На что живешь? Хореограф Саша Козин о грантах, 100 тысячах и экономии
Поговорить о деньгах, чужих и особенно больших, любят многие. Человеческая натура любопытна, что делать! Мы решили направить это любопытство в правильное русло и поговорить о деньгах с людьми, которые, как считается, думают о финансах меньше всего. Талант должен быть голодным (мы с этим не согласны!), но и голодовка сегодня недешево обходится.
В нашем проекте «На что живешь?» молодые петрозаводские художники, музыканты, танцоры, фотографы расскажут, каково сегодня жить и зарабатывать своим талантом, где искать финансирование, от чего приходится отказываться, и что обретаешь, когда начинаешь жить жизнью свободного художника.
Надеемся, что интервью талантливых, молодых и дерзких заинтересуют не только откровенным разговором о чужих деньгах, но и помогут кому-то определиться со своим призванием. Если вы держитесь за работу из-за денег, а душа уже давно просит переключиться на любимое дело, то посмотрите, как это уже сделали другие, что у них получилось и принимайте решение!
Первым отвечать «На что живешь?» будет танцовщик и хореограф Александр Козин.
Наша справка: Независимый танцовщик и хореограф из Петрозаводска. Преподаватель современного танца: техника контемпорари, импровизация, контактная импровизация. Принимал участие в постановках хореографов и режиссеров из Северной Ирландии, Аргентины, Норвегии, Украины, Финляндии, Чехии, России. Организатор, автор и участник проектов в области современного танца и театра в Петрозаводске и за рубежом (Украина, Финляндия, США).
– Я начал заниматься движением с пяти лет. Первый мой опыт был связан с занятиями в секции легкой атлетикой. Я не выделяю его отдельно, потому что это тоже работа с телом, которая дала мне базу в плане прыжковых техник, биомеханики, координации работы тела.
Когда мне было 11 лет, я стал заниматься народными танцами в театре фольклора «Крууга». С этого все и началось.
Согласен, не часто встретишь мальчика, который решает попробовать себя в танце. Но уже лет в 10 я понял, что хочу этим заниматься. Я долго был частью коллектива, много ездил. В «Крууге» были отличные педагоги, дисциплина, качественная информация. Была система подготовки тела, что очень важно.
Современный танец начался для меня, когда я с друзьями играл в музыкальной группе. В процессе выступления мы делали упор на перформативную составляющую. Я использовал свои танцевальные навыки, и это превращалось в импровизацию, которая отличалась от того, что я делал на поприще народного танца. Тогда я еще не понимал, что это за экспрессия, но фокус уже начал смещаться.
Узнать больше о современном танце мне удалось на American Dance Festival. Это самая большая летняя школа современного танца в США, которая длится два месяца и ежегодно проходит с 1933 года. Я решил поехать: узнал, что есть возможность получить стипендию, записал видеозаявку. В итоге, мне предоставили грант, который покрывал треть стоимости обучения. Я подкопил необходимую сумму, поехал, и это было круто!
Там я познакомился с известными на весь мир хореографами: к примеру, с Шеном Уэем (Shen Wei), который, в частности, поставил хореографию для церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине.
Мне очень повезло, что я успел съездить в Америку до кризиса. Это было летом 2014-го года, а кризис наступил осенью.
Когда я ездил в Штаты на фестиваль, то еще работал в одной из финансовых организаций города. Я нормально зарабатывал и немного тратил.
В среднем я откладывал по 10 тысяч рублей в месяц.
В 2015-м году я решился уйти с работы и заниматься только танцами. До этого я тратил свои отпуска на фестивали, семинары, проекты. Со временем проектов становилось все больше, и я сделал выбор в пользу того, что мне интересно. Решение непростое, но я начал заниматься тем, в чем мне нравится себя развивать.
У меня высшее экономическое образование. В финансовой организации моя работа заключалась в ведении и заключении договоров, работе с заявками, подготовке документов и написании различных актов, документов, отчетов и прочей офисной рутины. Не жалел об уходе ни разу.
Понятно, что если бы я продолжил карьеру в финансовой сфере, то сегодня, наверное, уже заработал на простую однокомнатную квартиру, с учетом того, что я тратил очень мало.
В плане заработка в хореографии есть два пути: коммерческий и творческий. Совмещать их вместе довольно трудно. Если ты ни там, ни там, то качество теряется во всем. Можно выступать с шоу-программами в клубах, на корпоративах, ставить танцы для молодоженов. Я этим не занимаюсь или занимаюсь очень редко, но это более прибыльное дело, чем организовывать свои перформансы, к примеру. Можно преподавать в коллективах, открывать студии самому и заниматься с детьми и взрослыми. Но это немного другая история.
В Петрозаводске я организую разные проекты. В прошлом году вместе с Олей Ряменен мы получили поддержку «Гёте-института» и реализовали Германо-Российский проект «Эксперимент Европа». По проекту к нам приезжала хореограф Да Соул Чунг из Германии, с которой мы познакомились в Украине во время одной из резиденций, а также танцоры из Германии и ребята из разных городов России. За две недели мы сделали спектакль и показали его на сцене театра драмы «Творческая мастерская».
В этом году я делал визуально-музыкальный перформанс вместе с финской танцовщицей Титтой Курт, карельской танцовщицей Марией Валеевой, музыкантами Yarga Sound System и Ильей Егоровым и граффити-художником Андреем Птициным. Зимой Титта приезжала в Петрозаводск по моему приглашению, затем я поехал к ней с ответным визитом.
На мастер-классах я заработал деньги, которых мне хватило, чтобы доехать до Финляндии и обратно. Я доволен этой поездкой: сняли кучу видео-материала, который теперь нужно обрабатывать.
Сейчас я жду, когда мне переведут деньги за очередной проект, чтобы купить новый ноутбук, на котором смогу это сделать дома. Это не Mac – слишком дорого для меня. У меня нет 2 тысяч долларов сейчас, но есть другие подходящие мне варианты моделей.
К вопросу, как считать доход. Например, мы делали проект в Бостоне с американской художницей Катей Поповой. Мы получили грант, который покрыл расходы на перелет в США и обратно, плюс небольшая сумма на повседневные расходы. Да, я ничего не заработал, но слетал бесплатно в США, познакомился с интересными людьми, реализовал несколько интересных проектов. Классно!
Вот недавно провел мастер-классы в Калининграде. Заработал определенную сумму денег, которой хватило на оплату дороги от Петербурга до Калиниграда, из Калининграда до Москвы, из Москвы до Киева и затем до Львова. Передвигался на поездах, автобусах.
В прошлом году я получил несколько грантов. Их можно находить на разных ресурсах. Для танцовщиков, например, есть dancingopportunities.com , contemporaryperformances.org и др. Там много информации о прослушиваниях, фестивалях, резиденциях. Сайты англоязычные, поэтому для тех, кто не очень хорошо владеет языком, могут возникнуть определенные трудности.
Не так давно меня приглашали в Истринский драматический театр для участия в постановке спектаклей «Портрет Дориана Грея», «Анна Каренина». Относительно Петрозаводска это был хороший заработок.
Я не могу назвать точную сумму, потому что это коммерческая тайна, но это меньше 100 тысяч рублей. На данный момент максимальная сумма, которую я получал за проект – тысяча евро.
Последние пару лет я почти все время провожу в разъездах. В Петрозаводске нахожусь по месяцу с небольшим, поэтому расходы нестабильные. Своей квартиру у меня нет, а снимать жилье, когда в городе находишься не больше двух месяцев подряд, я не вижу смысла. Съем в Петрозаводске стоит неоправданно дорого. Тратить 10-15 тысяч в месяц нелогично, так что сейчас живу вместе с родителями. Я стараюсь вкладываться в семейный бюджет. Если у меня есть возможность, то даю деньги на продукты. Конечно, не хочется быть на иждивении у родителей.
Экономить можно на разном. Я редко покупаю одежду в магазинах, хожу в Second Hand: там джинсы не за 5 тысяч, а за 500 рублей. Рубашка плюс футболка и кофта в Секонде сэкономит 2-3 тысячи.
В последний раз я оставался совсем без денег лет семь назад. Не буду рассказывать подробности этой истории, но тогда мне пришлось брать в долг у родителей. Потом, конечно, я вернул эти деньги.
Я пока не научился создавать подушку безопасности. С другой стороны, финансовые трудности активизируют творческую деятельность. Когда я чувствую, что деньги заканчиваются, это становится для меня дополнительным стимулом придумать новый проект.
Максимально в месяц я зарабатывал – 100 тысяч рублей. Минимально– 0 рублей.
Нужно понимать, куда ты идешь. В какой-то год деньги есть, в другой – ничего не зарабатываешь. Тогда ты живешь на то, что отложил раньше. Здесь нет стабильного дохода и с этим нужно смириться.
Считаю, что нужно не откладывать, а грамотно вкладывать в себя. Сейчас я подаю заявку, и у меня уже есть бекграунд, который меня представляет в определенном свете. С ним к тебе уже совсем другое отношение.
Когда пишешь, что ты учился в США, на летней школе СТД в Подмосковье, преподавал на мастер-классах в Петербурге, Москве, Киеве, Калининграде твой статус сразу поднимается в глазах тех, кто читает твое резюме. Я вкладывался и продолжаю вкладываться в свое развитие.
Посмотреть на перформансы и проекты Саши можно здесь.