11 апреля 2016, 20:08

Иуда и скумбрия. Дневник петрозаводчан, решившихся на Великий пост. Неделя пятая

Большая часть поста позади, а соблазнов не меньше. Смирения как не бывало, более того - зреет бунт!

Без малого уже месяц петрозаводчане Наталья и Евгений, не привыкшие в обычной жизни себя в чем-то ограничивать, соблюдают Великий пост, который продлится до 30 апреля.

Ограничения в пище и развлечениях даются им не просто. И в настроении, и в рационе случались срывы, но, несмотря на это, они упорно продолжают бороться с соблазнами. Как это было, читаем здесь. Первая неделя, вторая неделя, третья неделя, четвертая неделя.

Теперь экватор пройден. С какими мыслями и ощущениями они его пересекли? 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ДЕНЬ 32.

Наталья. Вопрос «почему» стоит сменить на «зачем»

Пост проходит. Последние несколько дней просыпаюсь с этой мыслью, и она меня даже пугает. Пост проходит, он закончится, и я снова окажусь в мире, где в глазах рябит от выбора. Окончательно осознала это накануне, когда оказалась с друзьями в кафе. Все эти места абсолютно бесполезны в пост и существуют просто как площадка для общения. Наблюдала, как подруга, которая не постится, пытается выбрать себе блюдо из двухсот позиций в меню и страдает от этого. Я больше не хочу иметь такой возможности. Хочу, чтобы мой мир был тотально простым на бытовом уровне, который абсолютно неважен. Чем ближе Пасха, тем больше я в этом убеждаюсь. 

Происходят неожиданные и удивительные изменения в сознании. Моя внутренняя натура всегда требовала уюта и комфорта в быту. Сейчас я понимаю, что уют - это не нагромождение вещей, а внутреннее состояние и личность хозяина дома. Я избавляюсь от ненужных вещей, которые не несут смысловой нагрузки. Просто выкидываю их. Я ем только для того, чтобы не чувствовать голод и только то, что действительно нужно телу. А когда нарушаю это правило, становится тяжело и дискомфортно. Я избавляю свой мир от лишних и ненужных звуков, информации, людей. Мир становится простым, и появляется то, что было спрятано в горах мусора. Кажется, все это ближе к буддизму, чем к православию. 

Очень хочется помочь сомневающемуся Евгению, но знаю, что это невозможно, потому что смирение - это дорога, по которой человек идёт один. Я очень долго задавала себе вопрос "почему?". Почему женщина должна покрывать голову и надевать юбку, когда заходит в церковь? Почему нужно креститься? Почему в пост нельзя пить молоко? Вопрос "почему" всегда наполнен раздражением, поэтому нужно исключить его из рациона, но добавить в него вопрос "зачем". Конечно, пост не о еде, как мы неоднократно уже писали. Пост о том, что ты принимаешь условия и смиряешься с ними. Нет тут вопроса "почему условия именно такие?". Потому что. По-моему отличный ответ. 

Когда мы идём лечить зуб к стоматологу, мы не спрашиваем его: "Почему будет больно? Почему я должен сесть в кресло? Почему мне нельзя закрывать рот?" Мы садимся, чувствуем боль и не закрываем рот. Зачем? Чтобы вылечить зуб. Конечно, можно вообще не ходить к стоматологу. Последствия такого решения очевидны. Хочу ли я сказать, что если человек не учится смирению (любым способом, включая пост, другие духовные практики или силой воли), он будет страдать? Да, я в этом уверена. Душевный покой в любой религии достигается только смирением. Способов масса, православный пост - только один из них. 

Мне почти нечего сказать в этот раз про еду, поскольку она вся была вне дома. И её было как-то слишком много. Я стараюсь не сильно себя наказывать за то, что позволяю иногда заезжать в какое-нибудь абсолютно не постное место вроде Макдоналдса. Тренирую выдержку, беру себе картошечку с апельсиновым соком. Из-за вчерашнего похода в кафе сегодня питаюсь исключительно постными сушками с чаем. Чтобы больше не повадно было.

Евгений. О хлебе и мужичонке с собакой.

Все-таки не все наши с Натальей читатели пишут, что мы показушники и популисты, раз затеяли на святом – Великом посте – сделать рейтинги. Во-первых, какие рейтинги? Мало читают нас. Во-вторых, мы журналисты, вот и пишем. 

И, наконец, кому-то нравится. А некоторые вот присылают слова поддержки и доброты, глядя на наши внутренние метания. Спасибо вам, дорогие люди. 

В то время, пока у нас в редакции проходит очередной день рождения с пловом (с чем же еще?) и другими запретными плодами, я пишу этот текст и читаю те самые слова поддержки. 

Так вот вчера пришло письмо, в котором приводится весьма мудрое мнение. Мой друг из контакта прислал мысли протоиерея Андрея Ткачева. 

Привожу эти слова в несколько сокращенном виде (не мог как редактор не сократить что-нибудь). Итак:

«У Серафима Саровского есть такой совет унывающим монахиням — пожевать хлебушка. Хлебушек, мол, тоску и прогонит. Есть у хлеба такая сила, но на пресытившегося человека она не действует. Нужно уметь поститься и воздерживаться, чтобы понять ржаную горбушку как милость Божию — и утешиться.

Между тем современная культура презирает воздержание, а вот тоскует человек не меньше… Индустрия развлечений тоску не лечит, а делает ее еще острее, отяжеляет похмелье.

Нужно попробовать старый способ. Затеплить лампаду, положить поклон. Не поесть до вечера. Почитать Евангелие. Такого человека утешит хлебушек. И тоску прогонит.

Если мы не хотим испытать настоящий, карающий голод, если стремимся достичь спасительной простоты, хотим чувствовать себя детьми Отца Небесного — нам нужно обратить внимание на то, что мы не привыкли замечать, на то, о чем мы часто думаем, как о всегдашнем и непременном.

Ну а коль скоро вы со мною не согласны, ума не приложу, какими глазами вы смотрите на небо и говорите: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…».

Такие вот простые и понятные слова. «Обратить внимание на то, что мы не привыкли замечать». Только вот часто мимо нас не только детали проносятся, а целые драмы, целые жизни. 

На днях на автостоянке ко мне подошел старый знакомый. Я не знаю, кто он. Но время от времени он подходит ко мне, и к другим водителям поболтать. Эдакий человек района, ходит, разговаривает со всеми. Конечно, в нетрезвом виде. Простой мужичонка, не бомж, но и не благополучный явно. Все время извиняется, что потревожил. Никто не на него внимания не обращает. А он вот есть. Одинокий, судя по всему. 

Подошел ко мне и плачет. У меня день тяжелый, домой хочется скорее, а этот плачет. Слезы текут, выпивший, конечно. 

- Представляешь, - говорит. – У меня собака умерла. Болела, болела, страдала и умерла. Жалко так. 

Незнакомец переходит практически на плач – пьяный плач. Смотрит на меня, словно ждет поддержки. Что я мог сказать, разве что пару слов поддержки – «Держись, мол, это жизнь».

А он снова: «Собака у меня умерла». Потом извинился и ушел восвояси. 

И так что-то меня зацепил этот пьяный одинокий мужик с собакой. И сразу история какая-то появилась в голове. История его одиночества. Собаки этой, у которой тоже, видать, никого не было, кроме него. Драма целая. И драм таких у нас под боком столько, и мы не видим их, не знаем и знать не хотим. 

Мы тут мясо не едим и рассуждаем о церкви, а у него собака умерла, которая была для него дороже всех, видимо. А может, и не была. Я не знаю. 

Обязательно, когда в следующий раз он снова подойдет ко мне, я поговорю с ним. Имя хоть спрошу. А то он ведь все время мне рукой машет, когда на машине мимо проезжаю. А потом извиняется, что мешает. Обычный нетрезвый мужичок. Может вот этот наш будущий разговор и будет мне корочкой хлеба после душевного голодания. Надеюсь, что будет.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ

Наталья: "Дорога к храму к смирению не располагает"

В пятницу поняла, что силы на решение внутренних духовных вопросов кончились. Исчерпала я свои ресурсы благодати, радости, спокойствия и смирения. Чтобы не наделать глупостей, отправилась наполняться благодатью на природу. В любой непонятной ситуации не думай, а садись в машину и уезжай из города. Туда, где спокойствие, лес, вода и нет людей. 

Добрались с подругой до заброшенной церкви Рождества Христова в маленьком посёлке Вехручей, который находится в восьмидесяти километрах от Петрозаводска в сторону Вознесенья.

Ехать туда долго и страшно, потому что дорога совершенно убитая и к смирению не располагает.

Храм построили в 1914 году на деньги местных жителей из Вехручья и Шелтозера. Действующим он был совсем недолго, поскольку случилась революция. Коммунисты устроили внутри склад, купола разобрали и вынесли в неизвестном направлении. Иконостас каким-то чудом уцелел, его сейчас можно увидеть в нашей Екатерининской церкви. 

Сейчас храм заброшен, изрисован и расписан местными и проезжающими.

Вместо куполов на крыше растут березы, двери закрыты и заколочены. Впечатление производит пугающее, к спокойствию совсем не располагает. Если бы церковь стояла на трассе "Кола", возможно, её бы уже давно отреставрировали и возродили. А в этом захолустье её вроде никто не видит, поэтому и делать с ней никто ничего не будет.

Не нашли мы с подругой там спокойствия и смирения, но карельская природа и весна помогли.

Достаточно было посмотреть с вершины скалы на Онежское озеро,  речку и поле со стогами сена. Силы вернулись, ещё на недельку их хватит.

Сразу захотелось пойти что-нибудь сделать. Например, устроить субботник на Беличьем острове. Бедные белки прыгают там под деревьями в окружении груды мусора и пустых бутылок. 

Наконец-то я сама приготовила себе картофельные котлеты с грибами.

Поняла, что ни одни покупные с ними не сравнятся. Они должны были стать грибным супом, но в процессе я заленилась, как часто у меня сейчас бывает. В составе картошка, грибы замороженные, специи, лук, соль и постный майонез (универсальная штука!). Лук жарим на сковороде с грибами, параллельно варим картошку, из которой делаем пюре. Перемешиваем все в одной кастрюле, стараемся слепить аккуратные котлеты и жарим их до корочки. Никакой эскалоп с этой вкуснотой не сравнится.

Евгений: "Я до сих пор не понимаю, почему не могу есть мясо"

«Обязательно напиши об этом», - сказала мне сегодня коллега, когда я сообщил ей, что, вероятнее всего, этот пост для меня последний. По крайней мере, последний в плане ряда ограничений в еде.

А все потому, что я до сих пор не понимаю, почему не могу есть мясо и пить молоко и при этом должен питаться макаронами и гречей. 

Наткнулся на днях где-то в Интернете на записки человека, который похудел на сколько-то там десятков килограммов. Так вот он написал очень простую вещь, которая почему-то отложилась у меня в подсознании. 

- Я просто начал есть ту еду, которую понимаю, - написал этот худеющий парень. 
В этой простой мысли, согласитесь, здравый смысл в чистом виде – «которую понимаю». Вот и мне очень хочется понимать то, что я делаю. Вот я понимаю, почему нельзя пить алкоголь в течение поста. Очищение души и тела с алкоголем плохо ассоциируется. Равно как понимаю, почему под запретом эклеры и торт «Наполеон». От них толстеешь, портишь тело. Я понимаю, почему важно есть огурцы и свеклу – они полезные и вкусные.

Но не понимаю, почему в четверг рыбу есть можно, а в среду нельзя. 

Оказывается, в среду православные постятся в память о предательстве Иисуса Христа Иудой. В среду Иуда Христа предал.

При чем здесь скумбрия, которая лежит у меня в холодильнике с воскресенья и так и просится мне в рот? Иуда и скумбрия. Я не понимаю, извините. 

Пятая неделя поста окончательно убедила меня в этой мысли. Делай то, что понимаешь, что полезно твоему телу и душе. Ограничения во вредной пище, а не в мясе и молоке. Секс – он, извините, тоже спорт, он полезен и телу, и душе. Почему тут-то ограничения?

Церковь говорит, что секс для удовольствия грех. Он, дескать, нужен для продолжения рода. Только я что-то не уверен, что семьи священников все сплошь многодетные. 

Хочешь молиться – молись, если тебе это помогает. Если не помогает – не молись. Хочешь ходить в церковь – да запросто. Понимаешь, для чего это делаешь? Делай. Не хочешь ходить – не ходи, кому от этого плохо, если ты не совершаешь злых поступков, не сквернословишь, не обижаешь ближних? Говорят, что верить в Бога и не ходить в церковь нельзя. А не верить в Бога и при этом ходить в церковь можно? Почему же многие так делают? 

Правильно говорят: раньше осуждали за то, что ходишь в церковь, теперь осуждают за то, что не ходишь. Причем осуждают одни и те же. 
Ну да ладно. Хватит с философией. Перейдем к быту. Вчера были в гостях у друзей. Стол, как обычно, радовал. Я, как обычно, ограничивал себя. Тот самый торт «Наполеон» лежал прямо передо мной, но я сдержался. Кстати, довольно спокойно сдержался. Тем более рядом были калитки с картошечкой и пшеном. 

У друзей нашел весы, мои-то сломались в самом начале поста. Оказалось, что с 14 марта похудел на 4 килограмма. Хоть какой-то толк. 

А вообще, вчера был прекрасный день – светило солнце и пахло весной. И почему-то очень-очень захотелось на море, в Турцию.

Ту самую «вражескую» для наших правителей Турцию, которая так тепло принимала много лет российских туристов. Кто был, тот знает – какой же там вкусный воздух! Он весь насыщен ароматами – зеленью, морем, солнцем. Выходишь из самолета в Анталии и вдыхаешь его всей грудью. Какое же блаженство! А какие там вкусные фрукты! Да и вообще – какая это красивая страна. Помню, проехали на автобусе полстраны – сказка просто. И почему она вдруг стала нам вражеской? Самолет сбила, говорят. Случайно куда-то залетел. Или не залетел. Один залетел, другой сбил. И теперь ни воздуха, ни фруктов, ни друзей. Этого, извините, я тоже не понимаю.