31 января 2012, 15:12

Сменил ИНН и никому не должен

Вернуть деньги за купленную бракованную мебель петрозаводской семье не помогли ни отдел по защите прав потребителей, ни суд, ни судебные приставы.

— Знаете, никогда не думал, что придется столкнуться с такой удивительной ситуацией! — рассказывает петрозаводчанин, представившийся Юрием А лексеевичем. Он пришел в редакцию с кипой документов, чтобы поделиться историей, произошедшей с его семьей в конце прошлого года. Она поразила нас своей простотой и удивила тем, как ушлые торговцы могут пользоваться лазейками в российском законодательстве. А произошло вот что.

Не мытьем...

В апреле прошлого года семья Петровых (назовем их так) в одном из городских магазинов, который сотрудничает с питерским поставщиком мебели, купила диван. В конце месяца долгожданная мебель ценой около 50 тысяч рублей была доставлена в квартиру. Счастливые покупатели стали внимательно осматривать покупку и сразу же обнаружили брак. Мебель возвратили в магазин.
 
Через некоторое время фирма привезла Петровым другой диван. Но и тот, как назло, оказался бракованным. Не работал один из выдвижных механизмов, часть конструкции была собрана некачественно, обивка местами отходила. Покупатели неудачную покупку зачехлили и оставили у себя, решив обратиться в фирму с  требованием вернуть деньги. Супруг на всякий случай позвонил в Санкт-Петербург поставщику, чтобы удостовериться, что вся сумма будет возвращена. Ему пообещали, что никаких проблем не будет.
 
Прошел месяц...  Директор отдела продаж компании наконец-то решилась вернуть деньги, но сделала это очень необычным способом. Договорившись с супругой покупателя о встрече, она приехала к Петровым домой и, не дожидаясь приезда хозяйки квартиры, в присутствии их дочери расчехлила диван. Дальше случилось невообразимое.
 
Когда появилась супруга, директор стала утверждать, что мебель испортили. Мол, появилась приличная царапина, поэтому все деньги возвращены не будут.
 
— Директор заявила, что товар будет уценен, поэтому с нас удержат более 15 тысяч рублей, — рассказывает Юрий Алексеевич. — Супруга, разумеется, с таким решением не согласилась, о чем и написала в акте приемки-передачи. Но это нам уже не помогло, как только фирма увезла диван, нам вернули чуть более 30 тысяч рублей и перестали с нами разговаривать.
 
Петровы решили не сдаваться и подали заявление в мировой суд, который обязал вернуть заплаченные деньги в полном объеме. Фирма-поставщик из Санкт-Петербурга это решение обжаловала, по-прежнему утверждая, что товар уценен. Дело вновь рассматривалось в вышестоящей инстанции, в Петрозаводском городском суде, который оставил решение без изменения. Казалось бы, на этом история должна была закончиться, но не тут-то было.

… так катаньем

Коммерсанты, продавшие бракованный диван, отказались выполнять решение суда. Пришлось обращаться к судебным приставам. Последние же развели руками: взыскивать деньги не с кого.

Фирма-поставщик, проигравшая суд, то ли на стадии рассмотрения дела, то ли после решения изменила ИНН. Получается, что Должника просто не существует, а значит, не с кого требовать долг.

— Я звонил директору петербургской фирмы, — рассказывает пострадавший. — Он же заявил мне, что на этой должности уже не состоит и с него взятки гладки. А вот фирма по-прежнему существует и продает диваны. И вроде бы под прежним названием. А судебные приставы сказали мне, что они уже привыкли к такой схеме мошенничества. Оказывается, у них на полках подобные «мертвые» исполнительные производства лежат кипами. При этом с делать ничего невозможно, потому как в российских законах на этот счетсуществует значительный пробел.
 
— В некоторых случаях судебный пристав не может взыскать с должника его имущество, — пояснила нам пресс-секретарь УФССП России по РК Елена АВДЫШЕВА . — Например, в прошлом году судебными приставами-исполнителями карельского Управления ФССП России окончено и прекращено 1977 исполнительных производств о взыскании административных штрафов по постановлениям, вынесенным должностными лицами ФМС России, из них 497 — в связи с невозможностью взыскания. Что это значит? Это значит, что пристав, отправляя разные запросы, сталкивается или с отсутствием имущества, или с отсутствием самого должника. Нет ни счетов, ни фирмы. Поэтому приведенный вами случай с диваном довольно типичен. Но замечу, что лицо, получившее документ о невозможности взыскания, имеет право в течение трех лет снова и снова его отправлять в службу судебных приставов на исполнение. Бывают разные ситуации, и спустя какое-то время могут найтись следы должника или он, к примеру, обзаведется имуществом.

С этим соглашаются и в отделе по защите прав потребителей городской администрации:

— К сожалению, такая ситуация достаточно распрос транена, — замечает главный специалист отдела, юрисконсульт Иван АКИНФИН. — И когда к нам с подобными проблемами обращаются люди, мы, к сожалению, ничем помочь не можем. Действительно, ООО по закону сейчас несет ответственность только за собственное имущество, а если меняется организационно-правовая форма собственности, то взыскать долг невозможно. Впрочем, слышал, что в законодательство готовятся соответствующие поправки, которые не позволят мошенникам применять такую схему.

Что же посоветовать в такой ситуации потенциальной жертве мошенников? Простому человеку проверить коммерческую организацию на причастность к подобным аферам невозможно, так что остается только ходить за покупками в фирмы, которые за долгие годы наработали себе хорошую репутацию. Узнать о них можно через знакомых, которые уже пользовались их услугами.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

«Благодаря» несовершенству нашего законодательства потребитель не застрахован от недобросовестности не только какой-нибудь Фирмы, но и от мошенничества ее работников. При этом руководство компании может и не знать о проделках своих сотрудников. В этом случае фирма, от имени которой вам якобы была предоставлена услуга, по закону может деньги и не возвращать. Вот пара красноречивых примеров, которые нам привела старший помощник прок урора города Валентина ИГНАТЬЕВА.

■ Ирина Иванова (имя-фамилия изменены) работала страховым консультантом отдела корпоративного страхования карельского филиала крупной страховой компании. Заключив с жителем города договор КАСКО на страхование автомобиля «Nissan», она должна была внести в кассу страховую премию в размере 62 706 рублей, которую ей передал клиент. Только вот деньги на счет компании так и не поступили. Работница распорядилась ими по своему усмотрению. Некоторое время обманудалось держать в тайне, но тут появился клиент, который потребовал возмещения страхового случая. Тут-то все и выплыло наружу. Началась служебная проверка, в ходе которой выяснилось, что подобная «забывчивость» у этой работницы не единственная. Оказывается, она так же выдала хозяину автомобиля «KIA Spektrа» страховой полис ОСАГА и присвоила себе премию в размере 1 900 рублей. В отношении Ивановой было возбуждено уголовное дело. Петрозаводский мировой суд, рассмотрев все «за» и «против», приговорил ее к 100 часам обязательных работ. Только вот обманутому клиенту, который оплатил полис КАСКО, легче не стало. Ущерб страховая компания ему так и не возместила, ремонт пришлось делать за свой счет. Теперь мужчина может лишь в граж данскоправовом порядке через суд требовать от осужденной работницы возмещения нанесенного ему ущерба.
 
■ Похожим образом поступила еще одна женщина, которая работала продавцом мебели в одном из петрозаводских магазинов. Оформляя договор на поставку мебели на сумму 10 тысяч рублей, она брала деньги у покупателя в полном объеме, а в кассу предприятия вносила только ее часть, например 1 тысячу рублей. Подобных эпизодов набралось шесть штук. Себе в карман преступница положила около 40 тысяч рублей. Обман вскрылся, когда в фирму пришел покупатель, который вроде бы оплатил покупку, а в кассе ему сказали, что он внес еще не все деньги. Петрозаводский мировой суд наказал предприимчивого продавца 230 часами обязательных работ. Обманутым покупателям в этот раз повезло: мебельный магазин взял на себя все расходы по возмещению ущерба к лиенту, решив не портить себе репутацию. Мошеннице же придется украденную сумму возвращать своему бывшему работодателю.


А ВЫ СТАЛКИВАЛИСЬ С ОБМАНОМ?

Несмотря на то что в законе «О защите прав потребителей» прописано, что покупатель всегда прав, нас продолжают обманывать, пользуясь раз личными лазейками нашего неповоротливого законодательства. Если вы столкнулись с подобными случаями, то расскажите нам о них. Мы постараемся с помощью специалистов разобраться в этой ситуации и дадим на страницах газеты разъяснения о том, как добиться справедливости.

Пишите нам по адресу: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Первомайский пр., 48 или на e-mail: ppress@mail.ru