делали плакаты, печатали буклеты, пригласительные. Часть занималась фотографией. Все было очень весело, много работы. Мы за две недели все это сделали».
Карельские модельеры все же остались под впечатлением от увиденного. Тем более, что на подиуме были показаны несколько разных коллекций, не только бельгийца. Советуем и нашим читателям посмотреть это видео. Там есть чему поудивляться. Фотограф и дизайнер Инна Казакова так прокомментировало это событие: «Я очень рада, что в Петрозаводске происходит что-то необычное и новое. Что в нашем городе есть молодые люди, которые так интересно развиваются».
В конце февраля 2003 года проходила Всероссийская акция протеста работников бюджетной сферы. По оценкам профсоюзов, в Карелии в ней приняло участие более трех тысяч человек.
По самым приблизительным подсчетам на улицы Петрозаводска в тот день вышли около пятисот человек. Люди требовали одного – нормальной жизни для себя и своих семей. Люди переживали, что власти не видели необходимости в работниках бюджетной сферы: «Никто о нас не беспокоится. Нас все власти забыли и бросили. У нас есть только мы».
Лозунги были привычны: «Медикам, работникам театра – достойную зарплату», «Требуем внимания от правительства!» Но в отличие от других акций протеста, на этой люди считали, что даже рабочие в те годы были больше защищены, чем бюджетники.
«У нас у каждого по два-три высших образования. Почему мы должны получать меньше, чем рабочие?» - задавались вопросом женщины. Бюджетники, как и вся российская интеллигенция в те годы, беспокоились о судьбе детей: «Наши дети уже учиться вообще не будут. А в деревнях тем более. Будет какая-то церковно-приходская школа, и все. Считать-писать научат – и все. К этому все идет. Против этого надо всем бороться».
После пикета у дверей Законодательного собрания Карелии участники пошли разговаривать с его председателем Николаем Левиным. Впрочем, люди не верили в то, что власти смогут что-то изменить в их судьбе. Они чувствовали себя рабами, и это ощущение им было неприятно, сказала на пикете одна из участниц.
Бюджетники на акциях возмущались отношением к себе властей, но работать не прекращали. И делали они свою работу хорошо. Вот еще один тому пример. 1 марта в Национальном театре состоялась премьера спектакля «Творение мира. Песня Первая и Вторая». Постановка по эпосу «Калевала», режиссером которой выступил хорошо знакомый петрозаводскому зрителю Андрей Андреев, собирались играть на русском языке. В спектакле были заняты молодые актеры театра, которые когда-то дружно отучились в студии. Возрастную роль Вяйнемейнена, например, играл 22-летний Евгений Терских. Этот спектакль имел огромный успех, и его очень долго помнили зрители.
-Как бы вы определили жанр этого спектакля? – спросили на репетиции у режиссера Андреева.
-Есть очень громкое слово, такое красивое – мистерия. Он весь опирается на традиционные театральные формы. Которые, в основном, в мистерии соединились.
Тот же вопрос задали и исполнителю роли взрослого Вяйнемейнена Евгению Терских: «Трудно мне определить его жанр. Это что-то новое. Необычно это все делать. И требования режиссера очень необычные».
Сам же Андреев уверял: «Мы заведомо здесь не хотели выпендриться. И я меньше всего этого хотел. На меня сильное впечатление произвел сам материал. И я пытаюсь – как бы путь ответа представить. И заодно – это школа. Потому что то, чего у них пока не получается, больше того, что уже получается. Я рассчитываю на то, что еще будут приезжать сюда специалисты, будут заниматься. Об этом мы так мечтаем».
Режиссер также заговорил о том, что всех тогда волновало в творческой среде: «Если в театры сейчас не будет ходить молодежь, театры через десять лет надо будет закрыть. И они, очевидно, закроются! Я и сам как налогоплательщик, не хочу видеть полупустые театральные залы с геронтологическим составом исполнителей на сцене и зрителей в зале».
Таким было 1 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.