04 апреля 2016, 22:05

Дневник петрозаводчан, решившихся на Великий пост. Четвертая неделя

Борьба с соблазнами продолжается. Читаем откровения мужчины и женщины о том, как они ежедневно преодолевают свои привычки и желания.

14 марта начался Великий пост, и продлится он до 30 апреля. На 48 дней постящиеся отказываются от мяса, молока, птицы, рыбы (можно в некоторые дни), выпечки, сладостей и алкоголя, а также усмиряют не только плоть, но и дух.

Если вы следите за тем, как таксист Наталья Митрофанова и журналист Евгений Белянчиков ведут пост, сопереживаете каждой новой мысли, забредающей к ним в головы, каждой несъеденной печенюшке и эскалопу (о них особенно часто скучает Евгений), то знаете, что не один из них не сорвался, не бросил эту затею и ничего запрещенного не отведал. А вот с духовной частью сложнее: Евгений постоянно сомневается, Наталья поддается гордыни и зависти.

Как прошла минувшная неделя, можно прочитать здесь. Время узнать, как Наталья и Евгений провели выходные и с каким настроем начинают четвертую неделю поста.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ. ЭКВАТОР.

Евгений. О благих вестях и Робинзоне Крузо. 

Сегодня Благовещение Пресвятой Богородицы. Дева Мария узнала благую весть о зачатии и о рождении ею Христа. Сегодня светлый христианский праздник. Только вот у меня почему-то на душе не светло. 

Не знаю, но такое ощущение, что високосный год начинает брать свое. У всех по-разному, у меня же эти года всегда были полны каких-то трудностей и неурядиц. Последнюю неделю одно валится на другое. Даже еда отходит на второй план. Точнее, ограничения по еде. 

Любопытно, что я больше не зацикливаюсь на посте. Он стал какой-то неинтересной обыденностью. Знаю, что кто-то сейчас начнет учить меня уму разуму, упрекать чуть ли не в богохульстве, только, напомню, что условием моего участие в этом проекте (не в посте, а в написании дневников поста) было изложение правды. Того, что я на самом деле чувствую. Это я и пытаюсь излагать. 

Порой ощущаю себя Робинзоном Крузо. Он тоже не знал, почему должен находиться на острове, но ему приходилось быть там и подстраиваться под условия жизни. Возможно, мне пора сходить в церковь, исповедаться. 

Хотя с другой стороны следил сегодня за судебным делом священника Петунова, который в пьяном виде сбил женщину. Теперь вот он и его адвокат попросили провести судебно-психиатрическую экспертизу. Дескать, в состоянии аффекта мог быть батюшка. Не дай бог к такому на исповедь попасть. Не перестаю удивляться: что только человек не сделает, чтобы не попасть за решетку. Впрочем, все это на его совести. 

Тем временем коллеги продолжают дразнить меня скоромной едой, всякими сладостями. Они, наивные, думают, что могут меня этим зацепить.

Во-первых, я ел хинкали в субботу, а, во-вторых, пропало вот это состояние, когда для тебя мясо или молоко что-то значат. Приходишь как ослик к кормушке, кидаешь в себя что-то съедобное, свободен. Хотя иногда порывы бывают. Вот сегодня купил пакет с орехами и сухофруктами и мило так поел. Куда больше отвлекают приходящие фотографии от друзей-рыбаков. У них клюет. 

Только что перечитал все это и подумал, что постящийся из меня никакой. Уныние – большой грех. И с этим надо что-то делать. Пытаюсь вспомнить самое светлое событие дня. Ах, вот же оно – общение с ребенком. Два часа озорных глаз, смеха, игр и катания на велосипеде. Говорят, что дети это наше бессмертие. Правильно говорят. А все остальное – чепуха на постном масле. 

Кстати, почему чепуха – на постном масле? Гуглю и нахожу вот это: 

«Все дело в том, что масло животного происхождения – коровье, сливочное — было дорогим, а постное (подсолнечное, кукурузное, льняное) – дешевым. Только скудные, бедные кушанья готовили на постном масле, предназначенные для простых, небогатых людей. Блюдо «на постном масле» означало дешевое, непритязательное, второсортное кушанье. То есть, «чепуха на постном масле». 

Так-то вот. Так что всех с Благовещением. И побольше вам благих вестей.

Наталья. Возможно, вы не знали, но...

Мы с Евгением благополучно добрались до экватора, это стоит отметить. Тем более, что сегодня сразу два более чем символичных праздника – Благовещение и день рождения нашего редактора Лены Гульшиной. Эти события делают день в разы радостнее и оба связаны с женщинами. 

У меня всегда было много вопросов к церкви по "женскому вопросу". Мы говорим о Боге, подразумевая мужчину, священные тексты написаны мужчинами, во главе церковных структур стоят мужчины. В первой главе Нового завета приводится родословная Христа, в которой "Авраам родил Исаака, Иссак родил Иакова" и так далее. Роль женщины в процессе рождения не учитывается. Мария – случай исключительный. Наконец-то за много тысяч лет после Евы-таки уродилась баба, настолько чистая и верующая, которой можно доверить непорочное зачатие и славное рождение. Так что Благовещение – один из немногих женских церковных праздников, когда мужчины соглашаются, что "тут без вас не обошлось". Правда, и Еву нам не прощают.

Поскольку праздник сегодня женский, у меня есть для нашего слабого пола история-утешение из рубрики "Возможно, вы не знали". Согласно каббалистической традиции и Свиткам Мертвого моря, Ева не была первой женой Адама. Бог создал по своему образу и подобию двух людей – мужчину и женщину, мужа и жену. Даму эту звали Лилит, и была она прекрасна, умна и совершенно неуправляема. Она не хотела рожать детей, сидеть дома и штопать Адаму носки, готовить ему борщ из райской свеклы. Она считала себя равной мужу и хотела быть свободной, поэтому почти сразу от него сбежала и по преданию пошла на сеновал флиртовать с Сатаной. Адам обиделся и нажаловался Богу, а тот отправил к Лилит ангелов, которые тоже не смогли её вразумить. Пришлось Лилит наказать и сделать "демоном", а обиженному Адаму вырвать ребро и создать новую жену. Покорную, смиренную, с материнским инстинктом и желанием всегда быть при муже на вторых ролях. 

Лилит из ветхозаветной истории по понятным причинам вырезали, а после сделали из нее "пожирательницу младенцев" и крылатого "стража ночи". Цимес в том, что она никуда не делась и по-прежнему присутствует в каждой представительнице рода людского. В идеале, женщина должна сочетать в себе и Лилит, и Еву, и жену, и любовницу, и свободу, и материнство, и черную, и белую сторону женственности. Такие дела. Правда, даже покорная Ева накормила Адама яблоком, не удержалась.  

Без юмора поститься очень сложно, поэтому в нем я себе не отказываю. С его помощью проще бороться с раздражением и даже проще смиряться. Поняла, что готова продолжить ограничивать себя в еде и после Пасхи, поскольку мне это действительно нравится. Вернуть в рацион яйца и молоко, но в целом оставить пищу постной и простой. Прочитала у Евгения про хинкали, первые десять минут завидовала, а потом поняла, что я их просто не хочу.

Из всего, что я запретила себе употреблять, по-настоящему хочется только колы со льдом. Без остального можно спокойно прожить. Поэтому в праздник я не ем рыбу (хотя ее можно), а вкушаю прекрасные постные вареники с картошкой и кабачковой икрой. По православной традиции в Благовещение нужно отпускать на свободу птиц. К сожалению, птиц у меня нет, только кошка, которая летать не умеет и на свободу не хочет.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ.

Евгений. Падение и взлет.

Случилось то, чего я опасался. Но в то же время прогнозировал. В минувшие выходные я нарушил пищевые правила поста. Было это в большом путешествии в Заонежье, куда меня позвали мои друзья. Закрытие рыболовного сезона – вот причина поездки, а также путешествие в старинную деревню Яндомозеро, где находится великолепный памятник архитектуры Заонежья Варваринская церковь. Точнее, находилась…

Варваринская церковь в Яндомозере

Впрочем, сначала о неприятном. В самом начале поста я для себя решил, что могу разрешить себе нарушить воздержание от мяса и вина не более двух раз за пост. И оба раза, планировал я, это может произойти в путешествиях. Причем путешествие в Заонежье как раз и было одним из двух запланированных. И в этом смысле я оказался честен сам с собой.
Вспоминал я накануне поездки еще и совет нашего карельского священника Константина Савандера.

Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях, - рассказывал батюшка нашему сайту правила поста.

Мое путешествие в Заонежье как раз и было вполне себе непростыми условиями – ехать в Яндомозеро пришлось в санках снегохода.

Яндомозеро

Так что и здесь все не так плохо.
Несмотря на то, что я себя уже почти убедил, мол, ничего страшного не произошло, я все же жаждал еще каких-то слов поддержки и заглянул на сайт Карельской епархии.

И что я там вижу:

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Вот и я виду не подал и уважил гостей деревенского дома, сохранив к ним любовь.
– Ты нас уважаешь? – спросили они.
– Уважаю, - ответил я и позволил положить к себе в тарелку запретный продукт. Примерно так это было.

Так вот теперь могу сказать правду – таких сочных хинкали я не ел никогда. То ли постное воздержание так подействовало, то ли просто это национальное блюдо кавказской кухни, похожее на большие пельмени, было настолько вкусным – но это было что-то! Ну а под вино так и вовсе пошло замечательно.
Кстати, была еще наивкуснейшая копченая онежская рыба. Прямо тут же и закоптили.

Ну а главным воспоминанием выходных стало, конечно, посещение деревни Яндомозеро. Летом прошлого года был здесь дважды. Варваринская церковь – главная достопримечательность заброшенной деревни. Год постройки – 1650-й, старше Преображенской церкви с Кижей почти на 70 лет. 35 метров высотой. Несколько раз ее реставрировали. Стояла и радовала глаз.

Лето 2015-го

И вот теперь ее здесь больше нет. Разбирают памятник архитектуры по бревнышку и перевозят в деревню Типиницы, где и людей побольше и дороги есть. С одной стороны, правильное дело – спасти историю, гниет церковь здесь, вдали от дорог. С другой стороны – без Варварушки, как звали ее местные, опустело Яндомозеро, стало обычным, погибающим местом.

Варваринская церковь. 2 апреля 2016 года

Рад, что пробились мы по льду озера Яндомозера к церкви этой. Настоящей, намоленной, с историей. Успели застать хотя бы часть ее. Теперь вся эта история в Типиницы поехала. Там сгорела когда-то церковь. Варварушка ее заменит. Глядишь и приживется. Даст Бог.

После визита в это почти святое место, стало как-то спокойно, мысли пришли в порядок и угрызения совести прошли.
А уже с воскресенья я вернулся в свой мир, в свой пост. Без хинкали и красного вина. Но зато с яркими воспоминаниями и новыми силами.  

Наталья. Героиня ток-шоу.

Пост – лакмусовая бумажка. Делает явным то, что мы тщательно скрываем и не хотим видеть. Где у нас тонко, там и рвется. Это мудрое время расскажет обо всем, что мы не хотим о себе знать. Подкинет ситуации, людей, события и факты, чтобы ты натянулся, как струна и попробовал где-то не порваться. 

Встретила на выходных потрясающего человека, который лишний раз доказал, что пути у всех разные, но все мы идем в одном направлении. Человек этот – пенсионер из Новосибирска, альпинист, спортсмен, доцент, волонтер, олимпийский факелоносец, бизнесмен, муж, отец и дедушка. Он покорил Эльбрус и пик Ленина, собирается добраться до вершины Эвереста. Он покрестился в пятьдесят лет и соблюдает пост, но считает, что в горах без мяса не выжить. И там, на вершине, он ищет то же самое, что другие ищут у подножья. Кому-то для поиска ответов нужно забраться на Эверест, кому-то медитировать сорок дней под деревом, а я вот пощусь и копаюсь внутри себя. И обращаюсь к природе. Гостя-альпиниста, который уже, кажется, все видел, отвезли на Кивач, где его внимание привлек не столько водопад, сколько карельская береза. 

Почти половина поста позади, и с каждым днем кажется, что не хватит времени на что-то важное. Очень много думаю об ошибках, покаянии, прощении и совести. Легко простить человека, который наступил тебе на ногу. Легко простить себя за то, что разбил любимую мамину вазу. Особенно в пост за маленькие ошибки прощать легко себя и других. Но именно сейчас перед тобой ставят большой экран, где ежедневно транслируют ток-шоу с тобой в главной роли. Показывают тебя настоящего во всей красе. Благодаря ограничениям в пище и в жизни, ты постоянно присутствуешь при том, что творишь. И вот тогда прощение становится испытанием. Есть вещи, за которые себя простить почти невозможно и есть люди, у которых уже невозможно попросить прощения. Еще сложнее простить человека без извинений и без его присутствия. У нас обычно не получается. И тогда мы несем на себе вину или обиду всю жизнь. Прибавляя ее к той вине и обиде, которую родители нам передали по наследству. Пост заставляет прерывать эту цепочку и разбирать на молекулы. Он хочет помочь.

Друзья говорят, что я похудела. Это, конечно, неважно и даже в чем-то вызывает раздражение, поскольку ждешь достижений в другом. Телесный пост я нарушаю только в случае, если в магазине нет нужного хлеба или булки, где в составе не написано "может содержать следы яичных продуктов". Тогда беру, что есть. Весь рацион состоит из хлеба, овощей, фруктов, картошки с макаронами и чая. Остальное покупается, но лежит в холодильнике мертвым грузом. Иногда есть не хочется вообще, потому что питаешься чем-то внутренним. В следующий раз порадую читателей каким-нибудь постным рецептом и заодно не забуду поесть.

Ранее в этом сюжете:

Яна Козьмина's picture
Автор:

Окончила филфак ПетрГУ. Учится играть словами, любит интересные детали и стремится к легкости слога. В людях ценит силу воли, доброту и самоиронию. Себе с уверенностью приписывает последнее. Настоящее удовольствие получает от хорошей музыки, чашки вкусного чая и компании остроумного собеседника. Находится в активном поиске любопытных историй.