На что живешь? Музыкант Кирилл Гуреев об уличной работе и Сахалине
Пришло время второго выпуска нового проекта портала «На что живешь?». Это проект о деньгах и о том, что нужно делать, чтобы за твое творчество, будь ты хореограф, дизайнер, фотограф или композитор, начали платить. Как это получилось у танцовщика и хореографа из Петрозаводска Саши Козина, можно прочитать здесь. Сегодня у нас новый герой – мультиинструменталист, композитор, звонарь, член банды «Коромысло» - иными словами, музыкант Кирилл Гуреев.
"Я позиционирую себя как музыкант. Композитор, этномузыколог, звонарь, ударник, гитарист – все это узкие специальности. Сказать: «Я композитор» - значит сидеть ежедневно по шесть часов и сочинять свою третью симфонию. Широкий спектр идет от того, что мне интересно и нужно в данный момент. Поэтому лучше говорить, что я занимаюсь музыкой.
В консерваторском дипломе написано, что я этномузыколог и преподаватель. Я хотел поступать на композицию, скажу честно. Основной причиной выбора, наверное, стала моя любовь к народной музыке, которая началась с 2001 года. В Петрозаводске проходил фолк-марафон: ирландские волынщики шли по проспекту Ленина в 6 утра. Город стоял на ушах: тут тувинцы, тут ирландцы, а тут кто-то с банджо сидит. Я в 14-летнем возрасте весь этот праздник жизни застал.
Я понял, что народная музыка – это очень круто, что это не Надежда Кадышева, а классное направление. Тогда захотелось играть тоже что-то подобное.
На музыку как на профессию я начал смотреть с детства. Условия, в которых я вырос, не оставляли других вариантов. Я – дитя консерватории, мои родители познакомились там. Первые 6-7 лет своей жизни я думал, что взрослые люди обязаны заниматься музыкой. А то, что кто-то на стройке работает, так это для души, наверное…
У меня были мысли поискать себя где-то вне музыки. Сразу после школы, когда мне куча народу говорила не ходить в музыканты. папа [отец Кирилла – композитор Олег Гуреев. - Прим. ред.], услышав от меня мысль, что музыкой вроде как не заработаешь, что, может быть, стоит программирование освоить, в ответ кивнул и сказал, что в принципе, идея-то неплохая.
Отец всегда хотел, чтобы я освоил музыку, но никогда не настаивал, чтобы я сделал это своей профессией. Я дико благодарен папе за то, что он привил мне хороший вкус и отношение к музыке. С другой стороны, он никогда меня не ограничивал в выборе.
Второй раз я задумался о смене профессии после музучилища [Музыкальный колледж имени К. Раутио]. В этот двухгодичный период я поработал и сторожем, и дворником... Тогда стали происходить какие-то мистические вещи.
Например, в 2010 году я устроился дворником на железнодорожный вокзал: стою на путях, траву выкашиваю. В этот момент мне звонит Сергей Зобнев и предлагает нашей группе «Яр-Хмель» выступления, да еще и с гонораром и приемлемыми условиями. Потом звонок с фестиваля Sommello в Калевале – и тоже условия хорошие! И всё это в течение одного дня, а я такой – в оранжевой жилетке стою… Только подумал, что дворником буду работать, а тут гастроли наметились, с работы нужно отпрашиваться. В общем, на вокзале мне заплатили всего за три смены, а дальше я уволился.
В тот же период я работал в Шуйском народном хоре, играл в ансамбле на ударных. Какие-то деньги это давало, хотя прожить месяц на это было нельзя – получал две тысячи рублей. Тогда же я работал в соборе Александра Невского звонарем. Там у меня была зарплата чуть-чуть побольше. На это и жил.
Зарабатывать группой, а не какой-то другой деятельностью – это мечта, которая актуальна до сих пор. Всегда хочется, чтобы эта сфера приносила больше денег – это позволяет сфокусироваться на творчестве и не отвлекаться на заработки где-либо ещё.
Мы [акустическая банда «Коромысло»] сейчас ездили в тур из восьми городов: Устюжна в Вологодской области, Ярославль, Нижний Новгород, Муром, Москва, Тверь и Санкт-Петербург. В рамках тура выступили на подмосковном фестивале «Чаще всего» под Егорьевском. Собственно, от даты этого выступления и шли при планировании маршрута.
По итогу мы смогли выйти в плюс в плане денег. Все-таки работать себе в убыток – до такого не доходим. Самоокупаемость у коллектива должна быть. Мы не расставались целый месяц, потому что за две недели до тура активно дорабатывали новый альбом. Нам было важно сделать его к гастролям, так что мы здесь чуть ли не ночевали [интервью проходило на репетиционной базе музыкантов - прим.авт].
Это серьезный труд, который несравним с тем, как ты отбываешь на работе 8 часов, когда можно попить чаю и лениво поколупать в компьютере. Это целенаправленная работа и своего рода подвижничество. Так что это не вопрос заработка, конечно, но делать такое еще и в убыток – чересчур.
Во время гастролей мы не ходили по ресторанам, жили на «вписках» [в квартирах у людей, которые были готовы принять музыкантов у себя. - Прим. ред.], что давало возможность что-то приготвоить себе самостоятельно. Когда мы в поездке, у нас общий бюджет, соответственно, на всех закупается еда, питье.
Опровергну миф о музыкантах. Во время гастролей у нас действует сухой закон. Выпивка мешает процессу, слишком расслабляет. Конечно, хочется почувствовать себя крутым рокером с пивасом в руке. Но алкоголь может провоцировать конфликтные ситуации, человек может нечаянно кого-то подвести.
Заработанные от концертов деньги мы либо делим поровну, либо вкладываем в развитие группы. Например, можем купить музыкальный инструмент или что-то из оборудования. Так у нас появился не новый электроконтрабас за 30 тысяч рублей. Последнее приобретение, которому я каждый раз радуюсь, когда беру в руки, это гитара Yamaha APX-500II. Она обошлась нам в 20 тысяч.
Есть такая шутка: музыкант – это такой человек, который загружает инструмент стоимостью от 20 тысяч в автомобиль стоимостью от 100 тысяч и едет куда-нибудь за 300 километров играть концерт за гораздо меньшие деньги.
У музыканта всегда несколько источников заработка. Сегодня моя основная работа, где лежит трудовая книжка, - в детском театральном центре: я концертмейстер и преподаватель в детском ансамбле «Крууга». Помимо этого, я до сих пор аспирант консерватории, поэтому получаю стипендию.
Дополнительный заработок зависит от обстоятельств. Заказов не так много, но бывают. Сейчас, например, я затеялся вместе с московским антрепризным проектом: дописываю музыку для детского спектакля про веселых инопланетян. Это добрый мюзикл с пацифистской моралью, за который мне захотелось взяться.
Обычно заказы находятся по знакомству. Несколько лет назад я пришел в ансамбль «Кантеле» и сказал, что если есть желание, могу для них что-то писать. Две мои композиции сейчас в репертуаре ансамбля, есть третья – уже готова партитура, и музыканты взялись за репетиции [премьера произведения состоялась на прошедших выходных]. В первый раз я запросил 3 тысячи рублей за работу. Это был пробный шаг, так что я не требовал много денег.
Цена каждый раз высчитывается индивидуально и зависит от многих факторов. Бывает, что мне просто нужна какая-то сумма и я ее называю. Есть еще такой элемент, как торг.
Чем менее мне интересна идея, тем больше я попрошу.
Если нужно написать музыку, полностью аранжировать ее, то за тысячу рублей я этого делать не буду. Договариваться начнем от 3-4 тысяч рублей, потому что это работа не одного дня и не одной ночи. А крупные произведения обычно на заказ не пишутся.
Я, наверное, никакой Америки не открою, если скажу, что, когда пишешь рок-альбом или симфонию, нет никаких гарантий, что за это ты получишь деньги. Все зависит от того, насколько все это будет востребованным, популярным. А узнать это можно только после выхода.
Когда я в последний раз оставался на мели? Сейчас. Концерты отбились, но и затрат много в жизни. Например, машину чинить надо. Обычно я привожу ее в порядок перед туром, а по городу уже можно и на раздолбанной поездить. У меня ВАЗ-2111, он покупался под нужды коллектива, чтобы в автомобиль влезали три человека и контрабас.
Если денег нет, то в теплую погоду не считаю зазорным пойти поиграть на улицу и заработать на ужин. Тем более что мне это в удовольствие. Обычно беру с собой народный инструмент, например йоухикко, и иду на набережную.
С одной стороны, это ликбез и просветительство – мне всегда прикольнее показать людям то, чего они не знают. С другой - играть на улице на гитаре - значит собрать толпу людей, которые будут заказывать песни. А мне всегда нравится играть публике что-то менее известное, то, что интересно прежде всего самому.
У меня большой опыт уличных выступлений, лет с 20 этим занимаюсь. Какое-то лето я этим жил. Но угадать, сколько получишь, невозможно. Бывает, вечер впустую просидишь, а иногда больше тысячи рублей накидают. Но ведь не всегда важно, сколько, важно – как. Мне всегда приятно, когда человек задаст вопрос какой-то, послушает с благодарностью, а не просто толстопузый мужик пройдет и не глядя кинет купюру.
Можно похихикать тут, конечно, но для меня это все равно не столько заработок, сколько акт искусства. Да, идешь на улицу по финансовым соображениям, но если играешь на инструменте, то неуважительно по отношению к нему думать в этот момент, сколько он принесет тебе денег.
Что еще можно делать, если нет денег? Всегда есть вариант занять у друга.
Вообще, спланированного месячного бюджета у меня обычно не получается. Смотрю по обстоятельствам, что могу себе позволить, а чего не могу. Иногда увидишь хороший инструмент и думаешь: подожмусь немножко, но пусть он будет у меня.
Мы, музыканты, все очень разные. Самый хрестоматийный и простой путь развития таков: отдала мама мальчика в музыкальную школу на скрипочку, чтоб он не дрался во дворе. Потом каким-то образом мальчик занял пару мест на конкурсах, и его срочно отправили в музучилище. Проучился он в музучилище, затем поступил в консерваторию. Став профессионалом, мальчик устраивается в оркестр и там сидит до пенсии. В принципе, это не самый плохой путь. Возможно, тем, кому это удается, я искренне завидую.
Почему я не пошел дальше по пути ударника? Подумал: я что, буду до пенсии сидеть в заднем ряду оркестра и играть на литаврах? Это же скучно!
С другой стороны, есть оркестры, в которых очень приличные зарплаты. Недавно видел объявление: не знаю, насколько оно соответствует действительности, но симфонический оркестр на Сахалине объявлял прослушивание и в вакансии заявлял заработную плату от 50 тысяч рублей. Если не пугает переезд на Сахалин, то надо ехать и играть.
Парадокс: чем самобытнее музыкант, тем тяжелее ему найти работу. Меня в свое время от будущего в оркестре отвернули собственные амбиции. Я понимал, что похороню там многое другое, что я чувствую, что могу. А в списке вакансий, конечно, никогда не будет фразы «нужен музыкант-универсал, творец». Поэтому, уехав куда-нибудь на Сахалин, я, возможно, был бы чуть богаче, а жизнь моя была бы чуть спокойнее.
Зато сейчас я имею возможность заниматься своим делом – музицировать с приятными и дорогими мне людьми в родном городке. Мне кажется, что это действительно моё: когда мы выступаем вместе – я счастлив от самого процесса, а это деньгами не измерить.